СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения прикладным упражнениям

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподаватель физического воспитания обязан научить зани­мающихся правильно и экономно ходить. В первую очередь он должен обращать их внимание на правильную постановку стоп и осанку занимающихся[].

При постановке на землю стопа слегка разворачивается на­ружу. Ноги нельзя ни чрезмерно расслаблять, чтобы они не «волочились» по земле, ни все время напрягать. При обычной ходь­бе нога вначале ставится на пятку, а затем перекатом ставится на носок.

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения прикладным упражнениям»

Методика обучения бегу и ходьбе

Преподаватель физического воспитания обязан научить зани­мающихся правильно и экономно ходить. В первую очередь он должен обращать их внимание на правильную постановку стоп и осанку занимающихся[].

При постановке на землю стопа слегка разворачивается на­ружу. Ноги нельзя ни чрезмерно расслаблять, чтобы они не «волочились» по земле, ни все время напрягать. При обычной ходь­бе нога вначале ставится на пятку, а затем перекатом ставится на носок.

Колебания туловища (вертикальные и боковые) необходимо сводить до минимума. Движения руками при ходьбе должны быть свободными и размашистыми как в локтевых, так и в плече­вых суставах.

При беге стопа ставится на землю более прямолинейно, чем при ходьбе, т. е. носки не поворачиваются наружу. Туловище на­клонено вперед, руки, согнутые в локтевых суставах примерно под углом 90°, совершают свободные маховые движения в плече­вых суставах, нога ставится на носок.

Одна из задач преподавателя заключается в том, чтобы на­учить занимающихся различной длине шага. Для этой цели целе­сообразно использовать разметки на полу или площадке. Пере­ход от одного вида ходьбы или бега к другому, как правило, про­изводится в движении.

Упражнения можно усложнять движением рук, чередованием нескольких различных упражнений, ускорением или замедлением их темпа и т. д.

Физиологическая нагрузка регулируется изменением темпа, дозировки, вида ходьбы или бега, дополнительными препятствия­ми, грузом.

При проведении упражнений в ходьбе необходимо обращать особое внимание на осанку, особенно при занятиях с детскими группами.

Дышать следует равномерно, акцентируя внимание на выдохе.


Методика обучения упражнениям в равновесии

При обучении упражнениям в равновесии необходимо следить за тем, чтобы занимающиеся смотрели не вниз, а вперед, сохра­няя опору в поле зрения. Плечи должны быть развернуты, спина закреплена, живот подтянут.

Упражнения на повышенной опоре надо предварительно ра­зучивать на полу.

Упражнения в равновесии усложняются путем изменения:

1) площади опоры, выполнения упражнений на носках, на пятках, на одной ноге и т. д.;

2) положения головы или туловища, выполнения упражнений с поворотами, наклонами вперед, в сторону, назад;

3) положения рук, ставя их за голову, поднимая вверх, впе­ред и т. д.;

4) способов передвижения;

5) направления движения;

6) высоты снаряда;

7) скорости выполнения упражнений, учитывая, что поворот в быстром темпе, бег сложнее, чем поворот в медленном темпе, ходьба и т. д.;

8) угла наклона снаряда.

Трудность упражнения изменяется в зависимости от того, на чем они выполняются — на полу, гимнастической скамейке, брев­не и буме (на плоской, закругленной стороне), на качающемся бревне. Помимо того, упражнения в равновесии усложняются преодолением препятствий; переноской груза; выполнением их с закрытыми глазами.

Методика обучения лазаннию

При проведении упражнений в лазанье не следует переходить от легких упражнений к трудным. Целесообразно вначале услож­нять более легкие упражнения. Это достигается путем: лазанья с каким-либо предметом (палкой, булавой, набивным мячом и др.); дополнительных движений руками, ногами или тулови­щем (например, лазанье по наклонной лестнице согнувшись или по вертикальной в приседе; лазанье при помощи рук и одной но­ги или наоборот); увеличения скорости лазанья или расстояния; изменения хвата за снаряд (хват сверху, разный хват).

Учитывая большую нагрузку при лазанье в простом висе, а также затрудненное дыхание, необходимо переходить к этим уп­ражнениям очень осторожно, особенно на занятиях с детьми. Детским группам целесообразно предлагать возможно больше разнообразных упражнений в лазанье в смешанном висе и упоре, так как при их проведении значительно легче регулировать фи­зическую нагрузку, кроме того, они очень эмоциональны.

Упражнения в лазанье рекомендуется проводить в форме игр и соревнований. Это значительно повышает интерес к ним. Как правило, упражнения в лазанье проводятся в основной части урока.

Страховка здесь необходима, так же как и при выполнении упражнений на других гимнастических снарядах. Упражнения в лазанье желательно чаще проводить на естественной местности.

Методика обучения упражнениям в метании и ловле

При проведении упражнений в метании и ловле важно сле­дить за тем, чтобы нагрузка равномерно распределялась на обе стороны тела. Следовательно, метание и ловлю следует выпол­нять как правой, так и левой руками. Упражнения в метании и ловле требуют четкой организации. При неправильном и тесном размещении занимающихся возможны травмы.

Наиболее трудным движением является ловля. Следователь­но, прежде всего необходимо овладеть техникой этого движения.

Упражнения в метании и ловле усложняются путем:

1) изменения объема и веса бросаемых предметов;

2) увеличения количества одновременно бросаемых предме­тов;

3) увеличения расстояния, с которого бросаются предметы;

4) сочетания метаний и ловли с движением руками, ногами, туловищем (например, с хлопками в ладоши, приседаниями, по­воротами, прыжками, с переползанием, бегом и др.);

5) изменения исходных положений (например, сидя, лежа, стоя на колене и т. д.);

6) метания и ловли одной рукой.

Методика обучения упражнениям в поднимании и переноске грузов

Упражнения в поднимании и переноске предметов можно предлагать даже ученикам первого класса начальной школы, но очень постепенно увеличивая нагрузку.

Дозировать упражнения можно путем увеличения или умень­шения веса груза, изменения темпа движения, расстояния пере­носки, введения или исключения препятствий.

По мере приобретения навыков в поднимании и переноске можно постепенно увеличивать скорость переноски грузов, включать в урок различные эстафеты, давать специальные задания. В качестве подводящих или подготовительных используются упражнения с набивным мячом. В младших классах грузом слу­жит набивной мяч. С ним выполняются поднимание и переноска, передачи в круге, в шеренге, в колонне в различных исходных по­ложениях. Переносить груз сбоку надо поочередно, то под одной, то под другой рукой (так же и на плече), а переноску на спине следует чередовать с переноской перед собой. Переноска пред­метов на голове — ценное упражнение, способствующее форми­рованию правильной осанки. Переноска предметов сбоку, на пле­че, может служить одним из основных упражнений для исправ­ления недостатков в осанке, что чрезвычайно важно учитывать в занятиях с детьми.

Обучение ОРУ ведется в соответствии с дидактическими принципами сознательности и активности, доступности, наглядности, системности в зависимости от контингента занимающихся и решаемых задач, используются разнообразные организационные формы и приемы способы проведения упражнений.

Простейшие упражнения, с которых следует начинать обучение, строятся на изолированных движениях и их сочетаниях. В дальнейшем, по мере совершенствования двигательной функции, упражнения усложняют путем подключения различных совмещенных движений.

Контроль за качеством выполнения упражнений — важнейшее условие адекватности их воздействия, так как неточное выполнение движений по направлению, амплитуде, скорости, степени мышечных напряжений приводит к искажению смысла упражнений. Поэтому преподаватель постоянно должен фиксировать внимание занимающихся на неточностях и добиваться качественного исполнения упражнений. Отличным методом само коррекции движений является работа перед зеркалом. Приучаясь выполнять движения точно, занимающиеся вырабатывают мышечные ощущения, позволяющие им управлять своим телом в точном соответствии с задачами

Рассмотрим общие методические рекомендации по составлению разминочных комплексов общеразвивающих упражнений на уроках:

1. Упражнения, включенные в комплекс, должны быть направлены на решение задач урока.

2. Содержание упражнений должно соответствовать уровню подготовленности, полу и возрасту занимающихся.

3. Упражнения необходимо подбирать так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на занимающихся обеспечивали развитие основных физических качеств. Упражнения должны способствовать формированию правильной осанки и овладению умением управлять своими движениями.

4. Упражнения должны следовать одно за другим в соответствии принципом постепенного нарастания нагрузки. Целесообразно начинать с наиболее легких и простых, связанных движениями отдельных частей тела, затем рекомендуется включая комплексные упражнения, дающие нагрузку большим группам мышц.

5.Необходимо чередовать упражнения так, чтобы в работу включались последовательно разные части тела. Поочередная работа различных частей тела повышает эффективность мышечных усилий и создает оптимальные условия для отдыха работавших мышц.

6. Упражнения силового характера должны предшествовать упражнениям на растягивание. После напряженной работы целесообразно выполнять упражнения на расслабление.

К конкретной последовательности упражнений в комплексе существуют разные подходы:

1. Проработка мышечно-связочного аппарата сверху bhиз (руки, плечевой пояс, шея, туловище, тазовый пояс, ноги).

2. Аналогичная проработка, но снизу вверх.

3. Переход от движений в мелких суставах к движениям в более крупных (кисти — стопы, локти — колени, плечи – таз, позвоночник).

4. Работа по типу серий «руки — ноги — туловище» (3—серий), каждый раз изменяя направленность воздействия.

5. Строгое следование «типовой схеме» с конкретным перечнем направленности воздействия упражнений.

Такое разнообразие подходов свидетельствует, с одной стороны, об очень широких возможностях ОРУ, а с другой — о недостаточной изученности воздействия комплексов различных видов построения на решек конкретных педагогических задач.

Следует признать целесообразность 1-го, 2-го и особенно 3-го подходов в случаях, когда в рамках решения гигиенических задач проводится называемая суставная гимнастика, целью которой является тщательная проработка всех суставов. А при проведении разминки в уроках, когда требуется решение сразу многих педагогических за короткое время, следует придерживаться 4-го и 5-го вариантов, выполнению комплексов ОРУ приступают после предварительной o6щей функциональной разминки с включением разновидностей ходьбы и бега.

Нагрузка, получаемая от выполнения ОРУ, зависит, прежде всего, от содержания самих упражнений. Однако кроме этого преподаватель имеет возможность изменять нагрузку и при одинаковом упражнении, регулируя следующие показатели.

Количество повторений каждого упражнения, темп выполнения, амплитуду движений, характер движений (плавно — резко, напряженно — расслабленно), продолжительность интервалов отдыха между упражнениями, исходные положения.

Дозировать упражнения надо исходя из общих правил учета степени подготовленности занимающихся, их возраста, пола, а также решаемых задач.