СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приемы использования межпредметных связей на уроках русской литературы и осетинской литературы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ВЗАИМОСВЯЗИ С УРОКАМИ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы использования межпредметных связей на уроках русской литературы и осетинской литературы»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕД­МЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И

ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ВЗАИМОСВЯЗИ С УРОКАМИ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Решающим условием успешного изучения лирических произведений яв­ляется правильный, методически обоснованный выбор методов и приемов ана­лиза с учетом особенностей изучаемого произведения.

М.А. Рыбникова писала о том, что методические приемы диктуются при­родой художественного произведения. Каждое произведение должно быть про­считано и разобрано соответственно его природе.

В условиях национальной школы в процессе работы над лирическим про­изведением необходимо учитывать и некоторые специфические особенности в сравнении с разбором произведений в русской школе. Бесспорно, что в изуче­нии лирики в национальной и русской школе много общего в методах и прие­мах работы, но не все методы и приемы, используемые в русской школе, оди­наково эффективны в национальной.

Методика работы над лирическим произведением в национальной школе имеет не только специфические особенности, но и дополнительные возможно­сти для активизации процесса анализа. Речь идет о таких приемах, как сопос­тавления и сравнения.

Методисты прошлого и настоящего (В. Стоюнин, Н. Соколов, М. Рыбни­кова, В. Голубков, М. Черкезова и др.) в практике своей работы постоянно об­ращались к приему сравнения. "Чем больше связей, ассоциаций, взаимно пере­крещивающихся сопоставлений, тем лучше воспринимается каждое из встре­тившихся в курсе произведений... Самый метод сравнения есть один из самых верных методов постижения, и этим методом мы должны пользоваться," - пи­шет М. Рыбникова

Сравнительный анализ широко используется и в современном литерату­роведении. Известный литературовед В.М. Жирмунский отмечал: "Сравнение не уничтожает специфики изучаемого явления (индивидуальной, националь­ной, исторической), а, наоборот, только с помощью сравнения можно опреде­лить, в чем заключается эта специфика"

В национальной школе больше возможностей для использования приема сравнения и для развития ассоциативного мышления, так как при знакомстве с новыми произведениями русской литературы можно использо­вать произведения родной литературы.

Творчество осетинских поэтов дает богатейший материал и возможно­сти для проведения сравнительного анализа и активизации ассоциативных связей. В этой связи нам представляется, что одним из рациональных прие­мов анализа лирических произведений в осетинской школе должен стать ме­тодический прием сравнительного анализа с произведениями родной литера­туры в самых разнообразных его видах.

Сравнительный анализ можно начать с представления стихотворений, близких по тематическому и идейному художественному звучанию. Напри­мер, при изучении произведений А. Пушкина (9 кл.) "К Чаадаеву", "Дерев­ня", следует учитывать то, что учащиеся хорошо знакомы со свободолюби­вой лирикой осетинских поэтов. На уроке можно вспомнить и прочитать те­матически близкие стихотворения Ц. Гадиева "Фæндон", Нигера "Мулдар", Коста "Додой", С. Гадиева "Чермен", которые изучались ранее.

Патриотические мотивы, любовь к Родине, народу составляют также идейно-тематическую общность двух литератур. И в данном случае можно при изучении произведений русской классики напомнить учащимся уже изученные ими произведениям на эту тему по родной литературе. Это стихотворения К.Хетагурова "Надежда","Завещание"."Я смерти не боюсь", Токаева Алихана "Бусина желаний" и т.д.

При тематических сопоставлениях используются тексты сравниваемых произведений (осетинский текст в переводе на русский язык). Так, при изу­чении стихотворения А. Пушкина "Памятник" следует указать на сходство эстетических идеалов в понимании назначения поэта и поэзии великим рус­ским и осетинским поэтом К. Хетагуровым.



ПАМЯТНИК

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу. И милость к падшим призывал.

А.С.Пушкин


НАДЕЖДА

Несу я, как семя. Поэзию в мир. А сердце народа, Как нива оно, Где светлые всходы Взра­стить мне дано.

' Коста


Как видно из приведенных строф, Пушкин и Хетагуров провозглашают воспитание в народе благородных мыслей и чувств высшим назначением по­эта на земле. Творчество, по мнению обоих поэтов, должно быть принизано глубоким гуманизмом, будить "чувства добрые" и сеять на ниве человече­ских сердец "светлые всходы".

Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина" предлагается программой для изучения в 9 классе. Для сравнительного анализа мы выбрали стихотво­рение К. Хетагурова "Не верь, что я забыл родные наши горы".

Цель занятия - подготовить учащихся к самостоятельному сравнитель­ному анализу произведений; показать при сопоставлении однотемных про­изведений разных авторов своеобразие авторского подхода к раскрытию те­мы, своеобразный отбор, проводимый авторами в словарном составе языка.


Вышеуказанная работа будет способствовать активизации первоначального восприятия лирики в национальной школе, вызовет интерес к ее изучению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие и существование гуманитарной культуры неразрывно связано с гуманизацией образования, что в нынешних условиях становится его важ­ной качественной характеристикой. Говоря о гуманизации педагогического процесса, следует отметить, что этот процесс невозможен без гуманизации учебного материала, усиления интегративной связи предметов. Для дости­жения этой цели необходима такая постановка преподавания учебных дис­циплин, при которой сам процесс их изучения становился бы процессом ак­тивного увязывания теоретических знаний и практических умений с жизнью. Важным средством выполнения этой задачи может стать осуществление свя­зей в преподавании. Приемы и формы работы учитель может выбрать из богатого арсенала методики, усложняя и их и делая более разнообразными – от простой информации до ученического обобщения и исследования.