СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мини-музей "Мечта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель создания музея: развитие познавательно-исследовательской деятельности у воспитанников в системе музейной педагогики через совместную деятельность педагогов с родителями воспитанников.

Просмотр содержимого документа
«Мини-музей "Мечта"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48 «Совушка» города Смоленска











Мини-музей «Мечта»











Руководитель:

Дорогинина Елена Дмитриевна

Участники:

воспитанники средней группы «Фантазеры»,

родители воспитанников





город Смоленск

Профиль музея: познавательно – творческий, игровой.

Авторский коллектив:

руководитель: Дорогинина Елена Дмитриевна

образование – высшее

должность – воспитатель

стаж работы – 26 лет

категория – высшая

возраст воспитанников – 4-5 лет

другие участники – родители воспитанников, воспитатели ДОО.

Адресность:

Дети средней группы, родители, педагоги ДОУ.

Оформление мини-музея: мини-музей расположен в групповом помещении на подоконнике, прилегающей стене и полке, доступной детям. Месторасположение мини-музея определено с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности детей.

Актуальность мини-музея: государственная программа Российской Федерации определяет новую модель качества образования, предполагающую развитие способности ребёнка к использованию полученных знаний в организации его жизнедеятельности. Для современного педагога важно не только поддержать интерес детей и создать условия для воплощения их замысла, но и обеспечить практическую применимость результатов детской деятельности.

Для дошкольников Космос представляется чем-то загадочным, недостижимым, но очень интересным. Дети задают много вопросов, касающихся космических явлений, объектов. Важно способствовать формированию у детей представлений об окружающем мире через их собственные маленькие открытия, исследования, экспериментирование. Участие в данном проекте поможет детям научиться получать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности. Использование музейной технологии поможет обобщить и презентовать полученные знания, способствует формированию субъектной позиции воспитанников.

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у воспитанников в системе музейной педагогики через совместную деятельность педагогов с родителями воспитанников.

Задачи:

1. Создать мини-музей космонавтики в группе совместно с родителями и детьми.

2. Побуждать детей к активной мыслительной деятельности.

3. Сформировать и закрепить  первые представления о Вселенной в целом  и  о планетах Солнечной системы, их особенностях, расположении относительно Солнца, о зодиакальных созвездиях.

4. Дать представление о Луне, как  единственном спутнике Земли.

5. Углублять и систематизировать знания детей о летательных аппаратах, животных, покоривших космос.

6. Воспитывать любовь и уважение к профессии космонавта, к стране, ее достижениям.

7. Воспитывать социально-активную творческую личность.

8. Развивать у детей связную речь, познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Принципы:

- Принцип учета возрастных особенностей дошкольников.

- Принцип опоры на интересы детей.

-Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.

- Принцип наглядности.

- Принцип последовательности.

-Принцип доступности.

-Принцип многофункциональности.

- Принцип сотрудничества и взаимодействия.

План работы по созданию мини-музея:

Подготовительный этап

  1. Определение перспективы и разработка алгоритма по созданию мини-музея.

  2. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.

  3. Мониторинг знаний детей о космосе.

  4. Анализ методической литературы и реализация методического оснащения.

  5. Определение темы, название мини-музея, разработка его модели, выбор места для размещения, дизайна.

Практический этап (или этап реализации проекта)

  1. Создание мини-музея в группе.

  2. Конкурс совместных поделок родителей и детей, посвященный Дню космонавтики.

  3. Выставка поделок и рисунков «Тайны космоса».

  4. Сбор экспонатов для музея.

  5. Пополнение музея экспонатами.

Внедренческий этап

  1. Открытие мини-музея в группе

  2. Организация посещения мини-музея педагогами и детьми других групп.

  3. Проведение образовательной деятельности в мини-музее.

  4. Онлайн-экскурсия родителям в социальных сетях.

  5. Оформление мини – музея: презентации, паспорта, картотеки экспонатов.


Музейные разделы:

«Наша Вселенная»

Для развития познавательного интереса в музее представлены макеты Солнечной системы, макет космического корабля.

«Своими руками»

Экспонаты этой коллекции выполнены детьми, родителями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственной образовательной деятельности в различных образовательных областях. Поделки могут использоваться и в самостоятельной игровой деятельности детей.

«Галерея»

Здесь собраны рисунки, раскраски детей на космическую тему.

«Мини-библиотека»

В библиотеке собраны различные энциклопедии, загадки, стихи, авторские произведения о космосе, космонавтах. Эти книги могут быть использованы в процессе непосредственной образовательной деятельности, а также в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Также здесь представлены тематические альбомы для рассматривания.

«Фотогалерея»

В мини-музее представлены фотографии космонавтов (Ю.А. Гагарин, В.В. Терешкова и др.). Данная экспозиция сделана для того, чтобы в доступной форме объяснить детям этапы освоения человеком космоса и познакомить с героями, побывавшими там.

«Животные-космонавты»

Экспозиция посвящена первым животным, совершившим орбитальный космический полет и вернувшимся на Землю невредимыми.




Содержание и экспонаты

п/п

Наименование экспоната

ФИО

представившего экспонат

Где собран, краткое описание

Вид хранения

Кол-во

Дата поступления

1

Телескоп

Кухарская М.К.

Leven huk strike 950 PRO

Временное

1

Март 2024

2

Глобусы

Дорогинина Е.Д.

Лавренкова Л.В.

Один из глобусов имеет электрическую подсветку

1.Постоянное

2.Временное

2

Март 2024

3

Бюст Ю.А. Гагарина

Зуева Н.М.

Сделан семьей Зуевых из пластилина

Постоянное

1

2021

4

Модель Солнечной системы

Дорогинина Е.Д.

Модель из пластика с вращающимися планетами

Постоянное

1

2023

5

Макеты Солнечной системы

Семья Маркиных, семья Кулешовых

Совместные творческие работы детей и родителей

Постоянное

2

Март 2024

6

Картотеки загадок, стихов о космосе, дидактических игр

Дорогинина Е.Д.

Картотеки собраны и оформлены на основе интернет-ресурсов

Постоянное

3

Январь-март 2024

7

Демонстрационный материал «Космос», «Космос в нашей жизни»

Дорогинина Е.Д.

Красочно оформленные и доступные для дошкольников карточки для проведения бесед на тему космоса.

Постоянное

5

2022-2024


Перспективный план работы мини-музея

п\п

Форма работы

Сроки

1

Беседы: «Что такое космос?», «Идем в музей»

февраль

2

Мониторинг знаний детей о космосе, Солнечной системе, о космонавтах.

февраль

3

Изготовление экспонатов для музея в рамках совместной деятельности педагогов, родителей и детей (конкурс поделок)

март

4

Образовательная деятельность:

«День космонавтики»

«Солнечная система»

«Загадки космоса»

март-апрель

5

Беседы:

«Первый космонавт»

«Животные – космонавты»

«Чтобы стать космонавтом…»

март

6

Дидактические игры:

«Подбери одежду космонавту»

«Что ближе, что дальше»

март-апрель

7

Исследовательская деятельность:

«Солнце дарит нам тепло и свет»

«Воздух»

апрель

8

Чтение художественной литературы: иллюстрированных энциклопедий, рассматривание иллюстраций, альбомов.


февраль-апрель

9

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в космос»

апрель

10

Продуктивная деятельность: рисование «Солнечная система», аппликация «Наша быстрая ракета», лепка «Веселые инопланетяне»

Конкурс совместных творческих работ детей и родителей «Загадочный космос»

март-апрель

11

Развлечение: конкурс чтецов «Звездные тайны»

апрель

12

Настольно-печатные игры

март-апрель

13

Подвижные игры: «День-ночь», «Космонавты», «Земля и ее спутники»

март-апрель

14

Экскурсии для детей других групп детского сада.

апрель

15

Мониторинг знаний и представлений по теме.

апрель


Перспектива развития мини-музея

1. Подбор коллекций открыток о космосе, книг о космосе.

2. Проведение экскурсий для детей других групп ДОУ.

3. На базе мини-музея или с использованием его коллекций проведение занятий по разным видам деятельности.

Список источников

1. Детям о космосе и Юрии Гагарине - первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы / Авт.-сост. Т.А. Шорыгина, М.Ю. Парамонова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. –128 с.

2. Дорожин Ю. Книга для детей «Малышам о звездах и планетах» / Ю. Дорожин. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 8 с.

3. Емельянова Э. Л. «Расскажите детям о космонавтике»: наглядно – дидактическое пособие для занятий в детском саду и дома /авт. – сост. Э.Л. Емельянова. – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.

4. Сборник аудио рассказов https://slavclub.ru/audioskazki/pro-kosmos

5. Сборник мультфильмов http://rastishka.by/articles/multfilmy-o-kosmose/

6. Скоролупова О.А. Покорение космоса / О.А. Скоролупова. - М.: «ООО Изд-во Скрипторий 2003», 2009. - 80 с

7.Интернет-ресурсы

https://kutlezamanova-ds17bakal.educhel.ru/folders/post/2960743

https://www.dou276.ru/images/dsad/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%20%D0%9D%D0%B0%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8%20%D0%BA%20%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BC.pdf

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/09/04/mini-muzey-kosmos

8. Иванова Оксана «Секреты космоса» - ООО»Аркоп», 2021

9. Энциклопедия «Космос» - Москва, 2000

10. Энциклопедия с развивающими заданиями «Космос» - Москва, 2019



























Приложения

БЕСЕДА «ЧТО ТАКОЕ МУЗЕЙ»

Цель: познакомить детей с понятием «музей», «экспонаты», «экскурсовод», с правилами поведения в музее.

Задачи:

 рассказать о цели создания музея и о его назначении.

 закреплять умение анализировать и обобщать представления об отдельных экспонатах, полученные в ходе музейного экспериментирования.

Ход беседы

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в музей нашего детского сад.

Что же такое музей? (Ответы детей, которые воспитатель выслушивает и обобщает).

Это дом, где собирают, хранят и показывают красивые, старинные или просто интересные предметы: картины, игрушки, ткани, книги, посуду, одежду и многое другое.

А как вы думаете, для чего люди создали музеи? (Ответы детей).

У каждого человека есть вещи, которые ему особенно дороги: любимые книги, необычные находки, сувениры и т.д. Людям всегда хотелось сохранить что-то на память, чтобы потом показать своим детям, внукам, знакомым и друзьям. Например, одни собирают картины, другие редкие книги, третьи - красивую посуду, а четвѐртые – игрушки. Большое количество каких-то предметов называется коллекцией. (Воспитатель демонстрирует любую коллекцию) Воспитатель: У кого из вас есть дома коллекции? (Выслушивает ответы детей) Воспитатель: Кому вы показываете свою коллекцию? (Ответы детей, которые воспитатель выслушивает и обобщает).

Коллекции находились в доме у тех, кто их собирал, и их могли увидеть немногие. И тогда люди стали размещать свои коллекции в специальных зданиях, которые и назвали МУЗЕЯМИ. Сюда может прийти любой желающий и посмотреть на ЭКСПОНАТЫ. Музей может быть посвящѐн одному предмету. Например, музей часов, музей кукол, музей картин, а может содержать и много коллекций. Тогда их размещают в специальных ЗАЛАХ, чтобы ПОСЕТИТЕЛЯМ музея было удобнее рассматривать экспонаты.

О каждом музейном экспонате Вам сможет рассказать специальный работник – экскурсовод. Сегодня Вашим экскурсоводом буду я. И попрошу вас выполнять обязательные правила поведения для посетителей музея в нашем детском саду: 1. Не перебивать экскурсовода и задавать свои вопросы только по окончанию экскурсии. 2. Не все экспонаты в нашем музее можно трогать руками.

Как вы думаете, почему мы ввели для посетителей такое правило? (Ответы детей, которые воспитатель выслушивает и обобщает). Некоторые экспонаты очень хрупкие и они могут поломаться или даже разбиться при неосторожном обращении и их красоту больше никто не увидит. (Воспитатель демонстрирует детям пример небрежного обращения с экспонатом - можно взять для примера обычную салфетку или пергаментную бумагу). Теперь вы готовы к посещению музея, и я рада пригласить вас на ЭКСКУРСИЮ. По окончании экскурсии педагог проводит беседу – диалог «Наше первое посещение музея». Узнать о впечатлениях детей, закрепить новые правила и словарные понятия.

- Что такое музей?

- Как называется музей, который вы посетили?

- Что такое экспонаты?

- Какие существуют правила поведения посетителей в музее.

- Кто рассказывает нам об экспонатах в музее? Что вам больше всего понравилось в музее?

Организовать с детьми сюжетно-ролевую игру «Музей» или игровое упражнение «Собери коллекцию для музея»




БЕСЕДА О ПЕРВОМ КОСМОНАВТЕ Ю. А. ГАГАРИНЕ

Цель: Познакомить детей с первым космонавтом Ю. А. Гагариным.

Задачи:

- Развивать у детей чувства гордости за Ю. А. Гагарина – первого космонавта Земли.

- Обратить внимание детей на такие качества души как доброта, настойчивость, бесстрашие, которые помогли ему стать знаменитым человеком.

- Воспитывать усидчивость, внимание, уважение к памяти первого космонавта. Материал: иллюстрации, слайды, альбомы о Ю. А. Гагарине, космический корабль «ВОСТОК»;

рассказ о В. Гагарина: «Грустная история Найденыша» из книги «Мой брат Юрий»

Словарная работа: межпланетная мгла, виток, крылатая фраза, иллюминатор, почетно.

Ход беседы.

Воспитатель читает стихотворение неизвестного автора: «Первый космонавт»

На космическом корабле

Он летел в межпланетной мгле…

Совершив вокруг Земли виток.

А корабль назывался «Восток».

Его знает и любит каждый.

Был он юный, сильный, отважный.

Помним взгляд его добрый с прищуром

Его звали Гагарин Юра.

Воспитатель:

О ком говорится в этом стихотворении? Дети: О первом космонавте Земли Ю. А. Гагарине.

Воспитатель (показывает портрет космонавта):

Что вы можете рассказать о этом человеке? Дети отвечают. (Воспитатель обобщает ответы детей).

Воспитатель: Ребята, 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. Это день, когда человек впервые поднялся в космос, а случилось это в 1961 году. И первым космонавтом Земли стал Ю. А. Гагарин. Самолетом до космоса нельзя долететь. Гагарин летел на космическом корабле. Этих летчиков называют летчиками-космонавтами. Люди нашей страны гордятся тем, что в космос первым полетел наш человек. И первая фраза Юрия Гагарина стала крылатой и знаменитой на весь мир: «ПОЕХАЛИ!»

«Он увидел в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо. Яркие немигающие звезды смотрели на него. Это никогда не видел ни один житель Земли» - написал о полете Гагарина журналист Ярослав Голованов.

Юрий Гагарин принес славу нашей Родине. Мы с вами, дорогие ребята, можем гордиться им.

Воспитатель: Быть космонавтом – это не только почетно, это и очень трудно, надо быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, отзывчивым, надо много знать, тогда тебя будут уважать и любить. И эти качества Юрий воспитал в себе с детства. Послушайте рассказ о детстве Юрия Гагарина. Он называется «Грустная история Найденыша», написал его старший брат Юрия – Валентин.

Задает вопросы о прочитанном.

Рефлексия:

- Как зовут первого космонавта Земли?

- Хотите ли в будущем быть космонавтами?

- Если вам понравилась беседа, похлопайте в ладошки.

Спасибо всем, доброго здоровья!





Конспект НОД по познавательному развитию

на тему: «День космонавтики»

Цель: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне. Задачи:

- Закрепить знания о геометрических фигурах.

- Совершенствовать изобразительные умения и навыки.

- Развивать пространственное воображение, мелкую и общую моторику.

- Воспитывать любознательность.

Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин. Оборудование: Картинки с изображением портрета Ю. Гагарина, собак Белки и Стрелки, созвездий, Луны. Воздушный шарик. Набор геометрических фигур, образец ракеты, составленной из этих фигур. Листы бумаги с нарисованными инопланетянами и ракетами из геометрических фигур, карандаши. Рисунки созвездий. Картон с прорезанным кругом, краска желтого и оранжевого цветов, губки, оборудование для рисования.

Ход занятия:

С самых давних времен люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Прошло много времени, пока люди научились строить летательные аппараты. И первыми полетели в них не люди, а животные: крысы, а потом собаки. Взгляните на эту картинку. (Показ). На ней вы можете увидеть первых собак, которые полетели в космос и вернулись обратно. Их зовут Белка и Стрелка. И только после того, как еще другие собаки успешно слетали в космос, туда отправился первый человек. Много лет назад именно в этот день космонавт Юрий Гагарин полетел в космос (показ портрета Юрия Гагарина) в космической ракете с названием «Восток». Он первым на планете подняться к звездам смог. С тех пор в этот день каждый год мы отмечаем день космонавтики — праздник космонавтов и всех, кто помогает им успешно летать в космос.

Сегодня и мы с вами поиграем в космонавтов: отправимся в полет на космическом корабле, поможем инопланетянам, понаблюдаем за созвездиями. Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете. Я покажу вам на примере шарика, как летит ракета.

Воспитатель надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом разжимает пальцы и шарик резко вырвется вверх. Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. А в ракете не воздух, а топливо. А теперь давайте построим свои ракеты из геометрических фигур. Дидактическая игра «Построй ракету»

Детям предлагается набор геометрических фигур, из которых нужно сложить ракету.

Динамическая пауза «Космонавты высаживаются на планеты»

На полу разложены обручи разного размера и величины. Дети делятся на две команды «Восток» и «Молния» и выполняют команды:

Члены экипажа космического корабля «Восток», постройтесь друг за другом.

Члены экипажа космического корабля «Молния», встаньте в круг. Команда космического корабля «Восток» высадилась на большую желтую планету.

Команда космического корабля «Молния» высадилась на две маленькие синие планеты.

Космонавты и ученые выяснили, что на планетах, которые вертятся вокруг нашего Солнца, жизни нет: на одних слишком холодно, на других слишком жарко. Никто не живет на этих планетах.

Только наша планета Земля

во всем пригодна для жилья.

Ведь Земля — планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Береги свою планету

Ведь другой, похожей, нету!

Но, может быть, где-то далеко-далеко, возле другой звезды, на далеких планетах есть живые существа. Тех, кто живет на других, иных планетах, мы называем «инопланетяне». Вот сейчас инопланетяне нуждаются в нашей помощи: нужно помочь им найти свои космические корабли.

Дидактическая игра «Рассади инопланетян по космическим кораблям» Взгляните на лист и ответьте: кто на какой летает ракете?

На листе бумаги нарисованы инопланетяне из геометрических фигур и ракеты в форме этих же фигур. Нужно соединить линией изображения ракеты и инопланетянина, состоящих из одинаковых геометрических фигур.

Над Землѐю ночью поздней,

Только руку протяни, Т

ы ухватишься за звѐзды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землѐю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

Дидактическая игра «Дай название созвездиям»

Ребята, астрономы — ученые, которые наблюдают и изучают звезды, обнаружили на небе новые созвездия и просят нас помочь придумать им названия. Сложите руки трубочкой друг за другом, как будто смотрите в телескоп, и посмотрите внимательно на это созвездие. Как можно назвать его? Ответы детей: Домик, Птица, Зонтик, Цветок…

Когда ночью мы глядим на небо, что мы видим? (Показ картинки). Ответы детей: звезды и луну.

Луна — это спутник нашей планеты Земля.

Только солнце спать ложится, Л

уне на месте не сидится.

Ночью по небу гуляет,

Тускло землю освещает.

Сейчас наша ракета отправится на Луну. Там мы нарисуем лунный портрет. Но сначала подготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Солнце»

(Две соединенные перекрестно друг с другом ладони с разведенными в стороны пальцами)

«Ракета»

(Ладони соединены указательными, средними и безымянными пальцами, нижние части ладоней разведены в стороны, запястья на столе)

«Луноход»

(Пальчиками перебирать по поверхности стола, обходя все неровности, бочком, как "паучок")

Рисование губкой «Луна» Детям предлагается на лист бумаги черного цвета наложить лист картона с прорезанным в нем кругом и с помощью губки нанести краску на круг (не размазывая, а прижимая). Затем осторожно убрать картон и пальцами дорисовать круги-кратеры.

А мы живем с вами на планете... Земля.

За чудесами мы стремимся,

Но нет чудесней ничего,

Чем полетать и возвратиться

Под крышу дома своего!




Информационный материал для родителей

- «12 апреля – День космонавтики. История праздника»

- «Цепочка загадок о космосе»

- «Как рассказать детям о Солнечной системе»

- «Стихи о космосе для детей 4- 5 лет»

- «Читаем детям о космосе»

Картотека загадок о космосе

Картотека дидактических игр по космонавтике

Картотека стихов о космосе