«Актанышская средняя общеобразовательная школа№2 с углублённым изучением отдельных предметов» Актанышского муниципального района Республики Татарстан
Методическая разработка Парламентского урока
Тема: «Принципиальность и гибкость парламента в укреплении государственности – проявление силы или слабости? ».
(урок-дискуссия в 11кл.).
Автор: Амирханов Инсаф Афтахович
учитель истории и обществознания
Актаныш-2016
Парламентский урок в 11 классе по теме
«Принципиальность и гибкость парламента в укреплении государственности – проявление силы или слабости? ».
Цели урока:
- используя знания учащихся об основных событиях 90-х гг. XX –начала XXI в Татарстане, сделать вывод о возможных вариантах развития республики;
- закрепить умения учащихся работать в группах, аргументировано отстаивать свою позицию;
- закрепить навыки работы с историческими документами.
Тип урока: урок-дискуссия
Основные понятия:
Суверенитет – право верховной власти проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику.
Сепаратизм-стремление к отделению, обособлению, к самостоятельным действиям и выступлениям ,целью которых чаще всего являются отделение той или иной части государства и создание нового, независимого государственного образования.
Политический кризис – резкий, крутой перелом в деятельности существующей власти, невозможность для нее и дальше управлять страной старыми методами.
Ход урока
I. Организационный момент. Учащиеся делятся на четыре группы и в течении 10 мин готовятся к дискуссии, - участники в группах выбирают лидеров, которые затем представляют позицию группы;
1-ая группа - сторонники независимости
2-ая группа - противники независимости
3-ая группа- центристы
4-ая группа- эксперты
члены команды ищут аргументы в защиту позиции, которую по жребию отстаивает их команда, даже если они лично думают по-другому;
- группы 10 минут обсуждают проблемы, выбирают аргументы в защиту своей позиции используя учебник пар.24, 25 и дополнительные материалы –домашние заготовки.
II. Мотивация: Учитель - «Рассматривая период развития Татарстана с 1990-х гг. по настоящее время можно утверждать, что роль настоящего парламента проявляется у нас именно на рубеже 1990-х годов. И связано это, с повышением статуса республики и обретением ею государственности. Однако в начале XXI века процесс усиления централизации в России уменьшению прав субъектов федерации. Из Конституции Татарстана были исключены положения о суверенитете республики. Изменениям подверглись и многие другие татарстанские законы. Тема сегодняшнего урока «Принципиальность и гибкость парламента в укреплении государственности – проявление силы или слабости?». В ходе дискуссии нам надо выработать свой взгляд на обсуждаемую проблему и высказать свои мысли. В этом нам помогут ответы на следующие вопросы:
1. Почему принятие Декларации о государственном суверенитете не привело к стабилизации общественно- политической ситуации в республике?
2.Какую политическую значимость имели Договора об разграничении полномочий между РФ и РТ?
3.Как вы оцениваете роль парламента в принятии многих поправок в Конституцию Татарстана?
4. Каким вы представляете будущее Татарстана?
В ходе нашей дискуссии нам помогут : 1) статья Р.С.Хакимова: « Конституция Российской Федерации и опыт договорных отношений» Опубликовано в журнале "Конституционное право: Восточноевропейское обозрение", № 4 2003 2) статья Р.Ф. Абдрахманова «Татарстан в начале XXI века » Институт истории им. Ш.Марджани АН РТhttp://www.tataroved.ru/publication/kazan/6/1
3) Конституция РТ 1992г.,Конституция РТ -2002г. file:///C:/Users/Insaf/Desktop/КЦФПП Конституция РТ от 19.04.2002
III. Работа в подгруппах (10 мин).
1. Используя документы по новейшей истории Татарстана, каждая группа готовит выступление в защиту своего взгляда на важнейшие события и дает оценку действиям парламента, готовит проект социально-экономического развития Татарстана по пути демократии и доказать невозможность альтернативных вариантов.
2.Сравнивая Конституцию Татарстана 1992 года с новой редакцией Конституции 2002 года, дают характеристику статусу республики.
3. Используя дополнительные материалы, выявляют проблемы, стоячие перед республикой и роль депутатского корпуса в их решении.
IV. Дискуссия
По одному представителю от каждой подгруппы в течении 5 -8мин. излагают свою точку зрения на поставленные вопросы
-Лидер 1-ой группы утверждает, что 1990-е гг. Татарстан мог бы возродить настоящую государственность. Парламенту не хватило смелости поддержать национальное движение. Опираясь на принятую Декларацию независимости 1990 г , не надо было давать разъяснения к формулировке референдума 21 марта 1992 г. по вопросу о ее государственном статусе .Надо было в полной мере использовать то, что в 1991 году Б.Ельцин во время своей предвыборной кампании был в Татарстане и произнес знаменитые слова, которые в Татарстане восприняли всерьез: “Берите столько суверенитета, сколько проглотите!” поскольку тогда в республике была весьма популярной идея не только равноправного с Россией статуса, но и полной независимости. Даже без разъяснения формулировки референдума, положительный ответ дали бы большинство граждан республики. Противники референдума не победили бы так как, простое большинство народа республики составляют татары. В то время о поддержке республики заявляли культурно-политическтие центры татар Башкортостана, Москвы, Самары. Кроме того, авторитет Ельцина тоже был высок. Воля народа, выраженная на референдуме – это высший закон .Это утверждает и международное право. Сравнивая Конституцию Татарстана 1992 года с новой редакцией Конституции 2002 года, подчеркивают ненужность внесения изменений, которые свели на нет все результаты борьбы за независимость. Никто без согласия народа не имеет права менять Конституцию. Надо было спросить мнение народа. Парламент поступил опрометчиво. Говоря о проблемах отмечает, что чем больше суверенитета- тем меньше проблем. Больше возможностей для решения всех проблем. Лидер зачитывает мнение одного из сторонников независимости Талгата Бореева: «… Со стороны властей Татарстана мы видим какую-то определенную фетишизацию идей договора. На самом деле история российского государства показывает, что Россия, как правило, весьма пренебрежительно относится к любым договорам. Сегодня мы видим, как не соблюдаются Россией договоры со странами СНГ. Что тут говорить о договоре, по сути, с колонией, с Татарстаном? Для России это будет клочок бумаги. Впрочем, так было и с прежним договором. Отсутствие договора даже выгоднее нам, татарам, чем его наличие. Например, татарское национальное движение последовательно призывает татар бойкотировать любые российские выборы, отказываться от российской символики, наград и прочее. Отсутствие договора нам дает еще больше оснований оставаться на этих позициях» .
-Лидер 2-ой группы защищает противоположную позицию. Указывает, что Ельцин произнес свои слова, чтобы получить поддержку регионов в борьбе за власть. Деятельность Ельцина привела к развалу СССР. Отделению бывших союзных республик. К обнищанию населения России. Снижению международного авторитета России. Действия руководства Татарстана были сепаратистскими - взрывали Россию изнутри. Татарстан находится в центре России, в республике кроме татар проживают русские и другие народы. И у них нет никакого желания отделяться. Парламент республики шел за событиями, то принимал решения, то к своим решениям вносил поправки, терял авторитет среди граждан республики. Сравнивая конституции, указывает на их несоответствие Конституции РФ. Говоря о договорных отношениях, отмечает, что Государственная Дума откладывала рассмотрение договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Республикой Татарстан. По сообщениям из различных источников, у многих депутатов появились вопросы к ряду его положений. Резкой критике договор подверг спикер Совета Федерации Сергей Миронов, который считает, что практика установления подобных отношений с регионами может привести к нарушению единства страны. что это лишь ослабляет единство страны. Ход истории доказывает правоту их точки зрения. Татарстан – субъект России. Стоило ли ломать копья – все равно пришли туда - откуда хотели уйти. Проблемы, как политические, так и социально- экономические легче решать вместе.
-Лидер 3-ой группы оправдывает действия парламента Татарстана. Советует более внимательно изучить современную историю республики. Главное достижение парламента - мирное решение всех противоречий 90-х годов. Нахождение компромиссных вариантов решения сложнейших проблем, с которыми столкнулась республика на рубеже веков. Татарстанская модель развития стала примером для изучения многим многонациональным государствам. 26 июля президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/790316 несколько ранее , в результате больших дебатов, Договор был принят Государственной Думой 4 июля и одобрен Советом федерации 11 июля 2007 года. Документ оговаривает особые отношения федерального центра с Татарией. Предыдущий вариант договора был отклонен из-за несоответствия некоторых статей договора Конституции РФ или дублирования ее статей.
Подписывая договора с центром, идя на значительные уступки, Татарстан сумел сохранить главное: межнациональное согласие - залог стабильного и успешного развития. Республика является одним из лидирующих регионов России. В этом огромная роль татарстанского парламента. - Ученик из 2-ой группы : « что вы можете сказать по поводу названия главы республики? Если она субъект РФ, то она должна была ,как и другие субъекты изменить наименование президент . -Лидер 3-ей группы: Любые изменения и дополнения в республиканские законы принимались нелегко- в результате долгих дискуссий. Приводит выдержки из статьи Р.Ф. Абдрахманова «Татарстан в начале XXI века» «…14 марта возобновило работу 12-е заседание Госсовета РТ. Главным вопросом повестки дня был вопрос об изменениях в Конституции РТ. Депутаты рассмотрели 13 поправок к законопроекту, авторами которых были в основном представители оппозиции – А.В. Штанин и Р.Г. Садыков. Все поправки, в том числе и предложение Р.Г. Садыкова о том, чтобы вместо слов «Президент РТ» внести в текст должность «наместник Президента РФ по РТ», были отклонены абсолютным большинством голосов. Закон об изменениях в Конституции был одобрен и в тот же день подписан Президентом РТ».Далее докладчик приводит материал из Википедии — свободной энциклопедии - …18 сентября 2015 года на инаугурации вновь избранного президента Татарстана Рустама Минниханова бывший президент Минтимер Шаймиев фактически выступил в защиту наименования первого лица республики: «Людям нравится как сам президент, так и название высшего должностного лица нашей республики — президент! Это название нас сильно объединяет. Скажу почему — потому что это слово не подлежит переводу ни на татарский, ни на русский языки. Вот где ещё сила и авторитет!». Вслед за ним за сохранение наименования «президент» выступил председатель комитета по культуре Госсовета Татарстана Разиль Валеев и ряд других высших лиц.
17 декабря 2015 года в ходе пресс-конференции Владимира Путина ему был задан вопрос о переименовании должности. «Мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана. Поэтому вы сами там решайте, ладно?» — ответил президент. «Я не думаю, что это так чувствительно, заденет какие-то национальные чувства». Рустам Минниханов прокомментировал заявление главы государства: «Я избранный Президент Татарстана, федеральный законодатель такую возможность предоставил нашей республике, и это большое доверие. Как будет дальше? Президент России сказал: «Как решит Татарстан». Затем лидер 3-ей группы предлагает войти на сайт http://leader.tatar/ и посмотреть на достижения республики.
Республика Татарстан – это
5 место в России по объемам внешнеторгового оборота 7 место в России по объему валового регионального продукта, далее лидер делает упор на то, что в Татарстане нет никаких противоречий на национальной, религиозной почве - возникла модель полиэтнического, поликонфессионального общества, которая является оптимальной для многонационального государства. - Лидер 2–ой группы: « За всеми экономическими достижениями лежат экологические проблемы. Как отмечают эксперты? в Казани за два года загрязненность атмосферы выросла на 4,5%, объем выбросов составил 98 тысяч тонн, причем 70% из них составляют выбросы от автомобильного транспорта. В Набережных Челнах воздух принял около 47 тысяч тонн вредных веществ, из них на автотранспорт приходится 65%, но при этом за последние два года объем выбросов уменьшился на 1,3%». - Лидер 3–ой группы: Как передовой регион, Татарстан использует и будет применять самые передовые достижения для сохранения окружающей среды.
V. Итоги урока: - Эксперты оценивают работу лидеров и групп. Учитель подводит итоги дискуссии: «Говоря о нашей дискуссии, хотелось бы заострить ваше внимание на высказывании Р.С. Хакимова о том, что Татарстан никогда не подходил к договорной практике как к конъюнктурной политике, а потому не считает этот процесс завершенным. Республика, отстаивая свои права, одновременно отстаивает и принцип федерализма, который невозможен без общественного договора, будь то в форме Конституции, Федеративного договора или отдельных двусторонних договоров. В ходе обсуждения поставленных вопросов, мы с вами рассмотрели разные точки зрения. Самое главное - мы убедились в том, что работа депутатов парламента очень ответственная. От принятых законов зависит как повседневная жизнь людей, так и их будущее, и не столь важно как эти законы принимались- важно чтобы они были для блага людей ». Учитель отмечает наиболее активных участников, выделяет умения, необходимые для проведения дискуссии.
VI. Домашнее задание: п.27. вопросы 1-4.
В оргкомитет методических разработок
по проведению Парламентского урока в
образовательных организациях
Республики Татарстан
от Амирханова Инсафа Афтаховича
МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Учитель истории и обществознания
423740, РТ, Актанышский район,
с.Актаныш, ул Гагарина, д.24.
Тел,:89050380425
E-mail: [email protected]
Заявка
Прошу допустит меня к участию в конкурсе методических разработок
Парламентского урока по теме «Гражданин. Общество. Государство».
Наименование конкурсной работы: «Принципиальность и гибкость парламента в укреплении государственности – проявление силы или слабости? »
Дата 08.02.2016
Подпись______
Директор
Образовательного учреждения________________ Вахитов И.Р.
Место печати.