СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по составлению рабочей программы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по составлению рабочей программы  

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по составлению рабочей программы»

Методические рекомендации по составлению рабочей программы

Методические рекомендации по составлению рабочей программы

Качественное планирование образовательного процесса –  залог  успешной деятельности  учителя.

Качественное планирование образовательного процесса – залог успешной деятельности учителя.

Рабочая учебная программа – это документ, созданный учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении. (по О.Г. Важновой)

Рабочая учебная программа

это документ, созданный учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении.

(по О.Г. Важновой)

Что это такое? Рабочая программа – индивидуальный  инструмент педагога , в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.  Составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения . Например, «Рабочая программа по русскому языку в 1 классе».

Что это такое?

Рабочая программаиндивидуальный инструмент педагога , в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения .

Например, «Рабочая программа по русскому языку в 1 классе».

К рабочим программам относятся: программы по учебным предметам; программы дополнительного образования; программы элективных курсов; программы факультативных занятий.

К рабочим программам относятся:

  • программы по учебным предметам;
  • программы дополнительного образования;
  • программы элективных курсов;
  • программы факультативных занятий.

Что значит составить рабочую учебную программу по предмету?    Это значит переработать и модифицировать существующие примерные программы, с этой целью: сравнить содержание примерных программ и содержание ФГОС; сравнить содержание авторских программ с содержанием Примерных программ и содержанием ФГОС; выявить расхождения, зафиксировать их; добавить на ваше усмотрение собственные разделы или расширить тот или иной раздел, включив в него дополнительные дидактические единицы; перераспределить часы на темы и разделы - составить рабочую программу согласно структуре.

Что значит составить рабочую учебную программу по предмету?

Это значит переработать и модифицировать существующие примерные программы, с этой целью:

  • сравнить содержание примерных программ и содержание ФГОС;
  • сравнить содержание авторских программ с содержанием Примерных программ и содержанием ФГОС;
  • выявить расхождения, зафиксировать их;
  • добавить на ваше усмотрение собственные разделы или расширить тот или иной раздел, включив в него дополнительные дидактические единицы;
  • перераспределить часы на темы и разделы - составить рабочую программу согласно структуре.
Функции рабочей программы: нормативная  информационно-методическая   организационно-планирующая

Функции рабочей программы:

  • нормативная

  • информационно-методическая

  • организационно-планирующая
Исходные документы для составления рабочих программ Закон «Об образовании» - http://www.consultant.ru/popular/edu/ ФГОС второго поколения- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531 Базисный учебный план общеобразовательных учреждений; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования - http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267/ Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=533 Авторские программы УМК «Гармония» - http://www.ass21vek.ru/schoolprogram/predmet/

Исходные документы для составления рабочих программ

  • Закон «Об образовании» - http://www.consultant.ru/popular/edu/
  • ФГОС второго поколения- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
  • Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;
  • Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования - http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267/
  • Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=533
  • Авторские программы УМК «Гармония» - http://www.ass21vek.ru/schoolprogram/predmet/
Алгоритм разработки рабочей программы   Сопоставить  ФГОС с содержанием примерной программы  Дополнить  рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в ФГОС, но не включенными в примерную программу.  Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента.  Провести  организацию и структурирование отобранного содержания.  Разработать новый календарно-тематический план  Определит ь результаты усвоения программы (УУД).  Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК.  Составить  пояснительную записку.  Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке.  Утвердить рабочую программу.

Алгоритм разработки рабочей программы

  • Сопоставить ФГОС с содержанием примерной программы
  • Дополнить рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в ФГОС, но не включенными в примерную программу.
  • Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента.
  • Провести организацию и структурирование отобранного содержания.
  • Разработать новый календарно-тематический план
  • Определит ь результаты усвоения программы (УУД).
  • Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК.
  • Составить пояснительную записку.
  • Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке.
  • Утвердить рабочую программу.

Требования к оформлению рабочих программ.   Текст рабочей программы педагога включает  8 (9) основных структурных элементов: 1. Титульный лист (название программы).  2. Пояснительная записка.  3. Учебно-тематический план.  4. Содержание тем учебного курса.  5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.  6. Критерии оценивания учащихся.  7. Календарно-тематическое планирование.  8 . Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной).  9 . Приложения к программе (по необходимости).

Требования к оформлению рабочих программ. Текст рабочей программы педагога включает 8 (9) основных структурных элементов:

1. Титульный лист (название программы). 2. Пояснительная записка. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание тем учебного курса. 5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. 6. Критерии оценивания учащихся. 7. Календарно-тематическое планирование. 8 . Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной). 9 . Приложения к программе (по необходимости).

Все структурные элементы рабочей программы  должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

1. Титульный лист - полное наименование образовательного учреждения,  - гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и зам. директора по УВР школы с указанием даты);  - название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа;  - указание параллели, на которой изучается программа;  - фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);  - название города, населенного пункта;  - год разработки программы.

1. Титульный лист

- полное наименование образовательного учреждения, - гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и зам. директора по УВР школы с указанием даты); - название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа; - указание параллели, на которой изучается программа; - фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких); - название города, населенного пункта; - год разработки программы.

2. Пояснительная записка  --- концепция (основная идея ) программы;  - обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь);  - указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;  - кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;  - указание на место и роль курса в обучении;  - цели, задачи;  - основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);  - логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;  - предполагаемые результаты;  - система оценки достижений учащихся;  - инструментарий для оценивания результатов;  - приводится используемая в тексте программы система условных обозначений .

2. Пояснительная записка

--- концепция (основная идея ) программы; - обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь); - указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет; - кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения; - указание на место и роль курса в обучении; - цели, задачи; - основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых); - логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана; - предполагаемые результаты; - система оценки достижений учащихся; - инструментарий для оценивания результатов; - приводится используемая в тексте программы система условных обозначений .

3. Учебно-тематический план перечень разделов , тем , последовательность их изучения;   - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;   - вид занятий (теоретические или практические, количество часов)  !!! ЛУЧШЕ ДЕЛАТЬ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ

3. Учебно-тематический план

  • перечень разделов , тем , последовательность их изучения;
  • - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
  • - вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

!!! ЛУЧШЕ ДЕЛАТЬ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ

4. Содержание тем учебного курса -перечень и название раздела и тем курса;  - необходимое количество часов для изучения раздела, темы;  - содержание учебной темы:  -основные изучаемые вопросы;  - практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;  - требования к знаниям и умениям обучающихся;  - формы и вопросы контроля;  - возможные виды самостоятельной работы учащихся.

4. Содержание тем учебного курса

-перечень и название раздела и тем курса; - необходимое количество часов для изучения раздела, темы; - содержание учебной темы: -основные изучаемые вопросы; - практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; - требования к знаниям и умениям обучающихся; - формы и вопросы контроля; - возможные виды самостоятельной работы учащихся.

5.Результаты усвоения программы   Личностные результаты Метапредметные результаты  Регулятивные УУД  Познавательные УУД  Коммуникативные УУД Предметные результаты

5.Результаты усвоения программы

  • Личностные результаты
  • Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

  • Предметные результаты
6. Критерии оценивания учащихся.

6. Критерии оценивания учащихся.

7. Календарно-тематический план  (в соответствии с Положением ОУ)   №   Тема урока Кол-во  ч-ов Элементы содержания Требования  к уровню подготовки  обучающихся Хар-ка деятельности уч-ся Контрольно-измери- тельные мат-лы Дом.зад. Дата

7. Календарно-тематический план (в соответствии с Положением ОУ)

Тема урока

Кол-во ч-ов

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Хар-ка деятельности уч-ся

Контрольно-измери-

тельные мат-лы

Дом.зад.

Дата

8. Перечень учебно-методического обеспечения.  Список литературы (основной и дополнительной) - методические и учебные пособия;  - оборудование и приборы;  - дидактический материал;  - литература, использованная при подготовке программы;  - литература, рекомендованная для учащихся;  - образовательные диски.

8. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной)

- методические и учебные пособия; - оборудование и приборы; - дидактический материал; - литература, использованная при подготовке программы; - литература, рекомендованная для учащихся; - образовательные диски.

9. Приложения к программе - основные понятия курса;  - списки тем рефератов;  - темы проектов;  - темы курсовых и творческих работ;  - методические рекомендации; - Интернет-ресурсы.

9. Приложения к программе

- основные понятия курса; - списки тем рефератов; - темы проектов; - темы курсовых и творческих работ; - методические рекомендации;

- Интернет-ресурсы.

Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога  Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений  (п. 6 и 7 ст. 32  Закона РФ «Об образовании»).

Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

1. Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе.  2. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.  3. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе.  4. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.

1. Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. 2. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. 3. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. 4. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.

Литература

Литература

Успехов в работе!

Успехов в работе!

Интернет-ресурсы http://school22-pr.ucoz.ru/st3.jpg http://www.niro.nnov.ru/?id=4622 http://59428.edusite.ru/images/p51_p1672395.jpg http://e-educ.ru/uploads/posts/2010-10/thumbs/1286381709_cover.jpg http://www.stihi.ru/pics/2011/01/20/5193.jpg Журнал

Интернет-ресурсы

  • http://school22-pr.ucoz.ru/st3.jpg
  • http://www.niro.nnov.ru/?id=4622
  • http://59428.edusite.ru/images/p51_p1672395.jpg
  • http://e-educ.ru/uploads/posts/2010-10/thumbs/1286381709_cover.jpg
  • http://www.stihi.ru/pics/2011/01/20/5193.jpg
  • Журнал "Справочник заместителя директора школы" № 6, 2011 года