В процессе формирования навыков табличного умножения и деления можно выделить два основных этапа:
1 этап. Составление таблиц.
2 этап. Запоминание таблиц.
При подготовке к составлению таблиц особое внимание необходимо уделить изучению теоретических вопросов, являющихся основой вычислительных приёмов, которыми будут пользоваться ученики при составлении этих таблиц. К таким вопросам относятся:
· конкретный смысл умножения как сложения одинаковых слагаемых;
· переместительное свойство умножения;
· взаимосвязь компонентов и результата умножения.
Заучивать таблицы целесообразно в следующем порядке:
· Сначала заучивается первый столбик таблицы умножения. Дети должны научиться воспроизводить равенства по порядку. Для этого они должны понять, с какого равенства начинается таблица, как составляется каждое следующее равенство, каким равенством заканчивается таблица. На этом этапе полезно заучивать и ряды чисел, получающиеся в результате умножения данного числа на 2, 3, 4, … (например, 2, 4, 6, 8, 10, ….; 3, 6, 9, 12, 15, 18, …)
· Равенства первого столбика таблицы умножения повторяются вперемежку (не по порядку). При этом ученик сначала закрывает ответы в записанной таблице, а затем проверяет себя, открывая ответ.
· Рассматривается следующий столбик таблицы умножения. Ученик ещё раз осмысливает, как он составлен, т.е. как связано каждое записанное во втором столбике равенство с соответствующим равенством из первого столбика таблицы умножения, например, 2* 8 = 16 и 8* 2 = 16. Для усвоения результатов на память важно заучивать такие пары равенств в сопоставлении их друг с другом.
· Запомнив пары соответствующих равенств из столбиков таблицы умножения, дети переходят к запоминанию состава чисел из двух множителей (например, запомнив, что 2*8 = 16 и 8*2 = 16, ученик должен усвоить, что 16 = 2*8 и 16 = 8*2) – это важный шаг к усвоению таблиц на деление. На этом этапе знание таблиц умножения полезно проверять как в прямой форме (когда задан пример и должен быть дан ответ), так и в обратной (когда задан ответ и должен быть назван соответствующий пример из таблицы). При рассмотрении состава чисел из двух множителей, важно добиваться, чтобы дети вспоминали различные варианты состава данного числа, например: 12 – это произведение чисел 2 и 6, 6 и 2, 3 и 4, 4 и 3.
· Хорошо запомнив столбики равенств из таблиц умножения и состав чисел из двух множителей, дети переходят к запоминанию таблиц деления. Для этого рассматриваются, записанные в тетради равенства в четырёх взаимосвязанных столбиках по строкам, например, 2* 8 = 16, 8* 2 = 16, 16: 2 = 8, 16: 8 = 2. Сначала такие четвёрки взаимосвязанных равенств рассматриваются подряд, строка за строкой, а затем вразбивку.
К устным внетабличным случаям умножения и деления относятся все случаи умножения и деления чисел в пределах сотни, а так же аналогичные случаи вычислений над числами большими ста, сводимые к вычислениям в пределах сотни. Основной целью изучения устных приёмов умножения и деления младшими школьниками является формирование прочных, осознанных, доведённых до автоматизма навыков. Для успешной реализации этой цели необходимо сформировать у младших школьников следующие средства усвоения:
· разрядный состав чисел;
· табличные случаи сложения и вычитания;
· табличные случаи умножения и деления;
· переместительное свойство умножения;
· сочетательное свойство умножения;
· распределительное свойство умножения относительно сложения;
· свойство деления суммы на число.