Конкурс «Педагог года - 2017»
Методический семинар на тему:
«Нестандартные формы работы на уроке»
Подготовила:
Панкратовская Е.А,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ» п. Каджером
Слайд 1
Уважаемые коллеги! Сегодня хочу познакомить вас с обобщением опыта по теме : «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время». Слайд 2 Разрешите представиться.
Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий. Слайд 3
Актуальность темы: В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования, создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.
В связи с этим я поставила перед собой цели:
Эффективный подбор форм, методов, обучения для активизации познавательной деятельности младших школьников; Слайд 4
С 2011 года мы работаем по новому стандарту, где в основе лежит системно -деятельностный подход под девизом: «Дай мне сделать самому, и я научусь». Слайд 5
Из этого вытекают следующие задачи: Слайд 6
- формирование умения учиться;
- личностное развитие;
- общекультурное развитие;
- развитие познавательных интересов;
- формирование коммуникативной компетентности;
- повышение мотивации учащихся.
Интересным может быть урок только тогда, когда учитель задействует межпредметные связи и предоставит запоминающиеся факты. Планируя занятие, важно правильно продумать его ход, не забыв о том, что надо повторить те знания, которые получили ребята в прошлом.
В этом плане интересными могут быть нестандартные уроки, которые позволят ребенку креативно мыслить, высказывать свое мнение, а также считаться с пожеланиями своих сверстников. Сегодня нестандартные формы уроков могут практиковать учителя различных предметов. Очень важно, чтобы каждое занятие, проведенное учителем, было не только интересным, но и познавательным. Нестандартные уроки хорошо практиковать в классах с плохой успеваемостью. С помощью таких занятий можно существенно повысить уровень знаний. Импровизируя, учитель может обращать внимание на учеников с разным уровнем развития, предлагая им решать сложные задачи. Необходимо отметить, что нестандартные уроки в начальной школе могут привлечь внимание школьников и даже научить их усидчивости.
Поэтому я начинаю искать способы «оживления» урока, стараюсь разнообразить формы обучения, вводить в учебный процесс нестандартные оригинальные приёмы. Это повышает интерес учащихся к усвоению учебного материала.
В основном, нетрадиционные формы уроков использую на уроках систематизации знаний и при обобщении. Считаю, что слишком часто их проводить не стоит, «праздника» не должно быть много, т. к. дети привыкают к урокам- праздникам и у них теряется интерес к обычным рабочим урокам. Какие же есть «плюсы» и «минусы» при проведении нетрадиционных уроков? Слайд 7
«+»
- активная учебно-познавательная деятельность;
-Способ «оживлённости», комфортности урока;
-коммуникация и сотрудничество;
-Соблюдается здоровьесберегающий режим;
-Атмосфера творческого поиска, позитивного мироощущения;
-Между учителем и учащимися субъект- субъектные отношения.
« -»
-Нетрадиционные уроки являются только одним из видов урока, поэтому их проведение возможно не часто;
-Не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме;
-Данные уроки требуют предварительной подготовки учителя, поэтому возможности их проведения несколько ограничены;
-Всё содержание учебного предмета не может быть представлено через нетрадиционные формы.
Нетрадиционные уроки занимают в начальной школе значительное место. Слайд 8 Это связано с возрастными особенностями младших школьников, т. к. по- прежнему одним из видов деятельности у детей являются игры.
Хотелось бы показать классификацию наиболее используемых мной форм нестандартных уроков.
Остановимся на некоторых формах работы на уроке.
В моих классах стало традицией на уроках литературного чтения проводить уроки-аукционы. Слайд9
Мы их проводим на уроках обобщения по разделам, т. к. эти уроки скучны, если все время задавать вопросы и отвечать, но обобщать материал надо. Учитель становится аукционистом, а ученики аукционерами, а «покупают» они вопросы, за правильные ответы получают жетоны разного цвета в зависимости от ответа( полный, неполный). В конце урока жетоны подсчитываются и определяется лучший аукционер.
В последнее время часто в своей работе использую метод проектов. Слайд 10 Идея проекта, как правило, рождается у учителя, но ученика это проблема должна заинтересовать ничуть не меньше. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика. Теперь уже в своей работе использую проектную работу систематически как на уроках, так и во внеурочное время.
Это проекты 1)«Моя семья», 2)«Праздничный стол» (поделки из солёного теста), «Мой подарок Деду Морозу» 3)исследовательский проект «Нас песня к Победе вела!» , «Подвиг моего деда» и другие.
Урок-мечта может проводиться в любом классе, в зависимости от выбранной тематики. Школьники мечтают о многих вещах. Учителю важно выяснить их мечту и на ее основе построить урок. Подбирается соответствующий языковой материал, используются изученные структуры, привлекаются тексты, на базе которых будет строиться урок. Не стоит забывать и об оформлении урока. При необходимости, стоит принести красочные картинки, открытки, они сделают урок более интересным и запоминающим.
Особенностью урока-экскурсии является то ,что процесс обучения не в условиях классного помещения, а, например, на природе, во время непосредственного восприятия учениками её предметов и явлений. Уроки – экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы ,с которой они постоянно соприкасаются, влияют на развитие эстетических чувств.Слайд11
Урок-сказка. Эти уроки обычно используют при обобщении и систематизации знаний учащихся. Как и в любой сказке, на моём уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В качестве завязки, я использую проблемный вопрос, необычную ситуацию, загадку, появление героя сказки в необычном костюме. На этапе кульминации, т.е. развития сюжета, где идёт борьба добра и зла, я ввожу необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок – сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением.
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях ,существующих ,в странах и развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Слайд-12
Идя в ногу с современностью, учителю уже мало иметь только педагогическую компетенцию, но и быть компетентным и в информационно- коммуникативных технологиях. Слайд 13 Сегодня высокая информационная культура учителя рассматривается как необходимое условие профессиональной педагогической деятельности. Применение ИКТ демонстрирует ряд преимуществ: повышение активности и инициативности учащихся, положительной динамики мотивации у учащихся. Уже начиная с первого класса, провожу уроки, вводя элементы работы на компьютере или использую презентации для проведения различных работ. В более старших классах ребята сами пробуют создавать и защищать проекты с помощью презентаций. Такие уроки удобны для учителя и в целях экономии времени и в целях активизации учащихся.
Развивая коммуникативные умения обучающихся использую парную работу. Слайд 14
Ребята с 1 класса учатся спрашивать, выражать свою точку зрения, договариваться, сотрудничать.
Уже в более старших классах (3-4 классы) нестандартные формы приобретают более серьёзные формы, т. к. это возраст сензитивный для развития логических операций, интеллектуальных действий. На уроках математики и русского языка на этапе систематизации и обобщении часто использую парную работу сменного состава, «станционную» работу.
Чем же эта форма мне нравится? Ребята здесь и играют и трудятся совершенно самостоятельно, «передвигаясь» по станциям, т. е. от парты к парте. Учитель на этом уроке только как помощник, «начальник» станций. Учащиеся до конца урока должны пройти все станции. Задания даются разноуровневые, уже в начале урока рекомендую учащимся работать с заданиями посильными. В конце урока маршрутные листы сдаются и оцениваются. У нас есть станции «Повторялкино», «Самостоялкино», «», «Пригодилкино», «Угадайкино», «Ребусная» и др.
Считаю, что необязательно весь урок должен быть нетрадиционным, возможно «вкрапление» в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть и групповые формы работы. Слайд 15
При использовании этой формы у ребёнка вырабатывается навык общения и сотрудничества со сверстниками, ученик не боится высказывать свои мысли, развивается навык самостоятельной работы. Ребятам очень нравится эта форма работы, но при работе группами нужно много времени, а нам её часто не хватает. Но нужно набраться терпения, т. к. дети привыкают к этой работе и они уже начинают работать быстрее.
Применение обучающих структур дает большие возможности для моих учеников в организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит также групповая форма работы, работа в парах. Но здесь организация работы идёт эффективнее и слаженнее.
В традиционной форме обучения многие учащиеся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, мои ученики формируют позитивное отношение к предмету, развиваются навыки командной работы, где выполняются принципы позитивной взаимосвязи ,одновременного взаимодействия, индивидуальной ответственности и равного участия. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Все эти формы работы использую и во внеурочное время. Обучение продолжается через действие, игру. Слайд 17
Девиз внеурочных занятий: «Где детвора-там игра!». Слайд 18.
Использование эффективных форм и методов нетрадиционных уроков дало положительные результаты на качество обучения. (грамоты) Слайд 19
Подводя итоги, мне хотелось бы вновь вернуться к истокам отечественной педагогики. Слайд 20.
И вспомнить высказывание великого педагога-классика К.Д. Ушинского : «Сделать серьёзные занятия ребёнка увлекательными-вот задача первоначального обучения».
На любом уроке, традиционном или нетрадиционном важно ,чтобы процесс обучения учащихся был интересным и максимально гуманным для каждого ученика, помочь ученику обрести чувство собственного достоинства, достигнуть успеха в усвоении знаний.
Я думаю, акростих выведенный мною, соответствует качествам учителя 21 века. слайд 20
Вот на таком мажорном тоне хотела бы закончить свой семинар.
.