Минимальный программный перечень бесед
по изобразительному искусству
с обучающимися 1 классов по ФГОС.
Искусство помогает лучше понимать реальный мир, учит видеть и любить прекрасное. Н. Г. Чернышевский называл искусство учебником жизни.
Зрительные образы ,создаваемые картинами ,легко запоминаются и остаются в памяти на многие годы. Они вызывают определённые эмоции и способствуют яркости восприятия жизни.
Дети часто не могут отличить хорошее от дурного, равнодушно проходят мимо красивого в природе, не умеют выделить и отметить поступки людей, достойные подражания.
Любя всё красочное, яркое (цветы, картинки в книгах, игрушки), дети не в состоянии понять всю ценность произведений искусства.
Поэтому учитель изобразительного искусства должен стремиться развивать у обучающихся чувство прекрасного, воздействовать на их воображение, вызывать эстетические переживания.
Красивое окружает нас повсюду в жизни – в природе, в труде, в быту. В сознание учащихся широким потоком врывается богатейшая событиями жизнь в её прошлом и настоящем.
В первом классе беседы нужно проводить по 1-2 картины за урок не более.. По 15-20 минут.
Сутки, времена года.
1 класс.
Осень - И. И. Шишкин «Рожь»
И. И .Левитан «Золотая осень» «Берёзовая роща» «Большая вода»
Весна - А. К. Саврасов «Грачи прилетели»
Зима - К.Ф. Юон.
Весна.
И. И.Левитан. «Берёзовая роща»
Художник когда писал данную картину в подмосковье жил и работал в окружении семьи
А. П. Чехова.
Дружба с писателем, совместные весёлые пргулки, дивная природа
Берёза –песенное русское дерево, как дуб, ива или рябина.
В народных песнях её называют ласкательно, сравнивают кудрявую и белую берёзоньку с девушкой – невестой. Песни эти, навеянные природой, складывались непроизвольно, от души.
Так же чистосердечно, как создавались народные песни, написана и картина Левитана - белоствольные берёзки, покрытые молодой яркой зеленью листвы, и густой ковёр изумрудной травы, пронизанные солнечным светом. И тот ,кто бывал в берёзовом лесу, кто видел берёзы во всей их естественной красе, не пройдёт равнодушно мимо Левитановской картины.
Картина рассматривается в конце учебного года (ближе к лету)
Кто из вас знает песню « во поле берёзонька стояла?»
Почему берёзу называют кудрявой?
В какое время года-весной, летом или осенью-бывает такая изумрудная и густая трава?
Что это за цвет «Изумрудный» ?
А.К. Саврасов. «Грачи прилетели».
Беседу проводить ранней весной.
Саврасов родился семье московского купца. В 12 лет рисовал большие рисунки гуашью.
В 13 поступил в Московское Училище живописи
Проучился 7 лет
Там получил звание художника.
Ещё через 4 года получил звание академика в Петербургской Академии художеств.
Много лет преподавал в пейзажном классе.
где считался одним из лучших учеников пейзажного класса.
Можно сочетать с уроком чтения, и письма. Прочтением рассказа Скребицкого «прилетели грачи»
Одновременно с развитием у школьников чувства прекрасного нужно обогащать устную речь обучающихся, и требовать от них связанных, более развёрнутых ответов на вопросы учителя:
Скажите, нравится ли вам картина? Что именно нравится?
По, каким признаком, можно сказать о приближении весны?
Почему так хорошо видны следы птиц на снегу?
Что делают грачи? Когда они к нам прилетают?
Расскажите, что вы знаете о грачах.
Можно дополнить ответы детей рассказом о перелётах и повадках грачей, о том, как и когда они сооружают гнёзда, добывают пищу для птенцов и т. Д.
Где стоят берёзы? Опишите их.
По каким ещё признакам можно определить, что весна ранняя?
Какими красками нарисована картина?
Что в картине написано голубым цветом?
Что серым?
Что коричневым?
Подсказка эти цвета характерны для ранней весны, когда нет ещё яркой зелёной травы и нежно-зелёных листочков на деревьях.
Художник показал привлекательность русских пейзажей, сколько в них красоты и поэзии, как близки и дороги они русскому человеку.
Эта картина вызывает чувство гордости за свою великую Родину.
Примерное описание картины.
Типичный для средней полосы России пейзаж. В картине заключена печаль и радость
Улыбка и раздумье..
Выстроились в ряд покривившиеся берёзы. На их голых ветвях множество грачиных гнёзд, вокруг которых суетятся хозяева этого птичьего «посёлка», оглашая окрестность неумолчным гомоном.
На втором плане ,за бревенчатым забором, среди обычных сельских строений возвышается шатровая колокольня старой церквушки. А дальше, до самого леса, узкой лентой синеющего на горизонте, раскинулись побуревшие поля с остатками не стаявшего снега.
Прозрачный, свежий весенний воздух чувствуется и в высоких, нежно-голубеющих облаках, и в синеватой полоске леса на горизонте, и в неярком свете солнца, окрасившем в розоватые тона облупившуюся штукатуру колокольни и осветившем бревенчатый забор, в холодных синих тенях на подтаявшем снегу.
Набухают почки на берёзах, поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд, ясно выделяются на зернистом снегу следы грачей; лёгкий весенний ветерок чуть отклоняет дымок, струящийся из трубы избушки;, кое-где меж облаков проглядывает ярко-голубое весеннее небо.
Художник говорил: «Без воздуха – не пейзаж. Сколько в пейзаже берёзок и елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь-значит ,пейзаж не очень»
Саврасов строил картины на сдержанной цветовой гамме, сочетающей серовато-коричневые тона с бело голубым.
Он говорил своим ученикам: «Пиши весну так, чтобы жаворонков на картине не было видно, а песни их слышались»
В данной картине мы слышим не только грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление жизни виден запах весны.
Картина жизненна и свежа, что кажется написанной с натуры.
Примерные вспомогательные слова для обучающихся при описании картин.
В картине заключена печаль
В картине заключена радость
План беседы и примерные вопросы:
Можно сочетать с уроком чтения, и письма.
И.И. Левитан.
«Весна. Большая вода»
Художник не дожил до своего сорокалетия,
имел зоркий глаз и большое чуткое сердце.
Примерное описание картины.
Очень характерный для русского пейзажа уголок природы, из года в год повторяющееся явление – весенний разлив.
Обильная вода так разлилась, что затопила берёзовую рощу.
Речная протока уходит вдаль и сливается с широкой рекой, всё затопляющей на своём пути.
В чистой, прозрачной, уже отстоявшейся воде, как в зеркале, видны слегка колеблющиеся отражения деревьев.
Вода тихая, спокойная. Она почти застыла. Лишь лёгкое прикосновение ветерка чуть покачивает отражения берёзок.
День солнечный, ясный. По песчаному берегу легли чёткие тени от стволов берёзок. Золотистые лучи солнца придают берёзкам особую прелесть.
Они кажутся застенчиво-робкими. Трогательно доверчиво стоят они, будто в ожидании чего-то радостного, что несёт им пробуждающая природа.
«Большая вода» омывает левый, плавно изгибающийся берег с маленькой лодкой-челноком, лёгкой и непрочной, как скорлупка.
Думается, на такой лодке только дед Мазай сумеет плавать да спасать зайцев в половодье, а неопытный обязательно зачерпнёт бортом воды. По всей видимости, здесь недавно был её хозяин и вот-вот придёт на это же место. Эта недосказанность придаёт ещё больше прелести пейзажу, делает его уютным ,обжитым.
Роща, ещё не одетая листвой, просматривается насквозь.
За ней виднеется правый берег реки и молодой лесок. Розоватые ветви берёзок нежно рисуются на голубизне неба. В этом мире природной гармонии выделяется на фоне берёзовой рощи ёлочка и старая осина с обнажённым стволом, с похожими на корявые старческие пальцы сучьями. Рядом с нею остальные деревья выглядят ещё изящнее.
Наполненный солнцем и весной, чистый прозрачный воздух обволакивает нежной пеленой каждое деревце, всему придаёт пленительную мягкость.
Тонко и умело предаёт художник своё восхищение природой, свою влюблённость в неё.
Ясное весеннее небо с тихо плывущими облаками очень красиво.
Смотришь в его бездонную глубину и ещё больше ощущаешь всю его прелесть, воздушность и поэтичность.
На беседу в начале урока отводится 15 минут.
Затем дать обучающимся задание: выполнить рисунки по теме «Весна»
Беседу проводить весной.
Цель беседы помочь обучающимся почувствовать прекрасное и в живой весенней природе и в живописи художника.
Задача:
Способствовать развитию речи обучающихся
План беседы и примерные вопросы:
Почему река затопила берега?
Когда на деревьях набухают почки?
Что изображено на картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»?
Объяснение – разлив рек, называется половодьем, или большой водой.)
Отчего реки выходят из берегов?
Что вам нравится в этой картине? Расскажите о берёзках.
Какие ещё деревья растут в этой роще?
Почему ёлочка зелёная, когда все другие деревья ещё без листьев?
Как называется маленькая лодочка, выдолбленная из одного куска дерева, обычно осины?
Оживляет ли это пейзаж?
Секрет художника – не показать в пейзаже ни одного человека, и создать впечатление, что это не глухое место, вовсе изолированное от жизни человека; в данном случае о том, что где-то рядом живут люди, говорят такие детали картины, как домики и сараи, как лодка, оставленная хозином, который, наверное, скоро появится здесь и ,может быть, рискнёт переправиться в половодье на тот берег на этой ненадёжной, утлой лодочке.
Какие изменения в природе происходят весной в природе?
Расскажите об отражениях в воде ит.д.