Создание информационного ресурса учебной дисциплины «Биология».
Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами.
Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) –опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при ее запоминании.
Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др.1
Ниже приведен план организации проектной работы студентов по созданию опорных конспектов в рамках учебной дисциплины «Биология».
Информационный ресурс учебной дисциплины «Биология».
Формулировка проблемы проекта:
Тип учебного проекта:
Цель учебного проекта:
Планируемый результат:
SWOT-анализ:
Внутренние факторы | Сильные стороны | Слабые стороны |
| Знания из курса среднего образования по биологии, наличие ресурсов обучения, повышение успеваемости. | Отсутствие твердых системных знаний по теме и их упорядоченности, отсутствие навыков проектной деятельности, неумение работать с текстом. |
Внешние факторы | Возможности | Угрозы |
| Изменить привычный взгляд на общепринятые проблемы учебной деятельности, создание ситуации успешности, привлечение дополнительных материалов (библиотека, кружок, использование лаб. оборудования). | Внеаудиторная работа не является для студентов обязательным компонентом учебной деятельности. |
Форма представления результата (продукта):
Мультимедийная презентация (программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику).
Способ оценки:
Образец оценочной таблицы.
Этапы | Критерии оценки | Самооценка | Педагог | Студенты |
Защита | Представление (из 15 баллов) | | | |
Ответы на вопросы (из 15 баллов) | | | |
Процесс защиты | Интеллектуальная активность авторов и участников защиты (из 15 баллов) | | | |
Содержание проекта | Творчество (из 15 баллов) | | | |
Практическая направленность (из 15 баллов) | | | |
Оформление (15 баллов) | | | |
Итог: | | | | |
Методические рекомендации студентам по работе над опорным конспектом.
План работы:
изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
представить характеристику элементов в краткой форме; ,
выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
оформить работу и предоставить в установленный срок.
Основные требования, которым должны отвечать опорные конспекты (сигналы по Шаталову В.Ф.)2:
Лаконичность. В опорном сигнале должно быть лишь несколько слов. Чем меньше печатных знаков, тем более притягательны опорные сигналы для обучаемого, тем меньше времени он тратит на самоподготовку, тем быстрее выполняются письменные работы по контрольному воспроизведению сигналов, тем больше высокие оценки за эти работы получают обучаемые, тем охотнее исправляют свои нежелательные оценки. В дальнейшем опорные сигналы надо несколько раз пересматривать, предоставлять другим преподавателям на согласование и анализ по сокращению.
Структурность. В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно следственные связи. Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала.
Наличие смысловых акцентов. Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.
Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.
Ассоциативность и образность. Должны возникать и запоминаться четки ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.
Доступность воспроизведения от руки. Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге, не высокохудожественной манере.
Цветовая наглядность. Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.
Рекомендованная литература:
- Основная литература:
1.Константинов В.М. Биология. – М.: Академия, 2014
2.Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.- под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2011
3. Биология [Электронный ресурс]: справочник /Чебышев Н.В., Гузикова Т.С. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011
- Дополнительная литература:
1. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.
2.Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.
3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2014.
4.Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.
Интернет - ресурсы:
1. www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека). www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
2. www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии). www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).
3. www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).
4. www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов). www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).
5. www.nature.ok.ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
6. www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
7. www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
1 https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Feconspecdis.ucoz.ru%2Fkak_sostavit_opornyj_konspekt.
2 http://raul-safa.livejournal.com/74180.html