ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
государственное БЮДЖЕТНОЕ профессиональное
образовательное учреждение ГОРОДА МОСКВЫ
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ колледж № 34»
Методические рекомендации
по оформлению и защите курсового проекта (работы)
для студентов 4 курса
специальность 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
по МДК 02.01 Информационные технологии и платформы разработки информационных систем
2017 г.
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией Информационные технологии | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования |
| |
Протокол № От «__ » ______ 2017 г. | 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) (код, наименование специальности) |
| |
Председатель предметно (цикловой) комиссии _____________ С.В. Тотмянина (подпись) (Ф.И.О.) | Заместитель директора _____________ Н.Ю.Кузнецова (подпись) (Ф.И.О.) |
Составитель (автор)
Тотмянина Светлана Владимировна, преподаватель первой квалификационной категории
(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, квалификационная категория)
Рецензент ____________
(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ)
Методические рекомендации по выполнению курсового проекта (работы) являются частью учебно-методического комплекса (УМК) ПМ.02 Участие в разработке информационных систем
МДК.01.02 Информационные технологии и платформы разработки информационных систем
Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения, а также содержат требования к лингвистическому и техническому оформлению курсового проекта (работы), практические советы по подготовке и прохождению процедуры защиты.
Методические рекомендации адресованы студентам очной формы обучения.
Уважаемый студент!
Курсовой проект (работа) по ПМ.02 Участие в разработке информационных систем является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля Вашей учебной работы.
Курсовая работа – это творческая деятельность студента по изучаемой профессиональному модулю реферативного, практического или опытно-экспериментального характера.
Курсовой проект – это практическая деятельность студента по изучаемому профессиональному модулю конструкторского или технологического характера.
Выполнение курсового проекта (работы) по дисциплине МДК.01.02 Информационные технологии и платформы разработки информационных систем направлено на приобретение Вами практического опыта по систематизации полученных знаний и практических умений, формированию профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК).
Выполнение курсового проекта (работы) осуществляется под руководством научного руководителя (преподавателя дисциплины МДК.01.02 Информационные технологии и платформы разработки информационных систем). Результатом данной работы должна стать курсовой проект (работа), выполненная и оформленная в соответствии с установленными требованиями. Курсовой проект (работа) подлежит защите.
Настоящие методические рекомендации (МР) определяют цели и задачи, порядок выполнения, содержат требования к лингвистическому и техническому оформлению курсового проекта (работы) и практические советы по подготовке и прохождению процедуры защиты.
Подробное изучение рекомендаций и следование им позволит Вам избежать ошибок, сократит время и поможет качественно выполнить курсовую работу/проект.
Обращаем Ваше внимание, что если Вы получите неудовлетворительную оценку по курсовой работе/проекту, то Вы не будете допущены к квалификационному экзамену по профессиональному модулю.
Вместе с тем внимательное изучение рекомендаций, следование им и своевременное консультирование у Вашего научного руководителя поможет Вам без проблем подготовить, защитить курсовую работу/проект и получить положительную оценку.
Консультации по выполнению курсового проекта (работы) проводятся как в рамках учебных часов в ходе изучения профессионального модуля, так и по индивидуальному графику.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы студентов 4 курса специальности 09.02.04. 04 Информационные системы (по отраслям) по профессиональному модулю ПМ.02 Участие в разработке информационных систем, МДК.01.02 Информационные технологии и платформы разработки информационных систем. Реализуется в пределах времени, отведенного на её (его) изучение.
1.1 Цель курсового проектирования
Выполнение студентом курсового проекта (работы) проводится с целью – формирования умений и знаний профессионального модуля согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям):
В процессе выполнения курсового проекта (работы) обучающийся должен иметь практический опыт:
использования инструментальных средств обработки информации;
участия в разработке технического задания;
формирования отчетной документации по результатам работ;
использования стандартов при оформлении программной документации;
программирования в соответствии с требованиями технического задания;
использования критериев оценки качества и надежности функционирования информационной системы;
применения методики тестирования разрабатываемых приложений;
управления процессом разработки приложений с использованием инструментальных средств;
уметь:
осуществлять математическую и информационную постановку задач по обработке информации, использовать алгоритмы обработки информации для различных приложений;
уметь решать прикладные вопросы интеллектуальных систем с использованием статических экспертных систем, экспертных систем реального времени;
использовать языки структурного, объектно-ориентированного программирования и языка сценариев для создания независимых программ, разрабатывать графический интерфейс приложения;
создавать проект по разработке приложения и формулировать его задачи, выполнять управление проектом с использованием инструментальных средств;
знать:
основные виды и процедуры обработки информации, модели и методы решения задач обработки информации (генерация отчетов, поддержка принятия решений, анализ данных, искусственный интеллект, обработка изображений);
сервисно-ориентированные архитектуры, CRM-системы, ERP-системы;
объектно-ориентированное программирование;
спецификации языка, создание графического пользовательского интерфейса (GUI), файловый ввод-вывод, создание сетевого сервера и сетевого клиента;
платформы для создания, исполнения и управления информационной системой;
основные процессы управления проектом разработки.
1.2 Задачи курсового проекта (работы)
Задачи курсового проекта (работы):
поиск, обобщение, анализ необходимой информации;
разработка материалов в соответствии с заданием на курсовую работу (курсовое проектирование);
оформление курсового проекта (работы) в соответствии с заданными требованиями;
выполнение проектной части курсового проекта (работы);
подготовка и защита (презентация) курсового проекта (работы).
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕМАТИКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Темы курсовых проектов разрабатываются преподавателями и рассматриваются цикловой комиссией. Тема курсового проекта может быть предложена самим студентом при условии обоснования им целесообразно ее разработки. Изменения темы курсового проекта могут быть внесены только после согласования с руководителем. Примерная тематика курсовых проектов (работ) в Приложении 6.
Темой курсового проекта может стать задание на актуальную разработку для целей предприятия-заказчика или другого пользователя в направлениях делового сотрудничества. При выполнении такого рода тем студент обязан не просто следовать требованиям заказчика, а проявить способности к улучшению представлений и установок по рационализации информационного производства и обслуживания на предприятии.
По утвержденным темам руководитель курсового проекта разрабатывают индивидуальные задания для каждого студента. Руководитель осуществляет руководство и контроль выполнения курсовой работы. В период выполнения курсового проекта руководитель выполняет следующие функции:
согласовывает со студентом тему проекта;
оказывает студенту помощь в составлении плана работы;
рекомендует научную литературу, справочные, статистические материалы и др. источники информации по выбранной теме;
проводит регулярные консультации;
осуществляет контроль за ходом выполнения курсового проекта;
оценивает содержание курсового проекта;
рецензирует курсовой проект.
В рамках курсового проекта необходимо:
разработать алгоритм, позволяющий реализовать механизм формирования решения для конкретной прикладной задачи;
разработать пользовательский интерфейс, адекватно осуществляющий функции при решении поставленной задачи;
осуществить практическую (программную) реализацию задачи средствами одного из языков программирования;
разработать и представить техническую документацию, включающую описание содержания, сути, методологии и средств решения задачи, а также информацию, необходимую для эксплуатации программы.
В отдельных случаях допускается выполнение проекта группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту.
Разработка алгоритма, позволяющего решить поставленную прикладную задачу, является основой курсового проекта.
Задания на курсовой проект сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначение, задачи, структура и объем проекта, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей.
По завершению работы над курсовым проектом студент допускается к защите.
СТРУКТУРА КУРСОВОГО ПРОЕКТА (РАБОТЫ)
Объем курсового проекта (работы) не должен превышать 30-35 страниц текста. Курсовая работа должна состоять из следующих частей:
Титульный лист (Приложение 1);
Содержание (перечень всех заголовков в соответствии с планом работы и с указанием страниц) (Приложение 2);
Введение;
Аналитическая часть (Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5);
Проектная часть;
Выводы и предложения;
Заключение;
Список литературы и источников.
4. РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА (РАБОТЫ)
Курсовой проект (работа) имеет ряд структурных элементов: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список литературы и источников.
4.1 Разработка введения
Во-первых, во введении следует обосновать актуальность избранной темы курсового проекта (работы), раскрыть ее теоретическую и практическую значимость, сформулировать цели и задачи работы.
Во-вторых, во введении, а также в той части работы, где рассматривается теоретический аспект данной проблемы, автор должен дать, хотя бы кратко, обзор литературы, изданной по этой теме.
Введение должно подготовить читателя к восприятию основного текста работы. Оно состоит из обязательных элементов, которые необходимо правильно сформулировать. В первом предложении называется тема курсовой работы.
Актуальность исследования (почему это следует изучать?) Актуальность исследования рассматривается с позиций социальной и практической значимости. В данном пункте необходимо раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности у других источников и практической необходимости в жизни. Здесь же можно перечислить источники информации, используемые для исследования.
Цель исследования (какой результат будет получен?) Цель должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Цель всегда направлена на объект.
Объект исследования (что будет исследоваться?). Объект предполагает работу с понятиями. В данном пункте дается определение экономическому явлению, на которое направлена исследовательская деятельность. Объектом может быть личность, среда, процесс, структура, хозяйственная деятельность предприятия (организации).
Предмет исследования (как, через что будет идти поиск?) Здесь необходимо дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения экономического явления. Предмет исследования направлен на практическую деятельность и отражается через результаты этих действий.
Задачи исследования (как идти к результату?), пути достижения цели. Задачи соотносятся с гипотезой. Определяются они исходя из целей работы. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Как правило, формулируются 3–4 задачи.
Перечень рекомендуемых задач:
«На основе теоретического анализа литературы разработать...» (ключевые понятия, основные концепции).
«Определить... » (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на объект исследования).
«Раскрыть... » (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на предмет исследования).
«Разработать... » (средства, условия, формы, программы).
«Апробировать…» (что разработали) и дать рекомендации...
Методы исследования (как исследовали?): дается краткое перечисление методов исследования через запятую без обоснования.
Структура работы – это завершающая часть введения (что в итоге в работе/проекте представлено).
В завершающей части в назывном порядке перечисляются структурные части работы/проекта, например: «Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, используемые источники, приложения».
Здесь допустимо дать развернутую структуру курсового проекта (работы) и кратко изложить содержание глав.
Таким образом, введение должно подготовить к восприятию основного текста работы.
Краткие комментарии по формулированию элементов введения представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Комментарии по формулированию элементов введения
Элемент введения | Комментарий к формулировке |
Актуальность темы | Почему это следует изучать? Раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности. |
Цель исследования | Какой результат будет получен? Должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. |
Объект исследования | Что будет исследоваться? Дать определение явлению или проблеме, на которое направлена исследовательская деятельность. |
Предмет исследования | Как и через что будет идти поиск? Дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения явления или проблемы. |
Задачи работы | Как идти к результату? Определяются исходя из целей работы и в развитие поставленных целей. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Рекомендуется сформулировать 3 – 4 задачи. |
Методы исследования | Как изучали? Краткое перечисление методов через запятую без обоснования. |
Структура работы (завершающая часть введения) | Что в итоге в работе/проекте представлено. Краткое изложение перечня и/или содержания глав работы/проекта. |
По объему введение должно составлять 3-4 страницы.
Следует помнить, что по содержательности и качеству написания введения можно судить о степени компетентности автора, его знании освещаемой проблемы и во многом можно составить мнение о характере работы в целом.
4.2 Разработка основной части курсового проекта (работы)
Основная часть курсового проекта содержит две главы, представляющих собой аналитическую и проектную. Каждый раздел должен состоять не менее чем из трех подразделов, а каждый подраздел может включать в себя несколько пунктов.
4.2.1 Аналитическая часть
В первой главе приводится формулировка поставленной задачи и необходимые пояснения к ней.
Предлагается примерное содержание первой главы:
Описание предметной области
Общая характеристика ... (название фирмы, организации, предприятия) как объекта предметной области
В качестве предметной области может выступать предприятие (подразделение предприятия), фирмы, организации и др., а также отдельный вид деятельности протекающий в нем, поэтому в начале данного раздела необходимо отразить цель функционирования предприятия, его организационную структуру и основные параметры его функционирования.
2) Постановка задачи
Обоснование необходимости и цели использования вычислительной техники для решения задачи.
В этом пункте необходимо:
описать существующую (предметную) технологию выполнения выбранной для рассмотрения функции (комплекса функций) управления. Показать особенности расчета показателей, указать перечни и источники используемых входных документов, перечни и адресаты выходных документов, методы и технические средства, применяемые для их обработки;
провести декомпозицию решения задачи, т.е. выделить этапы решения задачи и функционально простые операции, из которых эти этапы состоят;
выявить основные недостатки, присущие существующей практике управления и обработки информации. При этом следует сделать акцент на те недостатки, устранение которых предполагается осуществить в проекте, например: высокая трудоемкость обработки информации; низкая оперативность, снижающая качество управления объектом;
несовершенство организации сбора и регистрации исходной информации;
несовершенство процессов сбора, передачи и хранения информации и процессов выдачи результатов конечному пользователю и т.д.
2.1) Общая характеристика организации решения задачи
В этом пункте следует раскрыть требования к будущему проекту путем ответов на следующие вопросы:
изменения в функциях подразделения, связанных со сбором, обработкой и выдачей информации;
источники поступления оперативной и условно-оперативной информации и периодичность ее поступления;
этапы решения задачи, последовательность и временной регламент их выполнения, целесообразность автоматизации этапов и операций решения задачи;
порядок ввода первичной информации (названия документов) и перечень используемых экранных форм;
краткая характеристика результатов (названия результатных документов, экранных форм выдачи результатов, перечень результатных файлов, способов их выдачи на экран, печать или в канал связи, а также место их использования);
краткая характеристика системы ведения файлов в базе данных (перечень файлов с условно-постоянной и оперативной информацией, периодичность их обновления, требования защиты целостности, конфиденциальности и доступности);
режим решения задачи (пакетный, диалоговый, с использованием методов телеобработки или смешанный), периодичность решения задачи.
Форма и размеры основной надписи чертежей и схем представлены в Приложении 3, Приложении 4, Приложении 5.
3) Аппаратные и программные средства реализации проекта
3.1) Технические средства аппаратной базы
В данном пункте приводится обоснование выбора типа ЭВМ и периферийных устройств. В границах работы над курсовым проектом необходимо определить, какие требования должны быть предъявлены к аппаратному обеспечению при эксплуатации на нем разработанного программного продукта. Требования должны быть представлены в стандартной среди разработчиков программного обеспечения форме. Кроме того, следует указать потребительские факторы, т. е. распространенность продукта, гарантийные условия, наличие документации и технической поддержки, совместимость с наиболее распространенными ОС и ППП. Обоснование можно завершить описанием перспектив использования выбранной модели, привести предполагаемый срок эксплуатации, описать возможность модернизации использования в последствии с другой целью и т.д.
Описание спецификация технических средств осуществляется с помощью шрифтов COST A, COST AU, COST B, COST BU.
3.2) Средства реализации информационной системы
Проектные решения по данному пункту обосновываются с точки зрения внемашинного (классификаторы, справочники, документы) и внутримашинного (входные, промежуточные, выходные массивы информационных баз) обеспечения и включают следующие вопросы:
обоснование состава и содержания входных и выходных документов, метода их построения;
обоснование состава и методов построения экранных форм для ввода переменной и условно-постоянной первичной информации, а также форм для вывода на экран результатной информации или ответов на запросы;
обоснование состава классификаторов, определение требований к системам классификации и кодирования информации;
обоснование способа организации информационной базы, как совокупности локальных файлов или как интегрированной базы данных с локальной или распределенной организацией; определение состава файлов, обоснование методов логической организации файлов и баз данных;
обоснование состава и способов организации файлов с результатной и промежуточной информацией.
3.3) Программное обеспечение (ПО)
Обоснование проектных решений по программному обеспечению заключается в формировании требований к системному (общему) и специальному прикладному программному обеспечению, а также в выборе на основе этих требований соответствующих компонентов программного обеспечения. Необходимо сформулировать требования по специальному ПО, которым должны удовлетворять проектируемые программные средства например по надежности, эффективности, понятности пользователю, защиты информации, модифицируем ости, минимизации затрат на сопровождение и поддержку.
Программное обеспечение должно быть описано в соответствии с основными требованиями ГОСТ 19.401, ГОСТ 19.402, ГОСТ 19.502, ГОСТ 19.701 составляющих Единую систему программной документации (ЕСПД).
Обратите внимание! Правила схем алгоритмов и программ определяет ГОСТ19.002-80. При выполнении схем алгоритмов и программ следует использовать условные графические обозначения, определяемые ГОСТ 19.003-80.
Описание спецификация программ осуществляется с помощью шрифтов COST A, COST AU, COST B, COST BU.
4.2.2 Проектная часть
Данная глава курсового проекта посвящается непосредственно разработке и написанию программного продукта. Она должна быть основана на информации, представленной в первой главе
4.2.2.1 Выбор технологии проектирования
Здесь выбирается подход к проектированию программного обеспечения – структурный и объектно-ориентированный. Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки. При структурном подходе процессы и данные существуют отдельно друг от друга (как в модели деятельности организации, так и в модели программной системы), причем проектирование ведется от процессов к данным. Это является главным недостатком структурного подхода. В объектно-ориентированном подходе основная категория объектной модели – класс. Он объединяет в себе на элементарном уровне как данные, так и операции, которые над ними выполняются (методы). Разделение процессов и данных преодолено. Данные по сравнению с процессами являются более стабильной и относительно редко изменяющейся частью системы, поэтому объектно-ориентированные системы более открыты и легче поддаются внесению изменений. Кроме того, объектно-ориентированная модель адекватно отражает реальный мир, представляющий собой совокупность взаимодействующих объектов, взаимодействие происходит посредством обмена сообщениями между объектами. Однако на практике диаграммы, отражающие специфику объектного подхода (диаграммы классов и т.п.), гораздо менее наглядны и плохо понимаемы непрофессионалами, поэтому понимание заказчиком разработчика обеспечивается на сегодняшний день, в основном, структурными методами.
4.2.2.2 Построение моделей
На этом этапе строятся модели проектируемой системы, которые детализируются и уточняются до необходимого уровня (в зависимости от выбранной технологии: диаграммы потоков данных, функциональные диаграммы, варианты использования, диаграммы детальности и т.д.). В данном подразделе должны быть представлены разработанные модели с текстовым описанием.
4.2.2.3 Проектирование модели данных
В случае применения структурного подхода после завершения функционального анализа системы определяются состав потоков данных и конструируется концептуальная схема данных в форме одной модели или нескольких локальных моделей. Наиболее распространенным средством моделирования данных считаются диаграммы «сущность-связь» (ERD).
4.2.2.4 Проектирование базы данных
Строится структурная схема программной системы, выполняется детальное описание функционирования системы через функциональные схемы, осуществляется проектирование экранных форм, отчетов, диалогов (создание прототипа программного обеспечения). С помощью диаграмм последовательностей экранных форм моделируется иерархия экранных форм. Совокупность таких диаграмм представляет собой абстрактную модель пользовательского интерфейса системы, отражающую последовательность появления экранных форм в приложении.
Важно! Данная часть предполагает электронное приложение выполненное в SQL Server Management Studio и MS Visio
4.3 Разработка заключения
Обращаем Ваше внимание, что по окончанию исследования подводятся итоги по теме. Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Его основное назначение - резюмировать содержание работы, подвести итоги проведенного исследования. В заключении излагаются полученные выводы и их соотношение с целью исследования, конкретными задачами, гипотезой, сформулированными во введении.
Проведенное исследование должно подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования. В случае опровержения гипотезы даются рекомендации по возможному совершенствованию деятельности в свете исследуемой проблемы.
4.4 Составление списка литературы
В список источников и литературы включаются источники, изученные Вами в процессе подготовки работы, в т.ч. те, на которые Вы ссылаетесь в тексте курсового проекта (работы).
Внимание! Список используемой литературы оформляется в соответствии с правилами, предусмотренными государственными стандартами ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ Р 7.0.5 – 2008.
Список используемой литературы должен содержать не менее 20 источников (не менее 10 книг и 10-15 материалов периодической печати или электронных ресурсов), с которыми работал автор курсового проекта (работы).
Список используемой литературы включает в себя:
Для всей литературы применяется сквозная нумерация.
При ссылке на литературу в тексте курсовой работы/проекте следует указывать название книги (статьи) внизу страницы. Ссылки на литературу нумеруются по ходу появления их в тексте записки. Применяется сквозная нумерация.
5. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
5.1 Оформление текстового материала
Текстовая часть работы должна быть представлена в компьютерном варианте на бумаге формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал, выравнивание по ширине, отступ – 1,25. Страницы должны иметь поля (рекомендуемые): нижнее – 2; верхнее – 2; левое – 3; правое – 1. Объем курсовой работы/проекта – 30-35 страниц. Титульный лист оформляется в единой форме (Приложение 1). Начиная с введения, вся работа должна содержаться в рамке с личным номером студента. Все страницы работы должны быть подсчитаны, начиная с титульного листа и заканчивая последним приложением. Нумерация страниц должна быть сквозная, начиная с введения и заканчивая последним приложением. Номер страницы ставится в правом нижнем углу страницы.
Весь текст работы/проекта должен быть разбит на составные части. Разбивка текста производится делением его на главы и подразделы. В содержании работы/проекта не должно быть совпадения формулировок названия одной из составных частей с названием самой работы, а также совпадения названий глав и подразделов. Названия глав и подразделов должны отражать их основное содержание и раскрывать тему работы/проекта.
При делении работы/проекты на главы (согласно ГОСТ 2.105-95) их обозначают порядковыми номерами – арабскими цифрами без точки и записывают с абзацного отступа. При необходимости подразделы могут делиться на пункты. Номер пункта должен состоять из номеров главы, подраздела и пункта, разделённых точками. В конце номера главы (подраздела), пункта (подпункта) точку не ставят.
Если раздел (глава) или подраздел (параграф) состоит из одного пункта, он также нумеруется. Пункты при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т. д.
Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Главы, подразделы должны иметь заголовки. Наименование глав должно записываться в виде заголовков (по центру) жирным шрифтом, без подчеркивания и без точки в конце. Каждая глава должна начинаться с новой страницы. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание глав, подразделов.
В основной части проекта (работы) должны присутствовать таблицы, схемы, скриншоты с соответствующими ссылками и комментариями.
В проекте (работе) должны применяться научные и специальные термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в специальной и научной литературе. Если принята специфическая терминология, то перед списком литературы должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями.
В тексте документа, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:
применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово "минус");
применять знак Ø для обозначения диаметра (следует писать слово "диаметр"). При указании размера или предельных отклонений диаметра на чертежах, помещенных в тексте документа, перед размерным числом следует писать знак Ø;
применять без числовых значений математические знаки, например (больше),
применять индексы стандартов, технических условий и других документов без регистрационного номера.
5.2 Представление табличного материала
Для более точного представления об оформлении табличного материала используйте ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Общие требования к текстовым документам
Все таблицы в курсовом проекте должны быть пронумерованы. Нумерация сквозная (арабскими цифрами 1, 2, 3…), т.е. через всю работу. В приложении своя нумерация.
Слово «таблица» и ее порядковый номер пишется сверху таблицы с левой стороны, затем через длинное тире дается ее название. При ссылке на таблицу следует указать номер таблицы и страницу, на которой она расположена. Разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу можно только в том случае, если она целиком не умещается на одной странице.
Если таблица заимствована или рассчитана по данным экономической периодики или другого литературного источника, делается обязательная ссылка на первоисточник (по правилам цитирования).
На таблицу необходимо сослаться в тексте, например, «В таблице 1 представлен анализ сезонности потребительского спроса».
Количественные значения показателей должны иметь одинаковую размерность после запятой. При переносе таблицы на следующую страницу шапку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «продолжение таблицы 5». Если шапка громоздкая, допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.
5.3 Представление иллюстративного материала
Все рисунки (фотографии, схемы, графики, диаграммы, рисунки) в курсовом проекте должны быть пронумерованы. Нумерация сквозная, т.е. через всю работу. В приложении своя нумерация.
Каждый рисунок необходимо снабжать подрисуночной подписью, которая должна соответствовать основному тексту и самому рисунку.
Подпись под рисунком обычно имеет четыре основных элемента:
наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенным словом «Рис.__»;
порядковый номер рисунка, который указывается без знака номера арабскими цифрами (1, 2, 3. 4…);
тематический заголовок рисунка, содержащий текст с характеристикой изображаемого в наиболее краткой форме.
В тексте на рисунок делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми рисунки помещены в ВКР.
Например: «...как это видно на рис.1» или «...как это видно из рис.1».
Если рисунок занимает более 75% размера страницы – он помещается в приложение.
Если рисунок не умещается из-за текста на странице, то он переносится на следующую страницу и на него делается соответствующая ссылка в тексте. Образовавшееся пустое пространство заполняется текстом, который был расположен в первоначальном варианте после рисунка.
5.4 Общие правила представления формул
Формулы располагают отдельными строками посередине листа. Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Не рекомендуется нумеровать формулы, на которые нет ссылок в тексте. Нумерация сквозная.
Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы. Место номера, не умещающегося в строке формулы, располагают в следующей строке ниже формулы.
После формулы приводится экспликация. Экспликация — это объяснение символов, входящих в формулу. Экспликация должна отвечать следующим требованиям:
1. Размещаться только после формулы, от которой отделяется запятой.
2. Начинаться со слова «где».
3. Символы надо располагать в порядке упоминания в формуле. В формулах с дробями сначала поясняют числитель, а затем — знаменатель.
4. Должна включать все символы из формулы или группы формул, после которых экспликация расположена.
Знаки препинания расставляются в экспликации следующим образом:
1. Между символом в расшифровке ставят тире.
2. Внутри расшифровки единицы измерений отделяют от текста запятой.
3. После расшифровки перед следующим символом ставят точку с запятой.
4. В конце последней расшифровки ставят точку, например:
(1)
где:
v – скорость, м/сек;
S — путь, м;
t — время, сек.
5. ЗАЩИТА КУРСОВОГО ПРОЕКТА
5.1 Подготовка курсового проекта к защите. Законченный курсовой проект представляется руководителю для проверки. После просмотра руководитель при необходимости указывает на недостатки и после их устранения подписывает работу и рекомендует к защите.
Для защиты проекта студент готовит выступление (доклад), схемы, таблицы, графики и другой иллюстрированный материал для использования во время защиты.
Для доклада основных положений курсового проекта, обоснования выводов и предложений студенту предоставляется 5-10 минут. В докладе отмечается следующее:
Актуальность и цель проектирования.
Объект проектирования (исследования) (название организации, краткое описание предмета ее деятельности).
Основные аналитические результаты предпроектного исследования (таблицы, рисунки).
Выбор методики и инструментария проектирования.
Технология проектирования.
Демонстрация результатов проектирования.
Выводы о достижении поставленной цели.
Окончание доклада следует завершить словами «Спасибо за внимание» или «Благодарю за внимание».
Наилучшим способом представления доклада является компьютерная презентация, выполненная в MS PowerPoint. Основными принципами составления компьютерной презентации являются лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование анимационных эффектов).
Желательно сопровождать выступление презентацией с использованием не более 10-12 слайдов, в том числе заголовочного и итогового.
При разработке информационных систем или компонентов, программных продуктов необходимо продемонстрировать их работу. После доклада студент обязан ответить на заданные вопросы по предмету защиты.
После защиты курсовой проект остается в учебном заведении.
В случаях, когда защита курсового проекта признается неудовлетворительной студенту утверждается новая тема и устанавливаются новые сроки защиты.
5.2 Критерии оценки курсового проекта. При оценивании курсового проекта учитываются следующие критерии:
актуальность темы;
соответствие содержания работы теме;
глубина проработки материала;
правильность и полнота разработки поставленных вопросов;
значимость выводов для последующей практической деятельности;
выполнение требований к оформлению курсового проекта стандартам.
наличие презентации на этапе защиты курсового проекта
доказательность и аргументированность защиты курсового проекта.
Решение об оценке курсового проекта принимается по результатам анализа предъявленной проекта, доклада студента на защите и его ответов на вопросы. Курсовой проект оценивается дифференцированной отметкой: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценку «отлично» получают работы, в которых содержатся элементы научного творчества, делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний литературы по данной теме.
Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе, выполненной на достаточном теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени творчества.
Оценку «удовлетворительно» имеют работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но не проявилось умение логически стройного их изложения, самостоятельного анализа источников, содержатся отдельные ошибочные положения.
Оценку «неудовлетворительно» студенты получают в случае, когда не могут ответить на замечания руководителя, не владеют материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы.
Студент, не предъявивший в установленный срок курсовой проект или не защитивший его по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.
Приложение 1
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
государственное БЮДЖЕТНОЕ профессиональное
образовательное учреждение ГОРОДА МОСКВЫ
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ колледж № 34»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по МДК 02.01 Информационные технологии и платформы разработки информационных систем
на тему: «(указать тему)»
Выполнил__________________________
фамилия, имя, отчество
___________________________________
специальность, курс, № группы
Руководитель_______________________
Ф.И.О.
Дата сдачи__________________________
Дата проверки ______________________
Оценка ____________________________
___________________________________
подпись руководителя
Москва, 2017
Приложение 2
Содержание ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………. 1.1Описание предметной области…………………………………………………….. 1.2 Постановка задачи………………………………………………………………….. 1.2.1 Общая характеристика организации решения задачи……………………….. 1.3Аппаратные и программные средства реализации проекта ……………………… 1.3.1Технические средства аппаратной базы………………………………………… 1.3.2 Информационное обеспечение………………………………………………….. 1.3.3 Среда реализации информационной системы………………………………… 2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………………… 2.1 Выбор технологии проектирования………………………………………………. 2.2 Построение моделей……………………………………………………………….. 2.3 Проектирование модели данных………………………………………………….. 2.4 Проектирование базы данных………………………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………. |
| | | | | КП.09.02.04.17.04-1ИС.01 |
| | | | |
Изм | Лист | № докумен. | Подпись | Дата |
Разраб. | Петров П.Н. | | | Тема курсового проекта | Литер. | Лист | Листов |
Провер. | Иванова В.И. | | | | | | 2 | 33 |
| | | | ГБПОУ ТК № 34, гр. 04-1ИС |
Н. конт | | | |
Утв. | Сидоров И.И. | | |
Приложение 3
Формат | Зона | Поз. | Обозначение | Наименование | Кол. | Примеч. |
| | | | | | |
| | | | Системное | | |
| | | | программное | | |
| | | | MS Windows 7 Home | 1 | |
| | | | MS Windows 2010 | 4 | |
| | | | | | |
| | | | Инструментальное | | |
| | | | программное | | |
| | | | BpWin | 1 | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | Прикладное | | |
| | | | программное | | |
| | | | MS Office 2016 | 4 | |
| | | | | | |
| | | | Программный продукт | | |
| | | | «Кадры» | 1 | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | КП.09.02.04.17.04-1ИС.01.РПЗ |
| | | | |
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата |
Разраб. | Сидоров П.П. | | | Спецификация | Лит | Лист | Листов |
Пров. | Иванов И.И. | | | | у | | 1 | 2 |
| | | | ГБПОУ ТК № 34, гр. 04-1ИС |
Н. контр | | | |
Утв | Петров С.С. | | |
Приложение 4
Формат | Зона | Поз. | Обозначение | Наименование | Кол. | Примеч. |
| | | Сервер | Intel Core 3 Quad 2.33 Ghz | 1 | |
| | | | Intel P35Express + ICH10 | | |
| | | | DDR II 4 GB PC2-6400 800 | | |
| | | | HDD 150 GB Serial ATA 16 | | |
| | | | NVIDIA 9600 GT | | |
| | | | DVD – RW/+RW | | |
| | | | ATX Middle Tower | | |
| | | | Клавиатура PS/2 A-4 Tech | | |
| | | | Манипулятор «мышь» | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | Рабочая станция | AMD Socket AM2 ATHLON | 3 | |
| | | | M/B Asus P4PE-2x | | |
| | | | DDR 512 PC3200 | | |
| | | | HDD PRESTIGIO Data Safe | | |
| | | | DVD –RW/+RW | | |
| | | | ATX 4U 4203, 350 W Black | | |
| | | | Монитор 19’’TFT | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | КП.09.02.04.17.04-1ИС.01.РПЗ |
| | | | |
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата |
Разраб. | Сидоров П.П. | | | Спецификация | Лит | Лист | Листов |
Пров. | Иванов И.И. | | | | у | | 1 | 2 |
| | | | ГБПОУ ТК № 34, гр. 04-1ИС |
Н. контр | | | |
Утв | Петров С.С. | | |
Приложение 5
Формат | Зона | Поз. | Обозначение | Наименование | Кол. | Примеч. |
А4 | | | КП.09.02.04.17.04-1ИС.01 | Расчетно-пояснительная | 59 | |
| | | | | | |
А4 | | | КП.09.02.04.17.04-1ИС.01 | Титульный лист | 1 | |
| | | | | | |
А4 | | | КП.09.02.04.17.04-1ИС.01 | Постановка цели и задач | 1 | |
| | | | | | |
А4 | | | КП.09.02.04.17.04-1ИС.01 | Обоснование | 1 | |
| | | | | | |
А4 | | | КП.09.02.04.17.04-1ИС.01 | Спецификация | 1 | |
| | | | | | |
А4 | | | КП.09.02.04.17.04-1ИС.01 | Спецификация | 1 | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | КП.09.02.04.17.04-1ИС.01.ВД |
| | | | |
Изм | Лист | № докум. | Подп. | Дата |
Разраб. | Сидоров П.П. | | | Ведомость документов | Лит | Лист | Листов |
Пров. | Иванов И.И. | | | | у | | 1 | 2 |
| | | | ГБПОУ ТК № 34, гр. 04-1ИС |
Н. контр | | | |
Утв | Петров С.С. | | |