СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия «Информационные жанры журналистики. Особенности интервью»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии «Информационные жанры журналистики. Особенности интервью» обучающиеся будут работать с использованием интернет-ресурсов. В процессе обучения у них сложится представление о новостных жанрах и особенностях новости и интервью; сформируются навыки поиска информации, подготовки и проведения интервью, обработки материала. Юные журналисты пройдут по учебным ссылкам ряд заданий, а потом проведут интервью в группе и проанализируют свою работу. Каждый придет к пониманию, что создавать интересное интервью – большое искусство.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия «Информационные жанры журналистики. Особенности интервью»»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 пгт СУХОДОЛ

структурное подразделение «Поиск»





Методическая разработка занятия

«Информационные жанры журналистики. Особенности интервью»




Автор-составитель:

Загорянская А.Ф. – методист дополнительного образования






2018 год






Объединение, группа

Технологическая карта занятия



«Юный журналист»

Педагог

Загорянская Анна Федоровна

Тема занятия,

тип, форма

Информационные жанры журналистики. Особенности интервью.

Изучение материала в рамках раздела «Информационные жанры». Групповая (беседа) и индивидуальная (самостоятельная) форма проведения занятия.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

  • имеют высокую внутреннюю культуру поведения, устремленность к новым знаниям, усердие в достижении поставленной цели;

  • проявляют интерес к чтению газет и журналов;

  • умеют выявлять необычные события и явления в повседневной жизни;

  • владеют навыками поиск информации, создания новости и интервью;

  • владеют навыками коллективной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД

  • умеют составлять вопросы для интервью;

  • умеют делать точные записи;

  • уметь пользоваться цифровым фотоаппаратом;

  • умеют набирать и форматировать тексты на компьютере;

  • умеют писать точно, ясно, правильно, кратко и интересно;

  • умеют редактировать текст;

  • умеют делать подписи к иллюстрациям;

Регулятивные УУД

  • уметь принимать и выполнять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и адекватно оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

  • Коммуникативные УУД

  • уметь слушать и вступать в диалог с ровесниками и взрослыми людьми;

  • проявляют чувство такта, уважения к собеседнику;

  • уметь размышлять на заданную тему;

  • уметь аргументировать свою точку зрения;

  • умеют работать в команде.


Предметные:

  • умеют находить информацию (тему) для новости и интервью;

  • умеют проводить интервью;

  • умеют видеть в публицистических текстах авторское отношение к событиям;

  • умеют определять жанровую природу газетного материала, его структуру, стилистические и языковые особенности;

  • знают правила и нормы газетного языка;

  • владеют печатным словом;

  • умеют грамотно изложить информацию;

  • умеют набирать и редактировать тексты;

  • умеют писать в жанре заметки и интервью;

  • умеют анализировать текст, подбирать заголовок;

  • умеют иллюстрировать свои тексты фотографиями.



Актуальность использования средств ИКТ

обеспечение наглядности учебного материала (иллюстрации, фотографии, презентация)

Цель занятия

Создать условия для изучения особенности интервью как жанра и метода сбора информации.

Задачи занятия

обучающие

развивающие

воспитательные

-формирование представления о новостных жанрах, об особенностях новости и интервью.

-ознакомление со структурой интервью.

-овладение методами журналистской работы (навыками поиска информации, подготовки и проведения интервью, обработки материала)

-формирование навыков создания авторского материала.




-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, умения различать структурные особенности новости и интервью

-развитие коммуникативных навыков (речевые умения и навыки (грамотная устная и письменная речь), навыки взаимодействия и сотрудничества);

-формирование практических навыков создания успешного интервью.







-формирование нравственных личностных качеств (ответственность, дисциплинированность,

доброжелательность) нравственности, рефлексивного мышления;

-пробуждение интереса к жанру интервью, формирование самостоятельности, творческой активности;

-формирование потребности в постоянном повышении информированности;

-воспитание культуры поведения и речи;

-формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции.


Вид используемых на занятии средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет))

Интернет-ресурсы:

сравнительные характеристики новости и интервью – «Инфографика»

https://www.canva.com/design/DACVqGtsC-A/DcbnXnfk9cR0EOyiXCxVyQ/edit?layouts=&utm_source=onboarding

проверка знаний – «Гугл формы»


https://docs.google.com/presentation/d/1ns-qeDYY612cRY6EWE6mabDqjKURirahTYXPBtJ2fAE/edit#slide=id.p

https://docs.google.com/drawings/d/1AcxqTKJi4ON3fBLPmdhCt65ELWsb2tbWgcAM_IMF21A/edit

https://docs.google.com/document/d/1wBr1GUAVlWs0Joost3F25nxfSsh5yO2PEX2UoX_-S_8/edit?usp=drive_web

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1_Ssdq2ZkaAcbUsmcl5cxrfqbKh1U1-L_PI4LFPJmgvY/edit?usp=drive_web


закрепление материала:

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfCqVESR37bgadCM7K3Br-5xg5mmLktiKjpdQ-UibTWyKEzgA/viewform - тест

https://docs.google.com/forms/d/1__JEXgb5xOPw9BI_-lLO6Mhx6q1k-uZnv3qdNIAoOv0/edit#response - ответ



Необходимое аппаратное и программное обеспечение

компьютер, экран, проектор















Организационная структура занятия


Этап занятия

Название используемых ЭОР, дидактических и раздаточных материалов

Деятельность педагога


Деятельность обучающегося

Универсальные учебные действия

Время

(в мин.)

1

Организационный

момент







Приветствие учащихся, проверка готовности, мотивирование на плодотворную работу


-Здравствуйте, ребята!.

-Поговорим?

- Поговорим. О чём?

- О разном и о прочем,

О том, что знаешь ты,

А что – то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Я думаю, что будет интересно.


-И если вы готовы в рамках занятия думать, узнавать, творчески подходить к делу, то мы приступаем!


- Я напоминаю, что в течение занятия вы будете работать по электронным ссылкам в специальных программах и делать отметки в своих блокнотах


Положительный настрой на урок




Обучающиеся приветствуют педагога, настраиваются на предстоящую работу

Коммуникативные: сотрудничество учащихся с педагогом.

Регулятивные: подготовка инструментария для работы,


Личностные: готовность к работе; быстрое включение в деловой ритм; активное внимание.





1 мин.

2

Повторение пройденного материала

Проектор, экран, компьютер

Педагог просматривает и оценивает письменные работы учащихся (новости и заметки, написанные в тетради), выполненные дома, озвучивает ошибки и правильные варианты, проговаривает опорные понятия из прошлого урока, отмечает творческий вклад обучающихся в создание новости.


-На предыдущем занятии мы говорили о разнообразии жанров журналистики, особенностях новостных.

Дома вы подготовили заметки. Давайте обсудим их.

-Что послужило основой создания новости?

-Почему описание события дается в сжатой форме?


Вступают в диалог с педагогом










Обучающиеся проговаривают, что в основе заметки – факт, структура заметки состоит из 7-10 предложений.

Изложение ведется без оценочных суждений автора.

Коммуникативные: активное сотрудничество педагога и учащихся, умение детей осознанно строить речевое высказывание, умение слушать друг друга, отвечать на вопросы.


Познавательные: умение структурировать знания, получать новые знания, анализируя работы своих ровесников.


Регулятивные: умение анализировать, оценивать и воспринимать замечания.


Личностные: включенное внимание, активное участие в диалоге.


5 мин.

3

Изложение

новой темы





Компьютер,

презентация

Озвучивание темы и задач изучения нового материала, сообщение нового учебного материала, проверка педагогом глубины понимания обучающимися связей сущности новостных жанров, подведение обучающихся к самостоятельной формулировке понятия: «Интервью – это…»,

«Отличие его от новости (заметки»..

«Подготовка и проведение интервью предполагает….»



- Сегодня мы продолжим изучать такой вид информационных жанров, как интервью.

-Подумайте, в чем сходство заметки интервью?

- Что их различает?


Для упрощения работы воспользуйтесь наглядным материалом.

https://www.canva.com/design/DACVqGtsC-A/DcbnXnfk9cR0EOyiXCxVyQ/edit?layouts=&utm_source=onboarding




-


Восприятие высказывания своих предположений













Обучающиеся отмечают, что интервью – более сложная форма изложения материала, журналисту необходимо продумать содержание вопросов, верно обработать ответы интервьюируемого. В основе – факты, но есть структурное и содержательное между видами подачи информации.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание с целью устранить пробелы в понимании нового материала, умение задавать вопросы и уточнять недостающую информацию.


Регулятивные: умение наблюдать, осуществлять сравнение.


Личностные: формирование умения работать коллективно, эффективно воспринимать и осмысливать новый материал.



15 мин

4

Физминутка

компьютер

Вместе с обучающимися педагог повторяет движения


-Ребята, давайте отвлечемся от мониторов и разомнемся. Предлагаю вам встать и повторить несложные движения.


- Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головой три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – на место сесть опять.


- Молодцы! Продолжим работу.

Вместе с педагогом делают физминутку

Коммуникативные: умение воспроизводить речевые упражнения, работать в парах.


Регулятивные: умение выполнять физупражнения, воспроизводить движения.


Личностные: навыки участия в физминутке.


1 мин

5

Закрепление изученного материала.



компьютер

Проверка полученных знаний и умений; усвоение работы интервьюера, закрепление навыков подготовки и проведения интервью.


- Сегодня вы увидели различия между новостью и интервью.

Предлагаю вам пройти ряд заданий по ссылкам.

Далее вы подготовитесь к проведению интервью.

Приступайте.


https://docs.google.com/presentation/d/1ns-qeDYY612cRY6EWE6mabDqjKURirahTYXPBtJ2fAE/edit#slide=id.p


https://docs.google.com/drawings/d/1AcxqTKJi4ON3fBLPmdhCt65ELWsb2tbWgcAM_IMF21A/edit


https://docs.google.com/document/d/1wBr1GUAVlWs0Joost3F25nxfSsh5yO2PEX2UoX_-S_8/edit?usp=drive_web


https://docs.google.com/spreadsheets/d/1_Ssdq2ZkaAcbUsmcl5cxrfqbKh1U1-L_PI4LFPJmgvY/edit?usp=drive_web



QLSfCqVESR37bgadCM7K3Br-5xg5mmLktiKjpdQ-UibTWyKEzgA/viewform - тест


https://docs.google.com/forms/d/1__JEXgb5xOPw9BI_-lLO6Mhx6q1k-uZnv3qdNIAoOv0/edit#response - ответ


Подготовка к интервью





Обучающиеся задают уточняющие вопросы, находят информацию по ссылкам, работают индивидуально и в группах, обсуждают тему интервью и записывают в блокноте вопросы интервьюируемому.


Познавательные: умение находить новую информацию по теме, необходимую для решения учебной задачи.


Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться мнениями.


Личностные: активность, умение воспроизводить новые понятия, основные идеи нового материала, выделять признаки ведущих понятий, конкретизировать их.


7 мин

6

Практическая работа обучающихся



компьютер

В беседе с детьми педагог определяет усвоение обучающимися связь между новостью и интервью, содержание новых понятий, закономерности в подготовке к интервью.

С обучающимися закрепляются те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по изучаемому материалу.


https://drive.google.com/drive/my-drive


-Итак, интервью – это разновидность новостной подачи событий. Оно имеет свои структурные особенности. Интервью используется для сбора информации при составлении заметки. Это метод. Интервью в газете представляет собой форму вопросов и ответов. Это жанр.

-Проведите интервью в группе в парах.

Проведение интервью
















Обучающиеся разбиваются на пары. Разыгрывается процесс интервью. Ответы фиксируются в блокнотах и в компьютере.

Познавательные: воспроизведение журналистских терминов и технологии работы


Коммуникативные: умение работать в группах, проводить интервью.


Личностные: навыки работы интервьюера.

10 мин

7


Итог занятия

Рефлексия



компьютер

Проводится самооценка обучающимися и оценка работы группы и отдельных обучающихся; отмечаются успехи, замечания по технике работы с интервью.








-Молодцы, ребята! Сегодня вы познакомились с еще одним видом информационных жанров, провели свое первое интервью. Вы обратили внимание, насколько важно безошибочно использовать факты, имена, фамилии. Вы смогли убедиться, что создать интересное интервью – большое искусство. Поделитесь мнением, что было вам просто и сложно сделать.


Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке


Обучающиеся рассказывают, какие идеи у них были изначально, как они видоизменились при подготовке текста. Среди сложностей отметили грамотное оформление интервью как текста публикации.


Познавательные: осознание обучающимися значимости полученных результатов.


Коммуникативные: умение оценить работу по проведению интервью.


Личностные: знания и навыки для дальнейшего практического использования.


5 мин

8

Домашнее задание



компьютер

Педагог дает задание обучающимся - просмотреть дома электронные ссылки, посмотреть, как берут интервью ведущие тележурналисты и написать свои вопросы на произвольную тему.


-Сегодня все справились с заданиями. Теперь вы можете наблюдать за работой ведущих журналистов телевидения и готовыми текстами журналистов прессы.


Записывают задание




Регулятивные: умение быстро фиксировать домашнее задание.


Коммуникативные: умение коллективно выбрать тему предстоящего интервью, выбрать собеседника.


Личностные: умение предварительно наметить круг вопросов, которые были бы интересны читателю.



1 мин

Задания, которые выполняют обучающиеся

с использованием интернет-ресурсов


  1. Изучение основных понятий (новость, интервью)

https://www.canva.com/design/DACVqGtsC-A/DcbnXnfk9cR0EOyiXCxVyQ/edit?layouts=&utm_source=onboarding


Цель - изучение жанрообразующих признаков новостных жанров (новости и интервью). Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью. Материал будет использоваться при закреплении новой темы, для систематизации знаний. Занятие строится по структуре урока по ФГОС.


Задание: Найдите примеры новости в газете, опираясь на схему «Пять ключевых вопросов». Найдите примеры интервью и определите позицию журналиста при раскрытии события.











2. Основные жанры журналистики.

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1_Ssdq2ZkaAcbUsmcl5cxrfqbKh1U1-L_PI4LFPJmgvY/edit?usp=drive_web


Цель - ознакомление с системой жанров в журналистике. Подробное изучение первого этапа (новостные жанры).


Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью. Материал будет использоваться при закреплении новой темы, для систематизации знаний. Занятие строится по структуре урока по ФГОС.


Задание: Выбери из таблиц характеристики интервью.




















3. Схема интервью.

https://docs.google.com/drawings/d/1AcxqTKJi4ON3fBLPmdhCt65ELWsb2tbWgcAM_IMF21A/edit?usp=drive_web


Цель - ознакомление с системой жанров в журналистике. Подробное изучение первого этапа (новостные жанры).


Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью. Материал будет использоваться при закреплении новой темы, для систематизации знаний. Занятие строится по структуре урока по ФГОС.


Задание: Ознакомься со схемой проведения интервью.























4. Памятка. Интервью.

https://docs.google.com/document/d/1wBr1GUAVlWs0Joost3F25nxfSsh5yO2PEX2UoX_-S_8/edit


Цель – закрепление понятий «перевернутая пирамида», «интервью как метод сбора информации», «открытые вопросы», «интервью как жанр», систематизация знаний.


Задание: Ознакомься с памяткой журналисту. Определи позицию журналиста во время проведения интервью.


Памятка. Интервью

Искусство интервьюировать - составная часть мастерства журналиста. Эти советы будут интересны и полезны при работе над материалом.

• Собеседник сам должен быть заинтересован в беседе с тобой, тогда она получится плодотворной.

• Ваши вопросы должны побуждать собеседника думать и говорить.

• Журналист как личность должен привлекать собеседника.

• Не задавай злых и провокационных вопросов. Вы получите более ценную информацию, если ваши вопросы будут более спокойными и конкретными.

• Используйте молчание в свою пользу. Молчание - само по себе весьма эффективное средство вынудить собесед­ника дать ответ. Иногда человеку необходимо время для того, чтобы сосредоточиться. В таких случаях пауза - это лишняя возможность по­лучить ответ.

• Необходимо давать интервьюируемому высказаться. Не перебивай его, внимательно слушай все, о чем он гово­рит.

• Повторяй свои вопросы, если на свой вопрос ты не получил ответ, задай его снова, но в несколько измененной форме.

• Вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы они были понятны собеседнику. Поэтому при под­готовке вопросов ты должен учитывать уровень культуры, образования собеседника, его образ жизни и так далее.

• Не задавай несколько вопросов одновременно.

• Не допускайте односложных ответов. Не задавайте вопросы подсказки либо вопросы, на которые человек может ответить только «да» или «нет». Поэтому формулируйте свои вопросы, чтобы в них содержались слова «почему», «как», «что это значит».

5. Тест «Особенности интервью»

https://docs.google.com/forms/d/1__JEXgb5xOPw9BI_-lLO6Mhx6q1k-uZnv3qdNIAoOv0/edit?usp=drive_web


Цель - закрепление новой темы, для систематизации знаний.


В процессе работы с тестом обучающиеся продемонстрируют уровень усвоения новой информации, умение работать в жанре «Интервью» в соответствии с технологией работы журналиста. Обучающиеся рассмотрят несколько ситуаций, оставят свои комментарии, развернутые ответы, тем самым, закрепляя знания об особенностях изучаемого информационного жанра новостной журналистки.


Задание: Пройди итоговый тест «Особенности интервью» на закрепление знаний об особенностях интервью, ответь на вопросы.



Основные вопросы:

  1. Что такое интервью?

  2. Чем отличается интервью от заметки?

  3. Что нужно для интервью?

  4. Вопросы, на которые нельзя односложно ответить «да» или «нет»?

  5. Ситуация «Ты встретил в своем дворе марсианина». Тебе нужны вопросы…

  6. Задание «Картинка». Юные гимнастки стали победителями. Подбери удачный заголовок.

  7. Работа с иллюстрациями. Сделай подпись к фотографии.

  8. Когда так говорят: «Мы делаем новости». Напиши свою версию.

  9. Задание «Сказка». Перепиши известную сказку «Колобок» в жанре интервью…

  10. Сделай вывод: «Что нужно для того, чтобы интервью было успешным?»





6. Интервью «До» и «После».

https://docs.google.com/presentation/d/1ns-qeDYY612cRY6EWE6mabDqjKURirahTYXPBtJ2fAE/edit


Цель - самостоятельная работа с использованием полученных знаний, выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону


Задание: Ознакомься с правилами подготовки, проведения и обработки интервью. Это позволит правильно собрать данные, которые впоследствии войдут в основу новости или интервью (в зависимости от заданного жанра).




1 слайд – Название «Интервью: «До» и «после».



2 слайд – Собери информацию о собеседнике


(ознакомиться с документами,

уточнить информацию по телефону)





3 слайд – Продумай место проведения интервью



4 слайд – Составь вопросы, связанные с деятельностью и интересами собеседника

5 слайд – Договорись о встрече



6 слайд – Во время интервью задавай вопросы, требующие развернутого ответа




7 слайд – В завершении поблагодари человека за беседу



8 слайд – Ознакомься с рабочими

материалами и отбери наиболее важное






9 слайд – Обрати внимание на заголовок интервью: он должен отражать тему и идею интервью



10 слайд – Отбери самые удачные фотографии




11 слайд – Проверь грамотность



12 слайд – Опубликуй интервью после обсуждения с собеседником (интервьюируемым).