Мифические существа Поднебесной
Проект подготовил воспитанник 3 взвода 1 отделения КК СК РФ им. Александра Невского
Обзор: 3-5 - герои и существа. 6-8 - божества 9-10 - драконы
Древне-китайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений:
«Шуцзин» — Книга истории, древнейшие части XIV-XI вв. до н. э.;
«Ицзин» — Кни́га переме́н, древнейшие части VIII-VII вв. до н. э.;
«Чжуан-цзы», IV-III вв. до н. э.;
«Ле-цзы», IV век до н. э.-IV век н. э.;
«Хуайнань-цзы», II век до н. э.;
«Критические суждения» Ван Чуна, I век до н. э.).
Наибольшее количество сведений по мифологии содержится в древнем трактате «Шань хай цзин» («Книга гор и морей»,IV-II вв. до н. э.), а также в поэзии Цюй Юаня (IV век до н. э.).
Одна из отличительных черт древнекитайской мифологической историзации — (эвгемеризация) мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности. Главнейшие персонажи превращались в правителей и императоров, а второстепенные персонажи — в садовников, чиновников и т. п. Эвгемеризация мифов способствовала и характерному для китайской мифологии процессу антропоморфизации героев, который продолжался в народной мифологии вплоть до позднего времени. Большу́ю роль играли тотемистические представления. Так, племена иньцы, считали своим тотемом ласточку, племена ся — змею. Постепенно змея трансформировалась в дракона (лун), повелевающего дождем, грозой, водной стихией и связанного одновременно с подземными силами, а птица, вероятно, в фэнхуан — мифическую птицу — символ государыни (дракон стал символом государя).
Годзу 牛頭
Один из грозных привратников, охраняющих вход в подземный мир в китайской мифологии. У него голова быка и тело человека. Обычно всегда упоминается в паре со вторым привратником. Они первые существа, с которыми мертвая душа сталкивается при проходе в Подземный мир; во многих историях они непосредственно сопровождают новорожденных в подземный мир.
Медзу 馬面
Один из грозных привратников, охраняющих вход в подземный мир в китайской мифологии. У него голова лошади и тело человека. Обычно всегда упоминается в паре со вторым привратником. Они первые существа, с которыми мертвая душа сталкивается при проходе в Подземный мир; во многих историях они непосредственно сопровождают новорожденных в подземный мир.
Хоу И 后羿
Один из знаменитейших героев китайских мифов, борец с чудовищами, сбивший из лука девять солнц, угрожавших погубить всё живое на Земле, и неудачно стремившийся стать бессмертным. Часто его называют «китайским Гераклом». Миф о стрельбе в солнце имеет широкое распространение, особенно в Восточной Азии
Янь Ди 神農
Янь Ди, имевший прозвище Цзян и получивший титул Шэньнун — «божественный земледелец». Был легендарным предводителем племен, обитавших в районе реки Цзян. Его племена позднее переместились на восток по реке Вэй и Хуанхэ и обосновались в центральном Китае. Считается, что он научил людей земледелию и изобрел классический плуг.
Вэньчан 文昌
Китайский бог литературы, также его культ был широко распространён в Корее и Вьетнаме. Составные части имени переводятся как «литература» (вэнь) и «блестящий» (чан).
По одним данным отождествлялся с одной из звёзд Большой Медведицы, по другим — с множеством из 6 звёзд рядом с Большой Медведицей.
Считается, что Вэньчан ведает всеми литературными делами, в том числе и экзаменами на право занятия чиновничьей должности.
Ло-цзу 羅祖
Бог-покровитель нищих и цирюльников в китайской народной мифологии, по преданию, являлся учеником древнекитайского философа Лао-цзы (VI—V вв. до н. э.), но возвратился из обителей бессмертных, странствуя с тех пор по улицам городов, и кормясь ремеслом цирюльника. Днём почитания бессмертного считался день его рождения, который приходился на 30 число седьмого лунного месяца по традиционному китайскому календарю.
Чивэнь 螭吻
Один из «Девяти сыновей дракона» в китайской мифологии. Чивэнь любит глотать, и поэтому его помещают на концах конька крыши, чтобы он проглатывал все дурные поветрия; Чивэнь — популярный элемент архитектурного декора Китая.
Яцзы 睚眦
Один из «Девяти сыновей дракона» в китайской мифологии. Яцзы — хищный зверь, который любит убивать, и поэтому им украшают рукоятки холодного оружия.
Итог
Преданные традициям китайцы с почтением относятся к своей мифологии, положив ее в основу национальной философии и этики. На мифических представлениях основаны многие народные праздники, например, гонки на лодках в форме дракона, когда изображения драконов господствуют на земле и фантастические драконы плывут по воздуху.
Мифы – источник вдохновения для китайцев. Они отражены в архитектуре, литературе, скульптуре, живописи, музыке и кинематографе.Так для того, чтобы лучше понимать китайцев, надо почитать китайские мифы. Спасибо за внимание!!!