2.Актуализация знаний.
2) Постановка проблемы
(10мин.)
|
-Ребята, я услышала о старинной китайской игре - головоломке «Танграм». (Слайд№1)
-Скажите мне, что такое головоломка?
(Учитель говорит правильный ответ.)
Головоломка - непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность.
-Меня очень заинтересовала эта игра. Мне захотелось, как можно больше узнать о танграме. Я решила подробно изучить историю возникновения этой головоломки и исследовать возможности этой игры, применение ее в форме игры. Поэтому, сегодня на занятии нам необходимо изучить историю возникновения игры – головоломки «Танграм» и исследовать ее применение.
Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка "Танграм". Головоломки любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Это способ отвлечения от повседневных проблем и направлен на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть». Все эти умения необходимы будущим математикам.
|
3.Основной этап.
(15мин.)
|
- Дети, что такое танграм? (Слайд№2)
Танграм - головоломка, которую придумали в Китае. В переводе с китайского, обозначает 7 дощечек мастерства. Состоит танграм из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).
Это очень древняя игра – головоломка. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. По одной из версий у одного мастера из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения.
-У каждого на паре лежит конверт, выложите все из него на парту…
(Слайд№3).
(Рисунок 1)
-У Вас у каждого в конверте лежит квадрат, который разделён на 7 фигур. Посмотрите, на какие фигуры поделён квадрат и какое их количество?
- Итак, назовите эти 7 дощечек мастерства.
- Посмотрите внимательнее у вас в конверте лежат эти 7 дощечек мастерства. Я Вам предлагаю из них собрать ту самую фарфоровую плиточку, которую разбил китайский мастер.
-Давайте посмотрим, что у Вас получилось!
(Учитель проходит и смотрит у каждого получившиеся фигуры).
-Мы видим, что у каждого из Вас получились разные изображения.
-Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
- Дети, но есть и другая версия появление этой китайской головоломки связано с немолодым императором Китая, у которого 2,5 тысячи лет назад родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император позвал к себе трех мудрецов, один из которых был математиком, другой художником, а третий - знаменитым философом. И повелел им император придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей – танов, полученных делением квадрата на семь частей – 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольник, 1 малый квадрат и параллелограмм (рисунок 1), которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры, изображающей человека, животных, предметы домашнего обихода и т.д. Эта игра стала любимой для многих поколений людей.
|
4. Практическая работа.
(15мин.)
|
-Дети, сегодня я предлагаю составить фигуру из танов одного танграма. Возьмите один конверт на двоих, работаем парами. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга. (Слайд№5)
-Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.
-Первое задание. Внимание на слайд. (Слайд№7). На изображение собрана из танов фигура орла. Ваша задача собрать изображение.
Орёл Человек Петух
Заяц Рыба Треугольник
|
|
(Учитель проходит по рядам, и смотрит, как справились
ученики с задачей).
-Следующее занятие, собрать из танов человека, петуха, зайца, рыбу и треугольник.
(Учитель контролирует работу детей).
-Второе задание (Слайд№13). Вам необходимо из танграмов выполнить композицию, выкладывая каждую фигуру.
(Выдается задание каждой группе.)
-Мы будем учиться собирать головоломку «Танграм» по образцам - контурам. Внимание на слайд (Слайд№14). У нас изображен образ, ваша задача собрать из танов по контуру фигуру. Это бегущий человек, кошка, зайчик, петух, треугольник.
Бегущий Кошка Зайчик Петух
человек
|
|
5. Рефлексия.
(2 мин.)
|
-Что интересного было на уроке?
-Что особенно запомнилось?
-Какой композиции вы бы отдали предпочтение, и почему?
-Понравился ли урок?
(Закончить о танграмах можно словами М. Гарднера: "Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»)
Выставление оценок за урок.
-Оцените сегодняшний урок, в табличке, лежащей на столах, отметьте «галочкой» в соответствующей графе.
|
|