Познакомить с произведением Н Носова; создать условия для формирования навыка правильного, осознанного, беглого чтения; формировать поисковый способ чтения, выявлять причинно-следственные связи событий, определять и формулировать личное отношение к персонажам.
Способствовать развитию устной речи, познавательного интереса, развитию воссоздающего воображения, творческого мышления; расширять словарный запас.
Воспитывать чувства доброты, силы воли, упорства в достижении соей цели.
Формировать навык чтения, прежде всего выразительность. Совершенствовать поисковый способ чтения. Формировать воссоздающее воображение. Определять эмоциональный характер произведения. Выявлять и характеризовать рассказчика. Определять личное отношение к персонажам. Характеризовать персонажей. Выявлять причинно-следственные связи. Выявлять идею произведения. Соотносить пословицы с прочитанным произведением. Выделять эпизод. Делить текст на смысловые части. Выделять элементы развития действия. Составлять план. Иллюстрировать прочитанное (словесно). Читать по ролям. Составлять словесный диафильм. Создавать высказывание в виде продолжения прочитанного. Создавать текст на заданную тему.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности | Эмоциональный настрой. Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем уроке. | Поприветствуют улыбкой гостей, желают друг другу мысленно удачи и тихо садятся за парты. | Регулятивные УУД |
II. Проверка домашнего задания | - Над каким произведением вы работали дома? Проверку выполнения д/з мы проведём в форме теста. (Раздаёт тесты) | Рассказ К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» Работают по тестам | Регулятивные УУД Слушают, дополняют, уточняют высказанные понятия Коммуникативные УУД |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Начинаем урок литературное чтение. Я предлагаю вам составить синквейн к слову УРОК Мотивация Свой урок мы начинаем в необычном месте, где нас радушно встречают мудрецы, которые все знают о человеческой жизни. Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: -Что главное, скажите в человеке? - Конечно, разум - первый мне ответил. С ним каждый путь и правилен и светел. - Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: - Воля на пути, Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу. - Да нет, не то, - заволновался третий - Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… -Что же считал главным в человеке третий мудрец? - Давайте вернёмся к этому вопросу в конце урока. | Урок Интересный, полезный Учимся, читаем, пересказываем Учитель даёт новые знания Ум (Дети высказывают свои варианты) | Личностные УУД Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
III. Постановка учебной задачи | - Раньше многие дети объединялись в пионерские отряды. Пионеры, чтобы их отличали от других детей, носили красные галстуки. Летом те, кто хотел, выезжали в пионерские лагеря. Так как дети носили гордое звание «пионер», что означает «первый», то они не только отдыхали в лагере, но и трудились. Отряды соревновались между собой – кто лучше и быстрее выполнит поставленную перед ними задачу. О жизни в пионерском лагере мы и прочитаем в рассказе Николая Николаевича Носова «Огородники». Сообщения о творчестве писателя. - С произведением какого писателя мы познакомимся сегодня на уроке? - Что вы знаете об авторе? Презентация. | Слушают учителя Подготовленные дети сообщают о творчестве Носова, показывают презентацию | Регулятивные УУД принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; понимают важность планирования своей деятельности. Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме. |
IV. Знакомство с текстом | 1. Чтение рассказа по – цепочке. 2. Обсуждение прочитанного, перечитывание и работа с текстом -Каким вы представляете себе рассказчика? - Расскажи о том, каким был Мишка? - Что мешало мальчикам успешно выполнять задание? -Хорошо ли поступили мальчики, решив работать ночью? Почему? - Разве это плохо, что мальчики, вместо того чтобы отдыхать, решили работать ещё и ночью? Не характеризует ли это их как тружеников? | Читают текст рассказа Отвечают на вопросы | Регулятивные УУД Работать с учебником, находить нужную информацию. Коммуникативные УУД Выразительно читать и пересказывать текст. Познавательные УУД Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Находить ответы на вопросы в тексте |
V. Первичное закрепление во внешней речи | Работа по вопросам и заданиям учебника. 1. Выборочное чтение задание 5 стр. 95 2. Вопросы 6-7 | Находят в тексте эпизод: «Дошли до пня…» Отвечают на вопросы, соотносят пословицы к тексту | Познавательные УУД Находить ответы на вопросы по иллюстрациям; находить ответы на вопросы в задании. Личностные УУД Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
VI. Применение знаний и умений в новой ситуации | Работа в ТПО стр. 88 задание 1. Выберите и подчеркните нужные слова - Какой ещё этот рассказ? Напишите. | Выбирают подходящие слова: поучительный, смешной. |
VII. Рефлексия деятельности (Подведение итогов) | Вернёмся на поляну к мудрецам. Что же ответил третий мудрец? Невелика моя об этом повесть, Но главное у человека - совесть. - О чем заставил нас задуматься этот рассказ? Зачем писатель создал его? Всякое бывает в жизни, можно и оступиться. Но надо уметь найти в себе силы, исправить свою ошибку. -Какие слова могли бы быть итогом нашей работы? - Вы сегодня были настоящими читателями, вы сумели открыть секрет автора и раскрыли идею произведения. Закончите предложения… | Этот рассказ заставил подумать о том, какие мы. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Урок дал мне для жизни… | Личностные УУД Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой учителя. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией Коммуникативные УУД Уметь формулировать собственное мнение и позицию |
VIII. Инструктаж выполнения домашнего задания. | Откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 84 – 95 читать, задания № 8-9, ТПО стр. 88 - 89 | Записывают задание в дневники | |