СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Миниатюра в творчестве Шопена

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Львиная доля" творческого наследия Шопена занимает фортепианная миниатюра.Циклу из 24 прелюдий отводится особое место. 

Просмотр содержимого документа
«Миниатюра в творчестве Шопена»

Тихонова Стелла Рустамовна

Колледж им. В.К. Мержанова при ТГМПИ им. Рахманинова, преподаватель цикловой комиссии кафедры фортепиано


Миниатюра в творчестве Ф. Шопена

на примере Прелюдии e-moll

“Львиная доля” творческого наследия Фредерика Шопена,настоящего «певца фортепиано» - занимает фортепианная миниатюра Среди огромного количества сочиненной им музыки - прекрасные ноктюрны, мазурки, этюды, баллады, скерцо, но особое место занимает его “24 прелюдии” (соч.28), раскрывающий новое осмысление жанра. Миниатюры, созданные им в минуты вдохновения, характеризуют композитора как тонкого художника, подмечающего и отображающего настроения, будь то мечты и грезы или воспоминания о скорбных моментах или буре страстей.

Прелюдии Шопена можно назвать своеобразным “дневником чувств и откровений”. Каждая из миниатюр - подлинная жемчужина, собранная в “ожерелье” этого цикла. Расположенные по закономерностям квинтового круга, они нередко весьма контрастны между собой, и в то же время, оттеняя друг друга, подчеркивают свою самобытность, значимость и образную самостоятельность. Конечно, национальный колорит Польши не мог не отразиться на музыкальном языке композитора, поэтому некоторые миниатюры вовлекают нас в стихию польских народных танцев и песен, с любовью воспетых Шопеном, там тосковавшим по своей Родине на чужбине...

В богатом калейдоскопе этого фортепианного опуса, в его импровизационном вдохновенном “полете” выделяются несколько миниатюр, имеющих особую выразительность, и среди них Прелюдия №4 ми минор. Как и большинство миниатюр, она имеет традиционную форму периода повторного строения, но при этом она настолько емка и богата по своей выразительности, что рождает фантазией совершенно невероятные образы. В музыке этой прелюдии каждый человек может услышать и “расслышать” что-то свое...Она удивительно “кинематографична”, поэтому нередко звучит в фильмах режиссеров разных стран, ведь язык музыки не требует перевода, он - международный... В свое время Б.В.Асафьев подчеркивал, что “прелюдии - это 24 кратких слова, в которых сердце волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет, озаряется надеджой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвется и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей”, но эти слова, сказанные обо всем цикле в целом, больше чем наполовину относятся именно к этой миниатюре.

Некоторые исследователи усматривают общность между Прелюдией ми минор Шопена и самой скорбной по содержанию и духовному смыслу частью Мессы си минор И.С.Баха Crucifixus. В этом развернутом хоровом “полотне” раскрывается восшествие Христа, несущего свой Крест, на Голгофу. Выразительные приемы, которые используют оба композитора, разделенные почти вековым отрезком времени, действительно схожи, однако вряд ли стоит так конкретизировать миниатюру Шопена как иллюстрацию. По сравнению с фрагментом Мессы, в котором слышны отголоски жанра сарабанды, тяжелая поступь хроматических басов, крупные длительности, фактура фортепианной прелюдии совершенно иная, поэтому и образный строй ее не настолько глубок, поэтому эти два шедевра можно скорее противопоставить друг другу, чем объединить. Да, и хор Баха, и Прелюдия Шопена написаны в одной тональности, используют нисходящие хроматизмы как прием выразительности, но на этом их сходство заканчивается. Они рисуют образ страдания, но если у Баха это страдание Христа, то у Шопена - страдание земного человека эпохи романтизма!

Как говорилось выше, Прелюдия ми минор написана в форме повторного строения, разрастающего до размеров огромной драматической сцены. Нотный текст занимает всего страницу, но насколько он емкий по своей эмоциональной палитре. Музыка начинается с исповедально звучащего затактового октавного зова, рожденного из тишины силой мысли скорбящего человека. Вздох ли это или приглушенный стон?..

С началом такта к соло мелодии прибавляется аккордовый аккомпанемент, эфемерно-невесомый, почти неощутимый, но дающий четкую пульсацию восьмыми. Мелодия соло статична, скупа, основана на длинных звуках с минимальными переходами на полтона, будто не желая смещаться с пятой ступени тональности, цепляющаяся за нее, но неумолимо увлекаемая за нисходящими аккордами сопровождения. Интересно, что Шопен намеренно избегает фундаментально звучащих трезвучий, поэтому партия левой руки, начинающаяся с тонического секстаккорда, ощущается очень гибкой, аккорды в ней, подобно облакам, сменяются почти незаметно, по одному-два звука, переливаясь гранями все новых гармонических сочетаний. Проходящие хроматизмы постепенно тают, спускаясь все ниже, и перед нами воспоминания, мысли о безвозвратно утерянном, ушедшем...

Первое предложение выходит за обычные рамки квадратности, благодаря расширению в каденционном разделе, поэтому оно занимает 12 тактов, вновь повторяя один и тот же мелодический оборотом, будто не веря в происшедшее. Внезапный мелодический “всплеск” увлекает нас к ноте, с которой начинался путь. Второе предложение по законам периода повторного строения воспроизводит несколько тактов первого, однако создается ощущение, что время сжимается: смена пульсирующих аккордов ускоряется, “гармонические мгновения” учащаются, и буквально через три такта мелодия “выстреливает” криком раненой птицы, которой не суждено больше взлететь. Чем глубже пытается утащить за собой хроматический аккомпанемент, тем отчаяннее пытается мелодия взмыть ввысь! И вот уже почти оттолкнувшись взмахом крыльев от земной суеты, мелодия после выразительного кульминационного выплеска удрученно слабеет, возвращаясь к каденции как в первом предложении. Не желая смириться, в звучании прерванного оборота в шестую ступень мелодия обретает надежду, что снова воспарит. Но внезапно все обрывается напряженной альтерированной субдрминантой, после которой три заключительных аккорда неумолимо завершают звучание, замирая на пианиссимо.

Прелюдия ми минор Шопена имеет очень большое значение как образец жанра миниатюры. В ней, несмотря на изящную лаконичность, раскрывается целый мир мечтаний, воспоминаний, несбывшихся надежд, неразделенной любви, напрасных грез и бренности нашего существования. Она безусловно принадлежит к шедеврам мировой музыкальной культуры и звучит в исполнении лучших пианистов. Музыка Шопена всегда требует от исполнителя не только владения виртуозной техникой, но и способностью прочувствовать замысел композитора, его душевный мир и духовное начало, которым наполнены все его произведения.


Список литературы и источники:


  1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. – Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1971 г. – 376 с.

  2. Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. – М.: Юрайт, 2019. – 410 с.

  3. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр: История и современность. – М.: Советский композитор, 1990. – 362 с.

  4. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции.- М.: ВЛАДОС, 2003. – 248 с.