МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И
ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ВЗАИМОСВЯЗИ С УРОКАМИ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Решающим условием успешного изучения лирических произведений является правильный, методически обоснованный выбор методов и приемов анализа с учетом особенностей изучаемого произведения.
М.А. Рыбникова писала о том, что методические приемы диктуются природой художественного произведения. Каждое произведение должно быть просчитано и разобрано соответственно его природе.
В условиях национальной школы в процессе работы над лирическим произведением необходимо учитывать и некоторые специфические особенности в сравнении с разбором произведений в русской школе. Бесспорно, что в изучении лирики в национальной и русской школе много общего в методах и приемах работы, но не все методы и приемы, используемые в русской школе, одинаково эффективны в национальной.
Методика работы над лирическим произведением в национальной школе имеет не только специфические особенности, но и дополнительные возможности для активизации процесса анализа. Речь идет о таких приемах, как сопоставления и сравнения.
Методисты прошлого и настоящего (В. Стоюнин, Н. Соколов, М. Рыбникова, В. Голубков, М. Черкезова и др.) в практике своей работы постоянно обращались к приему сравнения. "Чем больше связей, ассоциаций, взаимно перекрещивающихся сопоставлений, тем лучше воспринимается каждое из встретившихся в курсе произведений... Самый метод сравнения есть один из самых верных методов постижения, и этим методом мы должны пользоваться," - пишет М. Рыбникова
Сравнительный анализ широко используется и в современном литературоведении. Известный литературовед В.М. Жирмунский отмечал: "Сравнение не уничтожает специфики изучаемого явления (индивидуальной, национальной, исторической), а, наоборот, только с помощью сравнения можно определить, в чем заключается эта специфика"
В национальной школе больше возможностей для использования приема сравнения и для развития ассоциативного мышления, так как при знакомстве с новыми произведениями русской литературы можно использовать произведения родной литературы.
Творчество осетинских поэтов дает богатейший материал и возможности для проведения сравнительного анализа и активизации ассоциативных связей. В этой связи нам представляется, что одним из рациональных приемов анализа лирических произведений в осетинской школе должен стать методический прием сравнительного анализа с произведениями родной литературы в самых разнообразных его видах.
Сравнительный анализ можно начать с представления стихотворений, близких по тематическому и идейному художественному звучанию. Например, при изучении произведений А. Пушкина (9 кл.) "К Чаадаеву", "Деревня", следует учитывать то, что учащиеся хорошо знакомы со свободолюбивой лирикой осетинских поэтов. На уроке можно вспомнить и прочитать тематически близкие стихотворения Ц. Гадиева "Фæндон", Нигера "Мулдар", Коста "Додой", С. Гадиева "Чермен", которые изучались ранее.
Патриотические мотивы, любовь к Родине, народу составляют также идейно-тематическую общность двух литератур. И в данном случае можно при изучении произведений русской классики напомнить учащимся уже изученные ими произведениям на эту тему по родной литературе. Это стихотворения К.Хетагурова "Надежда","Завещание"."Я смерти не боюсь", Токаева Алихана "Бусина желаний" и т.д.
При тематических сопоставлениях используются тексты сравниваемых произведений (осетинский текст в переводе на русский язык). Так, при изучении стихотворения А. Пушкина "Памятник" следует указать на сходство эстетических идеалов в понимании назначения поэта и поэзии великим русским и осетинским поэтом К. Хетагуровым.
ПАМЯТНИК
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу. И милость к падшим призывал.
А.С.Пушкин
НАДЕЖДА
Несу я, как семя. Поэзию в мир. А сердце народа, Как нива оно, Где светлые всходы Взрастить мне дано.
' Коста
Как видно из приведенных строф, Пушкин и Хетагуров провозглашают воспитание в народе благородных мыслей и чувств высшим назначением поэта на земле. Творчество, по мнению обоих поэтов, должно быть принизано глубоким гуманизмом, будить "чувства добрые" и сеять на ниве человеческих сердец "светлые всходы".
Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина" предлагается программой для изучения в 9 классе. Для сравнительного анализа мы выбрали стихотворение К. Хетагурова "Не верь, что я забыл родные наши горы".
Цель занятия - подготовить учащихся к самостоятельному сравнительному анализу произведений; показать при сопоставлении однотемных произведений разных авторов своеобразие авторского подхода к раскрытию темы, своеобразный отбор, проводимый авторами в словарном составе языка.
Вышеуказанная работа будет способствовать активизации первоначального восприятия лирики в национальной школе, вызовет интерес к ее изучению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие и существование гуманитарной культуры неразрывно связано с гуманизацией образования, что в нынешних условиях становится его важной качественной характеристикой. Говоря о гуманизации педагогического процесса, следует отметить, что этот процесс невозможен без гуманизации учебного материала, усиления интегративной связи предметов. Для достижения этой цели необходима такая постановка преподавания учебных дисциплин, при которой сам процесс их изучения становился бы процессом активного увязывания теоретических знаний и практических умений с жизнью. Важным средством выполнения этой задачи может стать осуществление связей в преподавании. Приемы и формы работы учитель может выбрать из богатого арсенала методики, усложняя и их и делая более разнообразными – от простой информации до ученического обобщения и исследования.