СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мифы Древней Греции

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы

Просмотр содержимого документа
«Мифы Древней Греции»

Технологическая карта урока литературы

Класс: 6

УМК: Литература. 6 класс. Учебник в 2 ч.  Коровина В.Я. и др. – М., 2013. Ч.2 - 288с.

Тема: Мифы Древней Греции

Место: первый урок по данной теме.

Тип урока: чтение и анализ

Цели урока:

воспитывающие:

– способствовать нравственному воспитанию обучающихся;

– создавать условия для приобщения обучающихся к духовному миру литературы и живописи;

– способствовать формированию художественного вкуса, интереса к античной литературе и чтению в целом;

– формировать положительную мотивацию обучения;

– способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании;

развивающие:

– способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи у обучающихся;

– способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;

– способствовать развитию коммуникативных навыков у обучающихся;

обучающие:

– способствовать формированию представления о мифах Древней Греции;

– создавать условия для знакомства обучающихся с рождением и подвигами Геракла;

– развивать интерес к подвигам Геракла;

– познакомить с мифом «Яблоки Гесперид»;

– познакомить с мифом «Скотный двор царя Авгия»;

Личностные результаты:

– приобщение к духовному миру литературы, живописи, архитектуры и истории;

– осознание нравственных проблем, поднимаемых в античных мифах;

– пробуждение в обучающихся нравственных качеств (чуткость, доброта, сострадание, терпимость, милосердие);

– осознание потребности в развитии и саморазвитии, осознание ответственности за результаты своей учебы;

Предметные результаты:

– обучающиеся имеют начальное представление о мифах Древней Греции;

– обучающиеся ознакомлены с рождением и подвигами Геракла;

– обучающиеся ознакомлены с мифом «Яблоки Гесперид»;

– обучающиеся ознакомлены с мифом «Скотный двор царя Авгия»;

– обучающиеся умеют пользоваться справочной литературой;

Метапредметные результаты:

– способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их;

– умение поставить цель и организовать ее достижение;

– владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;

– рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ.

Методы: наглядный метод, словесный метод, метод самостоятельной работы, метод деятельностного обучения, метод эмоционально-образного постижения художественного произведения.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, видеоролик.

Основные понятия: миф, подвиг, герой

План урока:

1. Организационный момент (1 мин.);
2. Проверка домашнего задания (5 мин.);
3. Мотивация учебной деятельности (8 мин.);

4. Изучение нового материала (10 мин.);

5. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений (9 мин.);
6. Рефлексия (6 мин.);
7. Задавание домашнего задания (1 мин.);



Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент

Цель этапа:

подготовить обучающихся к работе на уроке

Слайд 1

Учитель приветствует обучающихся.

Проверяет готовность к уроку.

Дети готовятся к уроку, сообщают об отсутствующих, приветствуют учителя.


Регулятивные: самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;

II. Проверка домашнего задания

Цель этапа: закрепить знания, полученные ранее и впоследствии связать их со знаниями, которые будут получены на уроке.

Слайд 2

Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, нам необходимо проверить домашнее. Вам было задано ответить письменно на 5 вопрос на странице 175.

Почему Кайсын Кулиев считает себя вечным должником своего народа?

Выборочно несколько учеников отвечают.

Поэт считает себя обязанным воспевать свой край в стихах, помогать ему, как может, — в благодарность за то, что он его родил и воспитал таким, какой он есть.

Регулятивные: самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, ее доказательство;

умение пользоваться справочной литературой; поиск и выделение необходимой информации;

III. Мотивация учебной деятельности обучающихся

1.Подготовка к восприятию

2. Постановка целей и задач урока

Цель этапа: заинтересовать обучающихся, подготовить к восприятию и беседе о авторе и произведении, сформулировать тему урока, определить цели и задачи


Давайте вспомним с вами, что такое фразеологизм? Слайд 3

Откуда же родом фразеологизмы? Например, такой фразеологизм, как «дело в шляпе», означающий, что все хорошо, порученное дело выполнено, «родился» в далеком-далеком прошлом, несколько столетий назад, когда важные письма и бумаги доставлялись гонцом на конной артиллерии. В те времена везти сумку с важными бумагами было крайне опасно, так как в пути могли напасть разбойники и отобрать ее. Для сохранения важных бумаг их зашивали в подклад шляпы гонца, и он доставлял их до указанного места в целости и сохранности.


Посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите значения фразеологизмов:


Яблоко раздора Слайд 4


Ахиллесова пята Слайд 5



Ящик Пандоры Слайд 6




Откуда пришли к нам эти фразеологизмы?

Какая тогда будет тема нашего урока? Слайд 7

- Отлично, молодцы.






Предполагаемые ответы:

Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, то есть с неизменным порядком, которые в свою очередь, по отдельности не означают все то же самое, что вместе.











Яблоко раздора: предмет вражды или причина спора (Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей», и незаметно бросила его между богинями Герой, Афродитой и Афиной. Богини заспорили, кому из них оно должно принадлежать. Каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьей, отдал яблоко Афродите, и она в благодарность помогла ему похитить жену спартанского царя Елену. Из-за это-го вспыхнула Троянская война.


Ахиллесова пята: уязвимое место, слабая сторона (Фетида окунула своего сына Ахиллеса в чудесные волны Стикса, чтобы мальчик стал неуязвимым. Однако во время купания она удерживала тело сына за пяту, от этого самой уязвимой точкой Ахиллеса стала пята. В будущем именно в пятку его смертельно ранил Парис.)


Ящик Пандоры: источник несчастий, неприятностей (Фразеологизм связан с мифом о Пандоре, получившей от бога Зевса закрытый ящик, наполненный всеми земными бедствиями и несчастьями. Любопытная Пандора открыла ящик, и оттуда вылетели человеческие несчастья.)

- Из мифов



- Мифы Древней Греции




Личностные:

нравственно-этическая ориентация;

интерес к личности и творчеству автора и к чтению в целом;

развитие эстетического вкуса;

Регулятивные:

контроль и самоконтроль;
формулирование цели, задач урока;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, ее доказательство;


IV. Изучение нового материала

Цель этапа: организовать беседу по произведению, его анализ, выполнение обучающимися заданий


  1. Слово учителя







































































  1. Беседа

Ребят, давайте разберёмся, что такое миф?

Давайте обратимся к учебнику и прочтём, какое определение мифа даётся нам там. Откройте книги на странице 176.

У этого слова есть также переносное значение.

Миф – о недостоверном рассказе, выдумке.

- Можно ли мифы назвать сказками? 


- Что общего между мифом и сказкой? 


- Чем отличается миф от сказки?



- Мифы существовали только в Древней Греции? 

  - Кто является величайшим героем древнегреческой мифологии? 


В мифах  других народов у Геракла есть «двойники».  Из них особенно интересны римский Геркулес,  вавилонский Гильгамеш и финикийский Мелькарт. Эти герои, как и Геркулес, ходили на край света, совершали великие подвиги и страдали. В звёздную ночь мы можем видеть Геракла (под его римским названием Геркулеса) на небе, так как его именем называется одно из созвездий.


Расскажу вам кратко миф о рождении и юности Геракла.

Великий древнегреческий герой Геракл был сыном Зевса и смертной женщины Алкмены, дочери царя Микен. С самого рождения Геракла преследовала жена Зевса, богиня Гера, разгневанная тем, что её муж вступил с Алкменой в связь. В день перед рождением Геракла Зевс объявил, что младенец, который первым появится в эти сутки в роде потомков Персея, будет властвовать над всеми родственниками. Гера, узнав об этом, ускорила роды у жены Персеида Сфенела, родившей слабого и трусливого Эврисфея. Зевсу поневоле пришлось согласитьсяс тем, что Эврисфей будет властвовать над всеми родственниками.

Геракл с раннего детства отличался огромной силой. Уже в колыбели он задушил двух огромных змей, присланных Герой погубить младенца. Детство Геракл провёл в беотийских Фивах. Он освободил этот город от власти соседнего Орхомена, и в благодарность фиванский царь Креонт отдал за Геракла свою дочь, Мегару. Вскоре Гера наслала на Геракла ужасную болезнь. Он лишился разума, безумие овладело им. В припадке неистовства Геракл убил своих детей и детей брата Ификла. Когда же припадок прошёл, глубокая скорбь овладела Гераклом. Геракл обратился к богу Аполлону с вопросом, что же ему теперь делать. Аполлон повелел Гераклу отправиться в Тиринф и 12 лет служить Эврисфею. Геракл поселился в Тиринфе и стал слугой слабого, трусливого Эврисфея. Эврисфей боялся могучего героя и не пускал его в Микены. Все свои приказания передавал через своего вестника Корпея.).

И вот, во искупление этого греха Гераклу пришлось совершать по приказам Эврисфея те 12 подвигов, которые были предначертаны ему судьбой.



-  Называя Геракла, мы всё время говорим, что он герой. А кто же такой герой?







- Можно ли назвать Геракла героем с точки зрения обоих значений? 


-  Но есть ещё одно значение слова «герой», которое было распространено в Древней Греции. Запишите это значение в тетради: «Герой -  это сын или потомок божества и смертного человека, полубог. Обычно герой наделён сверхчеловеческими возможностями и непомерной силой, но, в отличие от богов, лишен бессмертия».


 - Получается, что Гераклу подходят все три определения слова «герой».


- Сколько подвигов совершил Геракл? 

- Один из подвигов Геракла дал «крылатое» выражение « авгиевы конюшни». Оно обозначает сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое место.

Давайте познакомимся с этим мифом. Слайд 8


Чтение мифа  вслух.

- Древнее народное предание о легендарных героях, богах , о явлениях природы, возникшее в глубокой древности, ранний вид УНТ.

Один ученик читает определение.




- Нет


- Сказка, так же как и миф, вид УНТ.


- Мифы – правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка – вымысел.)

- Нет, у всех народов.


- Геракл
















Слушают учителя













































- Герой – 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.


- Да, можно.













- Да



- 12

Личностные:

нравственно-этическая ориентация;

интерес к творчеству автора;

Регулятивные:

контроль и самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;

соблюдение правил речевого поведения;

умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

развитие умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста произведения;

построение логической цепи рассуждений, ее доказательство;

расширение словарного запаса;

умение пользоваться справочной литературой;





V. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений

- Какое решение принял Геракл для выполнения неразрешимой задачи?


- Какие качества Геракла проявились в этом подвиге? 


- За что Геракл отомстил Авгию?


- В чём проявилось коварство царя Элиды? 





- Как изображена месть Геракла? 


- Какое значение имеет этот подвиг Геракла для мировой истории? 





Ученики читают сноску к мифу «Скотный двор царя Авгия» об истории Олимпийских игр.


Слайд 9

Давайте теперь познакомимся с 12-м подвигом Геракла. Предлагаю посмотреть видеоролик.


- О ком идет речь в мифе?

– Кто такой Атлант?



– Кто такие Геспериды?



– Зачем Гераклу понадобилось отправиться в сад Гесперид?


– Найдите в тексте мифа описание сада Гесперид. Прочитайте, как выглядел этот сад.


– Для чего Эврисфею понадобились яблоки?

.

- Направил воду на конюшни и всё смыло водой).


- Изобретательность



- За коварство и несправедливость


- Авгий дал Гераклу заведомо невыполнимую работу и тем самым обманул его. Обманул дважды: не расплатился за выполненную по договору работу.


- Месть страшная, но справедливая


- Эта история положила начало Олимпийским играм: после победы над Авгием Геракл принёс жертвы олимпийским богам и учреди Олимпийские игры


Ученики читают сноску к мифу «Скотный двор царя Авгия» об истории Олимпийских игр.








- О Геракле и Атланте.

- Титан, вынужденный в наказание за бунт держать небесный свод на своих плечах.


- Нимфы с прекрасными голосами, которым принадлежал чудесный сад.


- Эврисфей приказал герою добыть золотые яблоки, растущие в этом саду.






- Он хотел погубить героя.


VI. Рефлексия

Цель этапа: подвести итог, оценить свою работу на уроке


Слайд 10

Организует рефлексию:

  • Сегодня я узнал…

  • Мне понравилось больше всего…

  • Было трудно…



- устно дают ответы















Личностные:

нравственно-этическая ориентация; интерес к творчеству писателя;

Регулятивные:

самоконтроль, самооценивание;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками, взаимоконтроль;

соблюдение правил речевого поведения;

умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

развитие умения извлечь главное, подвести итог;


VII. Задавание домашнего задания

Цель этапа:продолжить знакомство с творчеством автора дома, закрепление материала

Слайд 11

Наш урок подошел к концу. Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Вам необходимо прочитать 2 подвига Геракла, которые даются в учебнике, а также подготовить пересказ одного из 12 подвигов Геракла по вашему выбору. Также подготовить письменный ответ на вопрос: « Какой подвиг Геракла вы считаете самым сложным? Почему?»

Записывают задание в дневники. При необходимости задают вопросы учителю.

Регулятивные: самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;