Шведова Жанна Михайловна учитель русского языка и литературы Место работы: МБОУ «Дульдургинская сош», с. Дульдурга, Дульдургинский район, Забайкальский край Стаж работы:
27 лет
Категория:
Высшая
Учитель года 2017
Технология эвристической образовательной ситуации на уроках русского языка и литературы как условие формирования метапредметных результатов»
Шведова Жанна Михайловна учитель русского языка и литературы
МБОУ «Дульдургинская сош»
Вопросы:
Каким должен быть урок русского языка и литературы по ФГОС?
Как обеспечить достижение метапредметных результатов?
Как реализовать в практику метапредметный подход?
Как вовлечь в процесс обучения ВСЕХ учеников?
ФГОС: Новый взгляд на человека в образовании: «Человек возможный»
Ученик
Образовательная задача
Учитель
Реальная организация исследовательской деятельности, направленной на достижение деятельностных целей
Реальная поисковая задача, организация форм собственного будущего
Результат
Человек, владеющий метапредметными результатами обучения, способностью их использования на практике
«Инженер, конструктор» образовательного пространства
ФГОС: Новые цели и задачи для учителя:
- Освоение новых образовательных технологий для достижения метапредметных результатов обучения и формирования ключевых компетенций обучающихся;
- Поиск новых способов организации образовательной деятельности, методиках, приёмах, технологиях, необходимых для решения проблем
- Проектирование педагогических ситуаций, направленных на использование учащимися обобщенных способов деятельности и создание ими личных образовательных продуктов;
- Открытие «человека возможного»: ученика, владеющего метапредметными результатами обучения (межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями), способностью их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельностью планирования и осуществления учебной деятельности, построения индивидуальной образовательной траектории
Технология эвристической образовательной ситуации на уроках русского языка и литературы как условие формирования метапредметных результатов
Цели опыта:
- теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования технологии эвристической образовательной ситуации на уроках русского языка и литературы и внеурочной деятельности
Задачи
- провести диагностику участников образовательного процесса и анализ сформированности ключевых компетенций, когнитивных, креативных, оргдеятельностных способностей учащихся на начало и конец реализации проекта;
- внедрить в образовательную практику технологию ЭОС Хуторского А.В.;
- усилить метапредметную составляющую содержания обучения через апробацию открытых заданий;
- разработать и организовать урочные и внеурочные мероприятия на основе технологии ЭОС;
Становление педагогического опыта
ОПЫТ
ФГОС, Профессиональный стандарт педагога
Технология эвристической образовательной ситуации Хуторского А.В.
Изучение работ И.А.Зимней, А.В. Хуторского, В. В. Краевского, Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко, А.Л.Андреева и др.
Обмен опытом работы
Конкурсы, мастер–классы, конференции
Работа в творческих группах педагогов МБОУ «Дульдургинская СОШ» по
внедрению ФГОС, участие в работе инновационных стажировочных площадок
Теоретическое обоснование
Эвристическая образовательная ситуация – ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через эвристическую деятельность всех её участников.
Эвристическая деятельность: Творческий процесс по созданию образовательной продукции
Познавательные процессы, необходимы для творчества
Оргдеятельностные, методологические, психологические процессы, которые обеспечивают творчество и познание
Как создать эвристическую образовательную ситуацию?
- Определение главного образовательного объекта
- Формулировка открытого задания, проблемы
- Личное решение образовательной ситуации
- Демонстрация образовательных продуктов
- Введение культурно-исторических аналогов
Структура задания:
Вводная часть
Побуждение к действию
Вопрос
ЭОС Хуторского А. В.
Открытое задание
Многоуровневый подход к изучению образовательного объекта
Технологичность
Зажигательность
Создание личного образовательного продукта
Образная значимость
Ориентация на достижение метапредметных результатов для формирования ключевых компетенций, необходимых для эффективной деятельности в различных сферах жизни
Человекообразность
Практическая значимость
Пример эвристической образовательной ситуации на уроке русского языка
Образовательный объект :
бессоюзное сложное предложение
Открытое задание :
1. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении основывается на трёх принципах: интонационном, грамматическом, смысловом. В разное время эти принципы выходили на первое место. М.В.Ломоносов писал: «Союзы связывают предложения подобно гвоздям и клею (очень грубо); бессоюзные предложения органичнее» .
2. В чём органичность бессоюзных предложений? Какой принцип вы считаете более важным при анализе пунктуации в бессоюзном предложении?
3. Создать модель бессоюзного предложения( схема, модель, алгоритм, заметка в лингвистический справочник- по выбору учащихся) и найти аналог этой единицы в таких науках, как химия, физика и т. п.
Культурно-исторический аналог: работы учёных в области бессоюзного сложного предложения. Например, в работах Пешковского была сделана попытка описать мелодию знаков препинания ( запятая- короткая пауза; точка с запятой-пауза длиннее; двоеточие, тире-самая длинная пауза) В данном подходе на первом месте-интонационный принцип.
Планируемые результаты применения эвристической образовательной ситуации «Бессоюзное сложное предложение»
Предметные
- Знание основных признаков БСП, правил постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП.
- Умение соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.
- Умение находить в тексте БСП и определять их художественную роль, выразительные возможности. Использование синонимических конструкций в речи.
Метапредметные
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач ;умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Пример эвристической образовательной ситуации на уроке литературы
Образовательный объект: Поэзия футуризма
Открытое задание:
1. В декабре 1912 г. Алексей Крученых написал первое «заумное» стихотворение «Дыр бул щыл», полное вполне рационального смысла.
2. Можно ли назвать это поэзией? В чем «рациональный» смысл этого стихотворения?
3. Придумайте заставку к стихотворению (схема, модель, алгоритм, музыка, слово, определение, рисунок, версия, и др.), отражающую смысл, идею стихотворения, особенности языка. Обоснуйте свою точку зрения.
- Культурно-исторический аналог : поэзия футуризма, работы исследователей творчества футуристов, Н.А. Богомолов
- "Дыр бул щыл" в контексте эпохи», философия Карла Ясперса
Планируемые результаты применения эвристической образовательной ситуации
Предметные
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе стихотворения;
- формулирование собственного отношения к поэзии футуризма, их оценка, собственная интерпретация стихотворений; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений с,оздавать развёрнутые высказывания
- аналитического и интерпретирующего характера и т.д.
Метапредметные
- целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную; умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её в сотрудничестве при выработке общего решения; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию; умение работать в группе; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета; строить логическое рассуждение; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; работать с метафорами, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста и т.д.
Личное решения открытого задания (примеры)
Пример эвристической образовательной ситуации на уроке русского языка
Исследование «заумного языка» футуристов (чтение и фиксация образа):
Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй - пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо.
(В. Хлебников)
Функция «заумного языка»:
Звук-ассоциация помогает создать образ;
Задание:
Передать с помощью звуков
Сила, кудри, слабость, снег
Вывод:
Сложно найти сочетание звуков , вызывающих ассоциации
Учебная задача: Осмыслить понятие «заумный» язык, определить его функции
Жонглёр
Згара-амба Згара-амба Згара-амба Амб. Амб-згара-амба Амб-згара-амба Амб-згара-амба Амб. Шар-шор-шур-шир. Чин-драх-там-дззз. Шар-диск Ламп-диск Брось-диск Иск-иск-иск-иск. Пень. Лень. День. Тень. Перевень. Перемень. Пок. Лок. Док. Ток. Перемок. Перескок. Рча-рча Амс.
(В. Каменских)
Чтение ,заголовок к стихотворению .Что передают звуки?
Функция «заумного языка» передать действие
Задание : передать с помощью звуков труд кузнеца, труд строителя, труд учителя
Вывод: «заумный язык» не бессмыслица.
Это произведение искусства
мифическое
религиозное
философское
рациональное
Философия Карла Ясперса
Вывод: Футуристы создают «заумное слово», чтобы выйти за пределы разумного и воссоединить все эти категории (мифическое, религиозное, философское, рациональное) в человеке.
Результативность опыта. Как меняется урок?
- Проблемы и вопросы первоначально решаются учеником в личной деятельности;
- Ученик создает личный образовательный продукт и сопоставляет его с результатами своего опыта;
- Ученик осознает способ деятельности
- Происходит формирование и развитие метаумений: теоретического мышления; навыков переработки информации; критического мышления; творческого мышления; регулятивные умения; качества мышления;
- Осуществляется организация деятельностной работы с источниками информации, представленными в разных знаковых системах.
Внутренний мониторинг качества знаний по русскому языку и литературе за 3 года
Русский язык
Литература
Результаты уровня развития креативных качеств учащихся 6-в класса (2015/2016 учебного года) по диагностике Хуторского А.В.
Результаты уровня развития когнитивных качеств учащихся 6-в класса (2015/2016 учебного года) по диагностике Хуторского А.В.
Результаты уровня развития методологических качеств учащихся 6-в класса (2015/2016 учебного года) по диагностике Хуторского А.В.
Диаграмма вовлеченности учащихся 7 класса в исследовательс-кую и проектную деятельность по предмету (в процентах)
Конкурс исследовательских работ «Юность, наука, культура»
Конкурс исследовательских работ имени Вернадского
НПК «Шаг в будущее
Диссеминация опыта
Участие в профессиональных конкурсах
Участие в семинарах, работа на стажировочных площадках
Публикации на сайте «Мультиурок»
Публикации в научно-методических сборниках
Шведова Жанна Михайловна учитель русского языка и литературы Место работы: МБОУ «Дульдургинская сош», с. Дульдурга, Дульдургинский район, Забайкальский край Стаж работы:
27 лет
Категория:
Высшая