СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы активного обучения младших школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под активными формами и методами обучения мы понимаем методы обучения, позволяющие максимально активизировать взаимодействие субъектов педагогического процесса, направленное на развитие личности учащихся, их творческого потенциала, освоение ими системы общественно одобряемых ценностей. Посредством активных форм и методов обучения на занятиях создается личностно развивающая учебная ситуация, в которой учащийся поставлен в условия, требующие от него активного, деятельного участия в педагогическом процессе как его равноправный субъект.

Просмотр содержимого документа
«Методы активного обучения младших школьников»

Методы активного обучения младших школьников

Под активными формами и методами обучения мы понимаем методы обучения, позволяющие максимально активизировать взаимодействие субъектов педагогического процесса, направленное на развитие личности учащихся, их творческого потенциала, освоение ими системы общественно одобряемых ценностей. Посредством активных форм и методов обучения на занятиях создается личностно развивающая учебная ситуация, в которой учащийся поставлен в условия, требующие от него активного, деятельного участия в педагогическом процессе как его равноправный субъект.

Рассмотрим ряд наиболее популярных активных форм и методов обучения, с точки зрения возможности их применения в педагогическом классе, а также их влияния на развитие творческих педагогических способностей.

Популярность сейчас приобретает такой вид АФиМО, как мозговой штурм. Суть этого метода состоит в том, что проблема решается путем генерирования коллективных идей.

Мозговой штурм состоит из нескольких этапов:

а) формулирование проблемы;

б) знакомство с правилами;

в) формирование рабочих и экспертных групп;

г) высказывание группами идей по сигналу;

д) запись идей экспертами и выбор наилучшей;

е) подведение итогов, оценка лучших идей.

Основные правила заключаются в следующем:

1) запрещаются взаимные критические замечания;

2) запрещается общение между группами;

3) формулировка идей в краткой форме;

4) запрещается обращаться к руководителю штурма;

5) все участники имеют равные права.

В ходе мозгового штурма развиваются навыки общения с коллегами по группе, развивается способность к нестандартному мышлению, способность к анализу при рассмотрении различных идей. Развивается способность кратко и четко выражать свои мысли, развивается речь, расширяется словарный запас. В педагогическом классе у данной формы обучения есть большие перспективы. В частности ее можно использовать при разрешении учебных проблемных ситуаций, моделировании учебно-воспитательного процесса в школах будущего и т.п. заданиях.

Другая большая группа АФиМО включает в себя различные виды самостоятельной работы. При использовании методов этой группы познавательная деятельность обучаемого протекает в полном соответствии с его индивидуальными особенностями. Появляется возможность ликвидировать пробелы между средним уровнем восприятия и усвоением нового материала в группе и индивидуальными возможностями обучаемых.

Из всего многообразия АФиМО, использующихся при организации самостоятельной работы учащихся мы более подробно рассмотрим работу учащихся в парах.

Работа в парах является основной для организации устной самостоятельной работы на уроках. В отличие от работы в малых группах, где учащиеся отвечают по очереди командиру, в парах любого типа половина учащихся говорит, а вторая половина контролирует. Затем они меняются ролями. В ходе работы значительно повышается активность учащихся, создаются условия для их естественного общения, что повышает эмоциональный фон в ходе урока и создает предпосылки для эффективного развития способностей учащихся.

Устная самостоятельная работа школьников на уроке, как правило, ведется с использованием трех видов пар: статической, динамической и вариационной.

Статическая пара. Совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой.

Динамическая пара. Для школы - это малая группа в 4 человека. Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.

Вариационная пара. В этом варианте коллективной работы в малых группах по 4 человека каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.

Статическая пара формируется по желанию учащихся, так как фактор контактности и доброжелательности играет в этой паре решающую роль. Статическая пара является школой подготовки к работе в динамических и вариационных парах. В этой паре, сидящие за одним столом учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Статическая пара является одним из наиболее эффективных механизмов, обеспечивающих регулярное общение учащихся друг с другом на уроке, и соответственно значительное повышение речевой, мыслительной и творческой активности каждого ученика. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности.

Статическая пара является также школой перехода к использованию технических средств и индивидуальной работе с учителем.

При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольшее распространение в школе получили микрогруппы в 4 человека. Динамическая пара дает возможность каждому участнику общения менять партнеров так, чтобы поработать с каждым. Говоря о групповых формах обучения, следует отметить, что ряд ученых предлагает образовывать учебные группы с учетом психофизических особенностей учащихся. Это связано с тем, что в большинстве случаев неэффективность обучения вызвана тем, что дети не успевают за темпом подачи информации на уроках, ее усвоением. Как известно, необходимым компонентом для развития творческих способностей является положительная мотивация к учению, развитию которой у всех категорий учащихся способствует работа в малых группах. Рекомендуется создавать так называемые гомогенные классы, т.е. группы учащихся с примерно одинаковым темпом учебной деятельности, уровнем знаний, навыков и умений.

Говоря об активных формах и методах обучения, нельзя не сказать об игре как о важном и эффективном методе развития творческих способностей личности учащихся. В отличие от традиционных методов обучения особенность игры состоит в том, что она позволяет не только усвоить содержательную сторону предмета, но и как бы смоделировать человеческую деятельность целиком, во всем ее многообразии.

Учителю необходимо применять в своей работе с детьми (как в урочной деятельности, так и во внеурочной) методы, которые направляют учащихся к самостоятельному поиску и открытиям тех или иных истин, формируют гибкость мышления: - бреймсторминг («мозговой штурм» - атака на задачу); - синектика (получение знаний о малоизученном предмете, путем переноса на него знаний о подобных ему предметах); - майевтика (отыскание истины, путем постановки вопросов); - АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач).

Для реализации данных методов успешно применяются развивающие игры и упражнения. Вот некоторые из них:

Игра «Составление из букв осмысленных слов». Эта игра наряду с тренировкой воображения направлена на развитие словарного запаса.

Буквы: А Л Й И А Р К А Р О К Л

Задание: из предложенных букв составить (записать) как можно больше слов.

Игра «Круги на воде». Она направлена на развитие творческого воображения и одновременно филологических способностей ребенка и словарного запаса. Предложим детям любое слово, например, «лимон».

1) предложите подобрать как можно больше слов на начальную букву;

2) подобрать как можно больше слов начинающихся на слог – ли;

3) предложите подобрать как можно больше слов – рифм к слову лимон;

4) расставьте буквы слова в столбик и предложите написать слова на соответствующие буквы.

Упражнение «За и против». Детям предлагают любую, самую невероятную ситуацию (представим себе, что утром вы вдруг обнаружили, что уменьшились в росте в два раза). Далее обсуждение - какие видят плюсы и минусы, и интересные моменты в этой ситуации.

Задание – игра «Я начну, а ты продолжи…». На доске записываются две стихотворные строки. Дети самостоятельно за определенное количество времени должны продолжить начатое. Например: Вот он – светлый, добрый дом,

Мы сейчас в него войдем…

Грамматические шарады. Это совокупность грамматических загадок о слове, которое разделено на меньшие слова или морфемы.

Например: Задание: грамматический признак части речи.

Суффикс прилагательного, в котором всегда пишется одна буква н.

Окончание существительного 1- ого склонения.

Слово: трехсложное существительное 1- ого склонения. (Род-ин-а).

Деятельность по развитию творческих способностей личности школьников посредством применения активных форм и методов обучения необходимо сочетать с диагностикой личностных изменений и работой по саморазвитию и самосовершенствованию.