Павлова Светлана Фёдоровна ГАПОУ ИО ИТАМ
Пояснительная записка к уроку
Данный урок – комбинированный, с применением технологии критического мышления.
На современном этапе развития общества учитель должен приобретать новые роли и функции в учебном процессе. В современных условиях целью обучения становится раскрытие индивидуальных способностей ребёнка, развитие его умственной активности. Ставится задача не научить человека на всю жизнь, а научить его учиться всю жизнь. Решению этой задачи может успешно способствовать применение такой новой современной технологии, как технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Технология РКМЧП позволяет развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях. Особое внимание в этой технологии уделяется развитию способности «слышать» мнение другого, соглашаться или опровергать его, обосновывая свою точку зрения.
Структура данной педагогической технологии состоит из трёх технологических этапов – трёх стадий: 1стадия – вызов, 2 стадия – осмысление содержания, 3 стадия – рефлексия. На стадии вызова ученику предоставляется возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме. На стадии осмысления учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Ведущая задача данного урока: развитие информационно-коммуникативных компетенций – аналитического мыслительного умения, умения представлять свой продукт устно и схематично, владеть различными измерительными навыками самооценки.
Урок состоит из трёх стадий.
Первая стадия – вызов. Информация с интересными фактами активизирует мыслительную деятельность и мотивирует детей на урок. Используемый приём «Верю- не верю», позволяет не только актуализировать и ориентироваться на имеющиеся знания, но и определять учащимся уровень собственных знаний.
Вторая стадия – стадия осмысления, цель которой – это чтение текста осмысленно и критическое его восприятие ( прием « Инсерт»). Работа в группах проводится для формирования умений самоопределяться в ситуациях выбора, принимать решения. Использования цветных карточек-заданий, является одним из факторов снятия тревожности перед изучением незнакомого материала, т.к. учащиеся выбирают задание по своим возможностям и интересам, цвета карточек снимают усталость с глаз.
Самостоятельный анализ текста учебника, составление опорных конспектов, просмотр химических экспериментов и выступление представителя от каждой группы способствуют формированию учебно-познавательных компетенций и достижению цели урока.
Для первичного закрепления предлагается задания.
На третьей стадии – стадии рефлексии возвращаемся к приему « Верю- не верю», используемый на стадии вызова., с целью корректировки первичных знаний. Используются приём «Синквейн» для закрепления изученного материала.
Условиями обеспечения достижения цели данного урока являются следующие моменты: повышение уровня познавательной активности через приёмы РКМЧП и использование таких форм работы как групповая деятельность, анализ текста, коллективное обсуждение, химический эксперимент, групповая дискуссия, презентация группового продукта - опорного конспекта.
Такая модель урока способствует созданию условий для активной познавательной деятельности школьников, развивает умения самостоятельно добывать знания.
Данный урок учитывает ряд здоровьесберегающих аспектов:
Работа по цветным разноуровневым карточкам-заданиям снимает напряжение с глаз и создаёт ситуацию успеха.
Использование мультимедийного показа экспериментальных опытов позволяет сменить положение головы и направление взгляда учащихся.
После работы в группах непродолжительная физкультминутка.
Работа в группах снижает тревожность учащихся, формирует положительную мотивацию обучения, способствует развитию толерантных отношений в группе.
Группа | 1,4,11,14,15,16,27 |
Учебная дисциплина | ХИМИЯ |
Тема программы | 1.4. Металлы, неметаллы |
Тема урока | Металлы 3 группы главной подгруппы (на примере алюминия) |
Количество часов | 1 |
Цели урока | Обучающие -познакомить обучающихся с металлами 3 группы главной подгруппы ПСХЭ, со строением атома алюминия, на основе строения атома выявить закономерности химических свойств металла; -познакомить обучающихся на практике с понятиями «амфотерность» и «пассивация»; - совместно с обучающимися определить взаимозависимость между физическими свойствами и областями применения алюминия; |
Развивающие - развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; -формировать умение проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации в том числе и с помощью информационных технологий; - развивать умение логично излагать свою точку зрения; - развивать умение работать с реактивами и химическим оборудованием, обращая особое внимание на правила техники безопасности. |
Воспитательные – формирование адекватной самооценки, взаимодействие с другими членами коллектива, воспитание любознательности, активности, самостоятельности |
Технологии | технология развития критического мышления, ИКТ. |
Методы обучения | словесный, наглядный (: выполнение комплексного задания на сравнение объектов, составление обобщающих таблиц межпредметного содержания.) фронтальная работа ;самостоятельная работа с учебной литературой, беседа, химический эксперимент, составление опорного конспекта, прием «Плюс - минус - интересно», прием « Верю- не верю»,« Синквейн», кластер |
Формы деятельности обучающихся | поисковая, индивидуальная и групповая работа. |
Демонстрации. | Образцы различных металлов. Реактивы: алюминиевая фольга, растворы соляной кислоты, серная кислота, гидроксида натрия и хлорида меди (II); пробирки, спиртовки, лотки с набором оборудования для выполнения лабораторных и практических работ |
Тип урока | Урок изучения новых знаний, формирования новых умений. |
Межпредметные связи | внутрицикловые содержательно-информационные – с курсами физики, естествознания на уровне фактов, общепредметных понятий; организационно-методические - на уровне общепредметных умений (сравнение и выводы, применение знаний и способов действий в новых ситуациях); специально-предметные – взаимообратные, генетические . |
Средства обучения и воспитания | Компьютер мультимедийный с пакетом прикладных программ (текстовых таблиц, графических и презентационных), с возможностью подключения к Интернет; Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица «Распространённость химических элементов в земной коре» , учебный фильм «Алюминий»: цветные карточки-задания для групп. |
Ход урока |
1 | Организационно-мотивационная часть | 2 мин | 1 Вводное слово преподавателя (тема, цель урока) |
2 | Актуализация опорных знаний | 5 мин | Ответить на вопросы: А) Какую информацию несёт химический элемент, химическая формула вещества Б) Дайте определение понятия «молекулярная масса В) Как вычислить молекулярную массу вещества? |
3 | Объяснение материала | 20 мин | Изучение нового материа- ла начинается с разъяснения понятия «дисперсные системы» («дисперсный» означает «рассеянный», «рассыпанный», «раз- дробленный»). Учитель знакомит обучающихся с однородными и неоднородными системами, демонстрирует истинные растворы и взвеси. Затем он ставит перед учащимися вопрос: почему одни вещества с водой образуют однородную систему, а другие — неоднородную? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмот-реть таблицу 1 (с. 37 учебника). Далее учитель знакомит обучающихся с коллоидными растворами, вводит понятия «золь» и «гель», демонстрирует эффект Тиндаля, коагуляцию коллоидного раствора и приготовление раствора определенной молярной концентрации. |
4 | Закрепление и проверка степени усвоения знаний | 3 мин | Закрепление материала по вопросам презентации. |
5 | Самостоятельная работа | 8 мин | Объяснение задания. Работа с раздаточным материалом Для закрепления умения решать подобные задачи можно предложи решить две задачи по вариантам. |
6 | Подведение итогов | 2 мин | Заключительное слово преподавателя |
7 | Подготовка домашнего задания в том числе самостоятельная работа студентов | 1 мин | Инструктаж по выполнению работы |
Приложение №1 Задания для групп.
Белая карточка. Общая характеристика элемента алюминия.
1.Рассмотрите положение алюминия в периодической системе химических элементов
2. Строение его атома. Объясните, почему алюминий проявляет переходные свойства?
3. Рассмотрите алюминий как простое вещество и докажите его физические свойства на примере выданного вам образца. Объясните, почему алюминий имеет такое широкое применение в нашей жизни? Почему из алюминия изготовляют посуду?
Голубая карточка. Изучение химических свойств алюминия и его активности.
1. Изучите химические свойства алюминия и составьте схему, отражающую общие химические свойства алюминия как металла. ( взаимодействие с кислородом и водой)
2. Объясните, почему алюминий в электрохимическом ряду напряжения металлов стоит сразу же после активных щелочных и щелочноземельных металлов?
3. Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить не только кислые, но и щелочные растворы?
4. Докажите опытным путём, что алюминий является переходным элементом.
Красная карточка. Знакомство с распространением алюминия в природе и способом получения.
Судя по расположению алюминия в э/х ряду напряжения, в природе он должен встречаться в виде солей и оксидов.
1. Каким способом можно извлечь алюминий из его соединений?
2. Почему не используется способ восстановления алюминия из его оксидов?
3. Какие проблемы возникают при производстве алюминия?
4. Почему алюминий, занимающий третье место по распространённости на земле, в XIX веке стоил так дорого?
Приложение № 2 . Просмотр опытов
Приложение №3.
Найдите ошибки!
Схема образования вещества
Al 0+ 3ē « Al +3
Тип химической связи – ионная.
Тип кристаллической решетки – атомная


Синий корунд- Сапфир Рубин


Нефелин Полевой шпат
Тест по теме «Алюминий»
(правильными могут быть один или несколько вариантов ответов)
1. Выберите варианты правильного соответствия между формулами и характером свойств веществ:
а) KOH, Al(OH)3 – основание, амфотерный гидроксид;
б) H2SO4, Be(OH)2 – кислота, амфотерный гидроксид;
в) Cu(OH)2, H2CrO4 – амфотерный гидроксид, кислота;
г) HMnO4, Ba(OH)2 – кислота, основание.
2. Гидроксид алюминия реагирует с каждым из веществ в группе:
а) соляная кислота, фосфат натрия, углекислый газ;
б) гидроксид бария, серный ангидрид, уксусная кислота;
в) серная кислота, диоксид кремния, негашеная известь;
г) серная кислота, азотная кислота, гидроксид натрия.
3. Некоторый элемент образует все три типа оксидов (основный, амфотерный и кислотный). Степень окисления этого элемента в амфотерном оксиде будет:
а) минимальной;
б) максимальной;
в) промежуточной между минимальной и максимальной;
г) для разных элементов по-разному.
4. Домашняя хозяйка, хорошо знающая основы химии, не будет в алюминиевой кастрюле:
а) готовить кислые щи;
б) кипятить молоко;
в) мариновать мясо для шашлыка;
г) кипятить раствор соды.
Ключ к тесту
1 | 2 | 3 | 4 |
а, б, г | б, г | в | а, в, г |