СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Охрана труда» для студентов 5 курса очно-заочного отделния (специальность 151901 Технология машиностроения)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Охрана труда" включает:

1) Введение

2) Цель и задачи учебной дисциплины

3) Методические указания по выполнению 20 самостоятельных работ

4)Перечень рекомендуемых учебных изданий 

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Охрана труда» для студентов 5 курса очно-заочного отделния (специальность 151901 Технология машиностроения)»

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Симский механический техникум»














методические указания

по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

по дисциплине «Охрана труда»

для студентов 5 курса

(специальность 151901 Технология машиностроения)

















Сим, 2015

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Охрана труда» для студентов 5 курса специальности 151901 Технология машиностроения











Составитель:

О.А.Корочкина, преподаватель охраны труда.




















Учебное пособие содержит указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по «Охране труда», являющейся общепрофессиональной дисциплиной. Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Охрана труда» и предназначены для студентов 5-го курса, обучающихся по специальности 151901 Технология машиностроения.



Введение

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Охрана труда» предназначены для студентов, обучающихся по специальности 151901 Технология машиностроения.

Объем самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 151901 Технология машиностроения.

Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы является обязательной для каждого студента, её объём в часах определяется действующим рабочим учебным планом Симского механического техникума по данной специальности.

Самостоятельная внеаудиторная работа проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. По охране труда используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:

для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;

для закрепления и систематизации знаний: повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей), составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений к выступлению на уроке, конференции, подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

для формирования умений: выполнение схем, расчётов по формулам.

Цель и задачи учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-  оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте,

- пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;

- применять безопасные приёмы труда на территории организации и в производственных помещениях;

- использовать экобиозащитную и противопожарную технику;

- определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

- соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- виды и правила проведения инструктажей по охране труда;

- возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;

- действие токсичных веществ на организм человека;

- законодательство в области охраны труда;

-  меры предупреждения пожаров и взрывов;

- нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;

- общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;

- основные источники воздействия на окружающую среду;

- основные причины возникновения пожаров и взрывов;

- особенности обеспечения безопасных условий труда в организации;

- правовые и организационные условия охраны труда на предприятии;

- права и обязанности работников в области охраны труда;

- правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;

- предельно допустимые концентрации и индивидуальные средства защиты;

- принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлений;

- средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.











Самостоятельная работа №1 Герметичные системы, находящиеся под давлением

Цель: Получить представление о герметичных системах, рассмотреть классификацию герметичных систем, причины возникновения опасности герметичных систем; опасности, возникающие при нарушении герметичности.

Самостоятельная работа: работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Форма контроля: сообщение на уроке



Самостоятельная работа №2 Подготовка рефератов по теме:

Негативные факторы и их воздействие на человека (по отраслям промышленности).



Цель: Получить представление о негативных факторах, рассмотреть классификацию негативных факторов, источники и характеристики негативных факторов, и их действие на человека.

Самостоятельная работа: работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Форма контроля: сообщение на уроке.



Самостоятельная работа №3 Разработка творческих работ по темам:

Вредные и опасные факторы на производстве (по структурным подразделениям предприятия)

Цель: Получить представление о вредных и опасных факторах, рассмотреть классификацию вредных и опасных факторов.

Самостоятельная работа: работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Форма контроля: сообщение на уроке


Самостоятельная работа №4 Методы и средства очистки воды

Цель: Получить представление о водопользовании и водопотреблении. Рассмотреть, как подразделяются сточные воды в зависимости от технологических особенностей производства. Изучить методы и средства очистки воды.

Самостоятельная работа: работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Форма контроля: сообщение на уроке

Самостоятельная работа №5 Виды и характеристики СИЗ

Цель: Изучить виды СИЗ, характеристики СИЗ, получить представление, о возможном применении СИЗ.

Самостоятельная работа: работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Форма контроля: сообщение на уроке


Самостоятельная работа №6 Методы и средства обеспечения электробезопасности.



Цель. Изучить технические способы и средства защиты человека от поражения электрическим током. Провести анализ опасности поражения человека электрическим током. Рассмотреть факторы, влияющие на исход поражения человека электрическим током.

Самостоятельная работа: работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Форма контроля: сообщение на уроке


Самостоятельная работа №7 Подготовка рефератов по темам:

Микроклимат производственных помещений (по подразделениям)

Цель. Получить представление о механизмах теплообмена между человеком и окружающей средой. Рассмотреть гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Изучить методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях.

Самостоятельная работа: работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Форма контроля: сообщение на уроке.


Самостоятельная работа №8,9. 1.Выполнение схемы освещенности.

2.Влияние освещенности рабочего места на производительность труда.

Цель. Получить представление о видах освещения и его нормировании. Рассмотреть организацию рабочего места для создания комфортных зрительных условий. Изучить способы расчётов освещения.

Самостоятельная работа: 1. Индивидуальная домашняя работа

2. Работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Форма контроля: 1) Проверка работы.

2) Сообщение на уроке.

Самостоятельная работа №10. Как устроен глаз и как видит человек



Цель. Познакомиться с процессами приспособления глаза к различению объекта: аккомодация; конвергенция; адаптация.

Самостоятельная работа: Работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Форма контроля: сообщение на уроке.



Самостоятельная работа №11 Терморегуляция организма человека

Цель. Познакомиться с терморегуляцией биохимическим путём, изменением интенсивности кровообращения, интенсивности выделения пота.

Самостоятельная работа: Работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Форма контроля: сообщение на уроке.



Самостоятельная работа №12 Способы снижения утомления (по видам деятельности)

Цель. Получить представление о видах трудовой деятельности. Изучить классификацию условий труда по тяжести и напряжённости трудового процесса.

Самостоятельная работа: работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Форма контроля: сообщение на уроке.


Самостоятельная работа №13 Безопасность труда и психофизиологические особенности человека

Цель. Получить представление о психических процессах, свойствах и состояниях, влияющих на безопасность труда. Рассмотреть основные психологические причины травматизма.

Самостоятельная работа: работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Форма контроля: сообщение на уроке.


Самостоятельная работа №14 Эргономические особенности народов России.

Цель. Получить представление об основном объекте исследования эргономики - система «человек – машина». Изучить эргономические особенности народов России.

Самостоятельная работа: работа с литературой, Интернет-ресурсами. Форма контроля: сообщение на уроке.


Самостоятельная работа №15 Эргономические особенности условий труда

Цель. Получить представление об антропометрической совместимости, сенсомоторной совместимости, энергетической (биохимической) совместимости, психофизиологической совместимости.

Самостоятельная работа: работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Форма контроля: сообщение на уроке.



Самостоятельная работа №16 Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий.

Цель. Получить представление об истории развития эргономики, изучить размерные характеристики рабочего места, правильную рабочую позу, примерный комплекс упражнений для глаз.

Самостоятельная работа: работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Форма контроля: сообщение на уроке.



Самостоятельная работа №17 Условия труда и трудовое законодательство

Цель. Рассмотреть организационные основы безопасности труда, правовые и нормативные основы безопасности труда. Получить представление об органах управления безопасностью труда, надзора и контроля труда.

Самостоятельная работа: работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Форма контроля: сообщение на уроке.

Самостоятельная работа №18 Анализ травматизма

Цель. Закрепить полученные знания на занятии о расследовании и учёте несчастных случаев на производстве. Произвести анализ производственного травматизма по формуле:

Кч=Т1000/С

Самостоятельная работа: работа с литературой, конспектами, раздаточным материалам.

Форма контроля: Проверка работы.



Самостоятельная работа №19 Оформление листов учета расследований несчастных случаев.

Цель. Закрепить полученные знания на занятии о расследовании и учёте несчастных случаев на производстве. Записать в тетради и рассмотреть возможную ситуацию, повлекшую за собой несчастный случай на производстве, и заполнить форму Н-1.

Самостоятельная работа: работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Форма контроля: Проверка работы.

Самостоятельная работа№20 Прекращение действия поражающего фактора.

Цель. Выявление причины тяжелого состояния пострадавшего, характера повреждения, признаков жизни и смерти. Прежде чем приступить к оказанию помощи, надо выяснить причину и характер повреждений.

Самостоятельная работа: работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Форма контроля: Проверка работы в тетради.

Перечень рекомендуемых учебных изданий


  1. Девисилов В.А. Охрана труда. Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФА-М, 2007. - 400 с.

  2. Медведев В.Т, Новиков С.Г, Каранюлец, Маслова Т.Н. Охрана труда и промышленная экология. Учебник для студентов учреждений среднего проф. образования. – 5-еизд., стер. - М.:»Академия», 2013. -416с.


3. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда: учебное пособие для СПО

/ Под ред. П.П. Кукина.- М.: Высш. шк.. 2006.- 431 с.

4. Недоступов Ю.К. Охрана труда в образовательных учреждениях. Сборник законодательных и нормативных, правовых актов по охране труда. УПЦ «Талант»-2008. 208с.



Интернет-ресурсы:

  1. http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;

  2. http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;

  3. http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;

  4. http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;

  5. http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;

  6. http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;

  7. http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;