СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение нового материала

Значение Великих географических открытий для развития России

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках; установить логические связи между событиями России и Великими географическими открытиями. Определить каким образом они привели к открытию и освоению новых земель на востоке, а также способствовали развитию товарно-денежных отношений. Как Россия постепенно вовлекалась в общеевропейский рынок.

История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2018. — 160 с., рабочая тетрадь к учебнику, презентация, Электронное приложение, карта, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания   http://nsportal.ru/node/1340631

1. Великие географические открытия: предпосылки и периодизация

2. Начало русских географических открытий и их специфика

3. Последствия Великих географических открытий

Докажите, что деятельность правителей России способствовала развитию страны «в ногу со временем»

Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Формы: работа в паре и в группе, фронтальная, составление генеалогической таблицы

Поморы. Каравелла. Пай. Хожения. Общеевропейский рынок

Просмотр содержимого документа
«Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Значение Великих географических открытий для развития России

Задачи урока

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках; установить логические связи между событиями России и Великими географическими открытиями. Определить каким образом они привели к открытию и освоению новых земель на востоке, а также способствовали развитию товарно-денежных отношений. Как Россия постепенно вовлекалась в общеевропейский рынок.

Образовательные ресурсы

История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2018. — 160 с., рабочая тетрадь к учебнику, презентация, Электронное приложение, карта, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания http://nsportal.ru/node/1340631

План урока

1. Великие географические открытия: предпосылки и периодизация

2. Начало русских географических открытий и их специфика

3. Последствия Великих географических открытий

Личностно значимая проблема

Докажите, что деятельность правителей России способствовала развитию страны «в ногу со временем»

методы и формы
обучения

Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Формы: работа в паре и в группе, фронтальная, составление генеалогической таблицы

Основные понятия

Поморы. Каравелла. Пай. Хожения. Общеевропейский рынок

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока


Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Какие периоды истории вы изучали в 6 классе? Познакомьтесь с оглавлением учебника. Какой период вы будете изучать в 7 классе? В чём отличие курса, который вы начинаете изучать? С какими рубриками учебника будете работать? Чему вы предполагаете научиться на уроках истории России в 7 классе?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Высказывать суждения о роли исторических знаний в образовании личности. Называть основные периоды зарубежной истории. Называть хронологические рамки изучаемого периода. Соотносить хронологию истории Руси и хронологию всеобщей истории. Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником. Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности

Фронтальная

Работа



Беседа.

Работа с текстом


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Включение в учебный процесс

II.

Актуализация

знаний

7

1. Беседа



2. Работа с историческим источником



3.Работа с картой




С какими историческими источниками вы уже работали при изучении истории? Можно ли считать письмо А. Веспуччи историческим источником? Свой ответ аргументируйте. Перечислите основные причины Великих географических открытий.

Вспомните, какие открытия относят ко второму этапу эпохи Великих географических открытий (см. карту). Предположите, какое значение имели Великие географические открытия для развития нашей страны

Уметь разделять исторические источники по группам. Определять информационную ценность, особенности исторического источника.

Актуализировать знания из курса

всеобщей истории.

Определять причинно-следственные

связи

Беседа. Работа с источником, картой

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала



17

1. Беседа






2. Рассматривают слайд и отвечают на вопросы



3. Работа
с учебником и картой

Вспомните имена известных вам путешественников. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать первооткрыватель?

Выясните общие для России, стран Европы и Азии причины географических открытий изучаемого периода. Свой ответ аргументируй-

те цитатами из текста параграфа.

Были ли отрицательные последствия Великих географических открытий? Почему между европейскими государствами усилилась борьба за колонии?

В каких основных направлениях (север, юг, северо-запад и пр.) двигались русские первооткрыватели в своих путешествиях? С

чем это был связано?

Какое событие из описанных в параграфе можно считать важнейшим географическим открытием для России в XV—XVI вв.? Свой

ответ поясните.

Обсудите смысл вывода параграфа учебника:

«Для России Великие географические открытия имели большое значение». В чём вы видите это значение?

Приводить примеры из географии.

Характеризовать деятельность человека, его личностные качества.

С помощью учебника, рассказа учителя объяснять последствия, выявлять общие черты событий.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и развитием человека, общества

Показывать на карте и описывать

границы территории, маршруты первооткрывателей России XV — начала XVI в.

Объяснять значимость географических открытий для каждого жителя страны и общества в целом


Беседа.

Работа с учебником




Индивидуальная работа.


Дискуссия.


Работа с картой


Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания

1. Устные

ответы.



3. Записи в рабочих тетрадях

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа с учебником

Работаем с картой

1. Покажите на карте северные и южные пути из Европы в Индию. Какой из них, по вашему мнению, наиболее короткий? Какой был наиболее безопасным в XV—XVI вв.? Свои ответы аргументируйте. 2. Используя карту, докажите, что Уральские горы простираются «от моря до моря». 3. Покажите на карте географические объекты, открытые поморами.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради и атласе с контурными картами.

2. Рассуждают, отвечают на вопросы

1.Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Устные ответы


2. Записи в контурных картах

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

1. Представители каких стран, народов и куда совершали путешествия в древности? 2. Можно ли утверждать, что X. Колумб, открыв Америку, достиг цели своей экспедиции? Свой ответ аргументируйте. 3. Перечислите основные причины Великих географических открытий. 4. Как вы думаете, почему на первом этапе Великих географических открытий большую часть из них совершили представители Испании и Португалии? 5. Почему континент, открытый X. Колумбом, получил сразу два названия — Новый Свет и Америка? 6. В каких основных направлениях (север, юг, северо-запад и т. д.) двигались русские первооткрыватели? С чем это было связано? 7. Какое событие из описанных в параграфе можно считать важнейшим географическим открытием для России в XV—XVI вв.? Свой ответ поясните.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

Введение, § 1 учебника. *Задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Конкретизирует домашнее задание

1. Используя Интернет, подготовьте иллюстрированное описание одного из европейских кораблей эпохи Великих географических открытий.

2. Выясните общие для России, стран Европы и Азии причины географических открытий. Свой ответ аргументируйте с помощью цитат из текста параграфа.

3. Используя дополнительные материалы (в том числе Интернет), напишите (в тетради) короткое сочинение об одном из походов русских путешественников XV—XVI вв.

4. Каковы были отрицательные последствия Великих географических открытий? Почему борьба между европейскими государствами усилилась с появлением у них колоний?

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа




Дополнительный материал к уроку

Изучаем документ

ИЗ ПИСЬМА АМЕРИГО ВЕСПУЧЧИ ЛОРЕНЦО МЕДИЧИ

Эти страны следует назвать Новым Светом. У наших предков о них не было никакого представления, и, по мнению всех, это самое новейшее открытие. Ибо оно выходит за пределы представлений наших предков... я нашёл в этих южных областях континент с более многочисленными племенами и более разнообразной фауной, чем в нашей Европе, Азии или Африке, и, сверх того, с более умеренным и приятным климатом, чем в любой другой стране, нам известной.

Они [туземцы. — Прим, авт.] не носят одежд ни шерстяных, ни льняных, ни шёлковых, так как в них не нуждаются и так как не имеют собственного имущества, но всё у них общее. Они живут одновременно и без царя и без власти, и каждый из них сам себе господин.

Кроме того, они не имеют храма, не придерживаются какого-нибудь закона и не являются даже идолопоклонниками.

Можно ли считать письмо А. Веспуччи историческим источником? Свой ответ аргументируйте.


Изучаем документ

ИЗ ДНЕВНИКА X. КОЛУМБА, ЗАКОНСПЕКТИРОВАННОГО ИСПАНСКИМ ИСТОРИКОМ БАРТОЛОМЕ ДЕ ЛАС КАСАСОМ

Пятница, 12 октября. В пятницу достигли одного островка из [группы] Лукайских, который на языке индейцев назывался Гуанахани... с оружием съехали на берег на лодке. Адмирал [Колумб] захватил с собой королевский стяг, капитаны — два знамени с зелёными крестами. Адмирал призвал обоих капитанов и всех прочих, кто сошёл на землю... и сказал им, чтобы они под присягой засвидетельствовали, что он [адмирал] первый вступил, как оно воистину и было, во владение этим островом от имени короля и королевы, его государей... Вскоре на берег пришло множество жителей острова.

Как вы думаете, с какой целью X. Колумб, высадившись на берег, развернул королевский флаг?


Запоминаем новые слова

Каравелла — тип парусного судна, распространённый в Европе (особенно в Португалии и Испании) во второй половине XV — начале XVI в.

Поморы – русские жители побережья Белого моря и Северного Ледовитого океана.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!