СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздела программы по биологии «Размножение и развитие организмов» 10 класс профильный уровень

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа предназначена для изучения предмета «Биология» в классах с углубленным изучением биологических дисциплин. Программа полностью включает в себя программу общеобразовательной школы по биологии для  10 класса Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Е.А.Дмитриева линия «Сферы» учебник «Биология» профильный уровень/

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела программы по биологии «Размножение и развитие организмов» 10 класс профильный уровень»

Министерство образования и науки Нижегородской области

Нижегородский институт развития образования

кафедра естественнонаучных дисциплин













Методическая разработка раздела программы по биологии

«Размножение и развитие организмов»

10 класс профильный уровень






Учитель биологии: Матросова Е.С.

























город Нижний Новгород


2016г




  1. Пояснительная записка


Программа предназначена для изучения предмета «Биология» в классах с углубленным изучением биологических дисциплин. Программа полностью включает в себя программу общеобразовательной школы по биологии для 10 класса Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Е.А.Дмитриева линия «Сферы» учебник «Биология» профильный уровень, в ней сохранены все разделы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока расширено и углублено. При реализации углубленной программы «Биология» используется УМК для программы Л.Н. Сухорукова «Биология», т.к. данный методический комплекс позволяет не только реализовать фундаментальное ядро базовой программы, но и способен обеспечить существенную дифференциацию, расширение и углубление отдельных вопросов и тем, и использовать их для формирования углубленного уровня знаний, обеспечивающего высокую биологическую грамотность учащихся, формирование научного мировоззрения как основы биологической грамотности и практической деятельности. Главная идея УМК – создание единой информационной среды при обучении биологии на основе взаимодействия всех его составных частей.

Общие концептуальные принципы:

-обеспечение преемственности школьных биологических разделов;

-единые методологический, методический, информационный подходы к организации учебного материала;

-наличие унифицированной навигационной системы, позволяющей осуществлять единую технологию обучения и способствующей овладению обучающимися навыками отбора, анализа и преобразования информации;

- использование современных педагогических технологий (деятельностные технологии обучения, проектная деятельность)

Главные психолого - педагогические принципы:

Ориентация на развитие культуры личности, формирование ключевых компетенций и универсальных учебных действий, обеспечивающих мобильность знаний и опыта деятельности в конкретных ситуациях.

Методические подходы к отбору и построению содержания:

1.Обеспечение целостности школьного биологического образования на основе исключения дублирования содержания разделов биологии, последовательного развития понятий в течение изучения раздела.

Содержание раздела обеспечивает необходимую подготовку к ЕГЭ.

2.Проектирование содержания раздела как модели науки в системе культуры на основе:

- рассмотрения современных теоретических обобщений

- на историко-культурном фоне через персонификацию идей, описание выдающихся открытий; обращение к социально – этическим проблемам биологии.

- включения в содержание образования не только законов и теорий науки, способов деятельности, но и опыта творческого поиска, эмоционально - ценностного отношения к живой природе, здоровью человека;

3.Усиление практической направленности содержания и формирование на этой основе способности эффективно применять знания и опыт в конкретных ситуациях, самостоятельно решать проблемы познавательные, бытовые, жизненного самоопределения.




2. Цели и задачи раздела

«Размножение и развитие организмов»


Цель: формировать научные знания о формах размножения организмов, актуализировать и развивать знания о клеточной теории, особенностях процессов деления клеток, как основу для развития мировоззренческих и биологических компетентностей; развивать разнообразные виды учебной деятельности, в том числе, и навык исследования, как универсальный способ освоения действительности и приобретения субъективно новых знаний, т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.


Задачи

Образовательные:

- показать, что способность к размножению и индивидуальному развитию - важнейшее свойство живого, проявляющееся на клеточном и организменном уровнях

-актуализировать знания о строении и функциях ДНК, процессе репликации и его значении, чередовании поколений в жизненном цикле растений, двойном оплодотворении.

Развивающие:

- сформировать умения: анализировать и сравнивать митоз и мейоз, половое и бесполое размножение, циклы развития растений, фазы эмбрионального развития животных;

- продолжить развитие познавательного интереса на основе использования лабораторных работ, самонаблюдений и заданий, требующих применения знаний в повседневной жизни;

- формировать исследовательские умения и навыки в процессе проведения наблюдений и экспериментов.

Воспитательные:

- приобщать к ценностям научного познания и осуществлять патриотическое воспитание через биографии выдающихся ученых К.Бэра, С.Г.Навашина;

- приобщать к практической и трудовой деятельности по размножению комнатных растений и озеленению школьных помещений.


3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии

с возрастными особенностями

Для того чтобы развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Юность — период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15-16 до 21-25лет.

В познавательной сфере у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами.

Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы.
В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания.

Таким образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.
Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

В личностном развитии старшеклассники все больше приобретают качеств, связанных со взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности — уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

В развитии эмоциональной сферы старшеклассник заметно отличается от подростка. К 15 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, чем подростки. Отличительной особенностью юношеских эмоций является их достаточно высокая избирательность.

Юноши, по сравнению с подростками, лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво, оно в меньшей мере зависит от нервной системы и в большей степени определяется факторами среды. Однако и в юношеском возрасте наблюдается повышенная эмоциональность.

Самооценка в ранней юности относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. В это время преобладает оптимистичный взгляд на себя и свои возможности, юноши не слишком тревожны.

Самоуважение старшеклассников в целом выше подросткового, интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль над своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. В этот период молодой человек решает, каким он будет в своей взрослой жизни.









4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы

и способы их проверки


Ожидаемые результаты освоения раздела программы

Образовательные задачи:

рубрика знать\понимать включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися, ученики должны понимать смысл изучаемых биологических понятий, законов, явлений:

- использовать терминологию и биологические понятия для описания:

- способов деления клеток, способов размножения;

- характеризовать признаки и свойства биологических систем;

- характеризовать периоды интерфазы, фазы митоза, мейоза;

- распознавать стадии митоза, мейоза на рисунках и микропрепаратах;

- объяснять биологическое значение митоза, мейоза, бесполого, полового размножения;

- объяснять значение размножения в природе и для человека;

- объяснять роль в формировании биологической картины мира

- видовое постоянство числа хромосом

- диплоидный и гаплоидный набор хромосом

- оплодотворение

- развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла

постэмбриональное развитие: прямое и непрямое


Развивающие задачи:

рубрика уметь включает в себя требования к умениям учебно-познавательной, исследовательской, информационно-коммуникативной, рефлексивной, практической и творческой деятельности и позволяет реализовать компетентностый подход в обучении:

учебно - познавательная деятельность

-овладевать приемами мыслительной деятельности анализа, синтеза, обобщения, сравнивать и делать выводы, определять принадлежность к группе - классифицировать;

- формировать умение различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы и теории;

- овладевать адекватными способами решения практических и творческих задач;

- приобретать опыт выдвижения гипотез и проверки выдвигаемых гипотез

исследовательская деятельность

- обнаруживать и обобщать факты;

- наблюдать и описывать по плану для исследования структуры;

- наблюдать за живыми объектами;

- исследовать изменения структуры

информационно-коммуникативная деятельность

- владеть монологической и диалогической речью;

- овладевать навыками письменной речи для ясного и доступного выражения своих мыслей при написании инструкций, при составлении текстов исследовательских работ.

рефлексивная деятельность

- владеть навыками организации учебной деятельности: постановкой цели, планированием, подбором средств;

- владеть навыками контроля и оценки своих действий

практическая деятельность

- осуществлять самостоятельный поиск учебной информации;

- выявлять зависимости и представлять результаты исследований с помощью схем, таблиц;

- обнаруживать различные функциональные группы, выстраивать схемы

способов деления, размножения;

- решать задачи на применение изученных правил,

законов (ЕГЭ С5);

- приводить примеры практического использования полученных данных;

- обосновывать необходимость охраны окружающей среды;

творческая деятельность

- использовать метод моделирования.

проектная деятельность

- учащиеся развивают умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую для работы над проектом (исследовательской работой, презентацией и т.п.) информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий;

- получают навыки задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания оппонентов и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе.


Воспитательные задачи:

воспитание убежденности в возможности познания природы и использование этих знаний для решения разнообразных жизненных задач:

- оценивать влияние среды на размножение человека.

- использование полученных знаний в практической деятельности.

- умение уважать чужое мнение.
































Проверка результатов

Подготовленность учащихся определяет качество выполненной ими работы, главными критериями при этом являются степень овладения теми или иными знаниями, умениями, навыками, тщательность и научность исследования, соответствие исследовательской работы требуемым нормам и правилам оформления. Но при этом в работе не исключается взаимоконтроль и взаимопроверка товарищей, это становится особенно актуальным в процессе подготовки к защите авторских работ и проектов.

В соответствии с требованиями к подготовке учащихся можно предложить следующую систему оценивания их учебной деятельности:


Виды деятельности, которые оцениваются

Критерии

Решать тесты и задания со свободным развернутым ответом, решать творческие задачи

Оценка деятельности осуществляется в соответствии с уровнями усвоения знаний:

первый уровень (узнавание) - умение отличить данный объект от аналогов по внешним характеристикам;

второй уровень (репродуцирование) – выбрать объект или явление на основе ряда признаков, дать определение понятия, пересказать учебный материал в устной или письменной форме;

третий уровень (продуктивная деятельность) – понимать функциональные зависимости между явлениями и умение описывать объект, решать задачи, вскрывать причинно-следственные связи, умение связать изученный материал с практикой, с жизнью;

четвертый уровень (трансформация, творческая деятельность) – теоретическое моделирование - замена объекта моделью, исследование модели, перенос информации на подлинный объект

Выполнять эмпирические исследования методом наблюдения

Умение сформулировать цель исследования, его гипотезу, умение спланировать исследование, собрать факты, оценить полученные результаты, сделать выводы, оформить результаты работы

Осуществлять поиск и отбор информации

Привлечение различных источников информации, соответствие отобранной информации теме доклада или сообщения

Конспектировать и реферировать информацию

Умение выделить основное в отобранной информации и изложить в письменной форме

Готовить сообщения и доклады в письменном виде

Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, подбирать и представлять иллюстративный материал

Выступать с сообщениями и докладами

Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, четко и кратко излагать мысли, иллюстрировать рисунками, схемами и пр., делать компьютерную презентацию

Участвовать в дискуссии

Умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Вести портфолио

осуществлять анализ своей учебной деятельности, фиксировать достижения




5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся


В качестве основных образовательных технологий используются технологии оказывающие активное влияние на формирование личностных характеристик учащихся - проблемно-развивающие, основанные на постановке проблемных вопросов, создании проблемных ситуаций, позволяющие формировать критическое мышление и навыки активного речевого общения, личностно-ориентированные, помогающие построить субъект – субъектное обучение, создать ситуацию личностного роста, включить учебные задачи в контекст жизненных проблем, формулировать собственную позицию и осуществлять выбор.

Преобладающий метод обучения – проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся. Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством учителя. Использование этой образовательной технологии в сочетание с проектной деятельностью позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, что позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу к самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

Формы организации учебной работы учащихся – индивидуальные, фронтальные, парные, групповые. Одной из форм организации исследовательской деятельности учащихся при изучения тем данного курса является групповая форма работы. В процессе коллективного учебного труда создаются наиболее благоприятные возможности для интерпретации знаний и для наиболее полного психического развития каждого школьника.  Каждой группе школьников ставится единая исследовательская задача, для решения которой необходимо объединение усилий всех членов группы и тесное взаимодействие с другими группами учащихся. Особенность такой формы организации деятельности учеников в том, что слабоуспевающие ученики получают необходимую им помощь от своих товарищей, т.е. «обучающую» работу ведет не только учитель, но и учащиеся. Чтобы группа успешно справлялась с проектом, среди ее участников должны быть:

«генератор идей» - тот, кто придумывает,

«эрудит» - тот, кто много знает,

«критик» - тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет.

Также должны быть лидер и исполнители. И еще, учащиеся должны сотрудничать, в нужный момент проявлять гибкость или принципиальность, видеть точку зрения другого и убедительно отстаивать собственную позицию, идти на компромисс ради общей цели.

Итак, одной из наиболее перспективных образовательных технологией является метод проектов, включающий как самостоятельную, так и групповую работу учащихся по выбранной ими теме или проблеме в рамках изучаемого раздела. Актуальность данного метода обусловлена тем, что он альтернативен классно-урочной системе, ориентирован на индивидуальные интересы ученика, помогает применять накопленные знания, учит искать и конструировать новые знания, стимулирует творческое и критическое мышление, обучает достижению конкретных результатов через постановку и решение задач и проблем, развивает умение обучаться на собственном и чужом опыте. Умение осуществлять деятельность по выполнению учебного проекта является интегрированным умением, включающим в себя:

анализ личного опыта;

формулирование цели и задач;

планирование деятельности;

поиск информации, ее анализ и преобразование;

применение имеющихся знаний на практике, для выполнения конкретных задач;

умение осуществлять самоанализ и рефлексию;

подготовку презентации результатов собственной деятельности.

Проектные технологии – одна из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов.


































Проект как метод обучения


Термин

Словарное значение

Педагогическое значение

Метод

Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо

Совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, способ организации процесса познания

Проект

План, замысел, предварительный текст документа

-

Метод проектов

-

Способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, увидеть и сформулировать проблему.

Проблема

Задача, требующая разрешения, исследования.

Осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, при помощи имеющегося у него знания и опыта. Проблема берет свое начало в проблемной ситуации.

Задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации.

Проблемная ситуация

Обстоятельства и условия деятельности, содержащие противоречия и не имеющие однозначного решения, в которых разворачивается деятельность индивида или группы

Обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения.

Учебный проект


Совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся партнеров, имеющих общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.


















Организация групповой работы учащихся


Одной из форм внутриклассной дифференциации, хорошо зарекомендовавшей себя не только в личностно-ориентированной педагогике, но и еще в «старой», «советской» школе, является групповая работа. Обычно объединение учеников в группы используется при проведении лабораторных и практических работ на уроках биологии, но возможно применение этой формы занятий и на самостоятельных работах, в том числе носящих творческий характер.

Групповая форма проведения занятий имеет ряд крупных преимуществ перед фронтальной и индивидуальной формами:

во-первых, это психологический аспект – при работе в группах ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию, распределению труда между членами группы; осуществляется взаимообучение и взаимоконтроль;

во-вторых, упрощается процедура проверки работы учителем (вместо 25 –30 работ ему нужно проверить 6 – 9 групповых отчетов).

В некоторых случаях, например, при организации работы в компьютерном классе, где количество ПК меньше количества учеников, организация групповой работы является одним из наиболее эффективных подходов.

Вместе с тем у групповой работы есть ряд существенных недостатков, понимание которых необходимо для их преодоления:

часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного ученика, т.е. будет несправедливой;

неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема «весового» наполнения оценки, ее дифференцированности;

наконец, в практических и лабораторных работах сложно оценить степень овладения учениками суммой практических навыков, на развитие которых нацелена работа.

Каждый учитель, используя групповую форму работы, ищет и находит свои способы преодоления указанных недостатков. Уже первый этап любой групповой работы – разделение учеников и формирование групп – позволяет определиться с подходами к использованию тех или иных достоинств и преодолению недостатков этой формы работы. Разные способы формирования групп, их достоинства и недостатки, а также способы коррекции последних, представлены в таблице

















Способ формирования группы

Достоинства

Недостатки и пути их устранения

1

По решению учителя

Можно выровнять группы по силе учеников, в них входящих (ценой разной силы групп)

Сложно учесть симпатии и антипатии учащихся

2

По желанию учеников

Обычно в таких группах нет психологической несовместимости, контакт между учениками лучше

Возможна разная сила учеников в группе и разная сила групп в целом, разная численность учеников (в какой-то мере учитель может это исправить, перемещая отдельных учеников из одной группы в другую)

3

По знакам Зодиака

Необычное решение, обычно впечатляющее учеников; совместимость в группах, неожиданные сочетания учеников

Сложно просчитать состав групп (затраты времени учителя), не все представлены в классе одинаково, нет гарантии совместимости; открытым остается вопрос о силе групп

4

По набору лидеров (первым по рейтингу 5 - 7 ученикам представляется право набрать себе группы)

Относительное равенство групп по силе, достаточно высокая совместимость в группах; психологическая подготовка к рынку труда

Психологический пресс на тех, кого выбиралипоследними или вообще не хотели выбирать; разный вклад учеников в ответ (учитывается путем расчета коэффициента индивидуального участия)

5

По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит – критик – генератор идей)

Максимальная эффективность труда, большой творческий потенциал групп

Не всегда соответствует симпатиям - антипатиям учащихся, нет простого адекватного теста для выделения стиля деятельности, сила групп не сбалансирована

6

По темпераменту, преобладающему полушарию мозга и др. психологическим характеристикам

Эффективность работы, мотивированность сочетания учеников в группах, неожиданность состава

Требует больших предварительных исследований, ряд характеристик можно оценить лишь приблизительно, не всегда можно решить, какие типы людей совместимы, а какие - нет








6. Система знаний и система деятельности


Раздел курса биологии в 10 классе «Размножение и развитие организмов» является завершающей ступенью изучения. Именно поэтому данный раздел включает систему биологических понятий, формирование которых было начато в 6 - 9 классах.


Научные факты

Биологические понятия

Законы, правила

Существование митоза, мейоза, оплодотворения, вегетативного размножения, ценность полового размножения как источника наследственной изменчивости, предоставляющей материал для естественного отбора и селекции.

Жизненный цикл клетки, интерфаза

Митоз, фазы митоза. Амитоз.

Редукционное деление, мейоз, конъюгация, кроссинговер

бесполое, половое

размножение. Циклы развития растений и животных

Развитие половых клеток.

Строение сперматозоида,

Яйцеклетки.

Онтогенез. Апоптоз.

Биогенетический

закон

Зародышевого развития





Модель структуры содержания


Школьник учится познавать живую природу и на этой основе самоактуализироваться, формировать систему ценностей и убеждений, необходимых для принятия решений и обуславливающих направленность личности ребенка.

Организация учебной деятельности

Деятельность – это работа, которая вызывает в человеке или в окружающем мире коренные изменения.

Деятельность – это особая форма активности личности, целью и результатом которой является изменение самого себя как субъекта деятельности, а не изменение предмета, с которым действует ученик.

Структура деятельности:

потребности – мотив - цель и задача – действие – операции – результат - рефлексия.

Мотивационный этап – это сообщение о том, зачем нужно изучать данный раздел программы, его цели и задачи.

Операционально – познавательный этап - в процессе этого этапа происходит непосредственно усвоение учебного материала.

Рефлексивно – оценочный этап – в процессе этого этапа происходит анализ проделанной работы, на основании поставленных задач. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы.

Методы мотивации:

эмоциональные: поощрение, порицание, игра, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание;

познавательные: создание проблемной ситуации, конкретная практическая задача, которую ученик может решить, выполнение творческих заданий, жизненный опыт;

волевые: формирование ответственного отношения к труду, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция, прогнозирование будущей деятельности;

социальные: развитие желания быть полезным обществу, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы.

Приемы мотивации: диалоги, парадоксы, антиномии.

Коллективная форма деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная, т.к. помогает определить границы «знаю - незнаю», заставляет даже слабых учащихся трудиться, чтобы не быть хуже других. Оценка результатов необходимо давать качественный, а не количественный анализ учебной деятельности, подчеркивать положительные моменты.