МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Башантинский колледж имени Ф.Г. Попова (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Калмыцкий государственный университет имени Б.Б.Городовикова»
Мир, в котором развивается современный ученик…
Методическая разработка открытого внеурочного мероприятия
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
углубленной подготовки
Составитель: Л.И.Маликова
Городовиковск 2021
Цель написания методической разработки:
Повышение педагогического мастерства.
Обоснование выбора темы:
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором жили его родители. Это предъявляет качественно новые требования к обучению и воспитанию учащихся начальной школы, как основному звену в образовании.
Чтобы увидеть, насколько студенты педагогического отделения готовы к работе в системе школьного образования, им предлагается сыграть в интеллектуально - творческую игру «Мир, в котором развивается современный ученик…»
Методическая разработка проведения интеллектуально – творческой игры, может быть использована в качестве пособия проведения внеурочных мероприятий по специальности.
Ведущий: Существует много профессий хороших и разных, но овладение ни одной профессией не может осуществляться без мудрого и строгого учителя, поэтому профессия учитель всегда была одной из самых важных и нужных. Но стать хорошим учителем совсем непросто.
Ведущий: Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором жили его родители. Это предъявляет качественно новые требования к обучению и воспитанию учащихся начальной школы, как основному звену в образовании.
Ведущий: Чтобы увидеть, насколько вы готовы к работе в системе школьного образования, мы предлагаем Вам, будущие наши коллеги, сыграть в интеллектуально - творческую игру «Мир, в котором живет современный ученик…», состоящую из 4-х конкурсов: «Презентация команд», «Блиц – турнир», «Решение педагогической ситуации», «Прозвенел звонок – начинается урок»
Ведущий: В игре принимают участие 3 команды: «Артпедагогика», «Грамотеи», «Педагоги».
Оценивать работу команд будет компетентное жюри в лице: Григорьевой Л.А., Санджиевой М.А., Какушкиной В.И.
Итак, мы начинаем игру. Первый конкурс – представление команд.
В
едущий: В течение трех - пяти минут участники, должны представить свои команды. Оценивается конкурс по пятибалльной шкале. Критерии оценки: тематическая направленность, музыкальность, связь со специальностью, артистизм.
Ведущий: Я приглашаю команду «Артпедагогика» (команды по очереди представляют свои презентации).
Ведущий: Слово команде «Грамотеи».
Ведущий: Свою команду представляет «Педагоги», прошу вас!
Ведущий: Первый конкурс завершен, и мы переходим к следующему конкурсу.
Ведущий: Источником интеллектуального богатства педагогов является, прежде всего, повышение уровня самообразования, ведь, чтобы стать хорошим учителем и постичь азы педагогического мастерства, надо изучить немало психолого – педагогической литературы, спроектировав полученные знания на свою педагогическую деятельность. Насколько вам это удается, покажет блиц – турнир.
Ведущий: В течение 1 минуты каждая из команд, должна ответить на 10 вопросов из области педагогики, психологии, методики преподавания (приложение 2). Если вы, уважаемые игроки не знаете, ответа на вопрос, говорите «дальше» и я задаю следующий вопрос. Поэтому слушать надо внимательно. Думать быстро, отвечать правильно. Каждый правильный ответ – оценивается в 1 балл.
У
словия понятны? Тогда я попрошу капитанов команд вытащить счастливые билетики.
(Команды поочередно вытаскивают листы с вопросами)
Начинаем с команды, вытащившей билет под №1
Ведущий: Я прошу жюри засечь время. Команды готовы, жюри, я надеюсь, тоже.
(команды отвечают в порядке вытащенных билетов)
Ведущий: блиц – турнир завершен, жюри подводит итоги, а у нас музыкальная пауза.
Ведущий: Слово жюри. (Объявляются итоги блиц – турнира.)
Ведущий: Следующий этап конкурса «Решение педагогических ситуаций» (приложение 2). Просим капитанов команд подойти и взять задание. (Капитаны берут задания)
Ведущий: В течение 5 минут вы должны представить решение педагогической ситуации. Выполнение этого задание оценивается по пятибалльной системе.
(Команды по очереди представляют педагогическую ситуацию)
В
едущий: жюри работает, а у нас поэтическая пауза.
Ведущий: слово жюри
Ведущий: Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того насколько наглядным и удобным для ее восприятия является учебный материал. Урок должен быть ярким, эффективным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться его дальнейшее образование. Решить эту непростую задачу можно, сочетая традиционные методы обучения и современные информационно – коммуникационные технологии. Я думаю, вы и сами убедились в правильности этой истины, проводя пробные уроки в школе. Потому что урок – главный плацдарм педагогического творчества, где реализуется основная учительская потребность – обучить, передать свои знания ученикам, при этом очень важен настрой с которым вы входите в класс.
Сейчас вам представится возможность, показать нам насколько успешно вы умеете строить современный урок.
И так, завершающий конкурс: «Прозвенел урок – начинается урок»
В
едущий: команды, с учетом полученного домашнего задания и своего методического материала, накопленного во время практики должны показать фрагмент урока по одному из предметов программы начальной школы, с элементами интеграции, проблемного обучения или проектной деятельности (приложение 4). Ребята, вам дается 5 мин., чтобы подготовится. (Ведущий, поочередно, предоставляет слово командам)
В
едущий: Конкурсная программа завершена. Вы показали Ваше творчество, сообразительность, умение дружно и согласованно работать.
Мы просим членов жюри подвести итоги этого конкурса и огласить конечный результат игры, а у нас снова музыкальная пауза.
Ведущий: Жюри готово огласить результаты? Тогда вам слово.
(Объявляются итоги, вручаются призы.)
Ведущий: от всей души поздравляем победителей номинаций. Здоровья, добра и оптимизма Вам в вашей жизни, и, конечно же, интересных творческих идей.
(Звучит мелодия, участники игры покидают кабинет)
Ведущий: До свидания. До новых встреч.
Приложение 1
Оценочный лист
Наименование команды | Представление команды | Блиц - турнир | Решение пед. ситуации | «Прозвенел урок – начинается урок» | Итог |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Приложение 2
Вопросы блиц - турнира
Вопросы (1)
1.Кто является субъектом педагогической деятельности?
(педагог)
2.Официальное лицо, назначаемое руководителем для осуществления воспитательной работы в классе.
(классный руководитель).
3.Метод получения информации, основанный на анализе письменных ответов.
(анкетирование).
4. «Золотое правило» дидактики.
(принцип наглядности).
7. Кого называют «отцом русской педагогики»?
(К.Д Ушинский)
8. Ее ждут с нетерпением преподаватели и студенты.
(перемена).
9. Она считается грязной, когда белая, и чистой, когда зеленая.
(классная доска)
10. Какую программу для начальной школы называют «традиционной»?
Вопросы (2)
1.Творческий процесс формирования личности.
(воспитание).
2.В педагогической системе этого педагога, рассматривается проблема всестороннего и гармоничного развития личности обучающегося. Ему принадлежат слова «Я сердце отдаю детям».
(В.А.Сухомлинский)
3.Глобальная сеть, объединяющая пользователей различных организаций.
(интернет)
4.Что можно приготовить, но нельзя съесть.
( уроки)
5.Назовите музыкальную группу, имеющую название образовательного учреждения.
(Лицей)
6. Какими способностями обладает учитель, о котором студенты и коллеги говорят так: « С ним всегда можно найти общий язык»?
(Коммуникативными)
7. Классы пусты, солнце пригревает, когда это бывает?
(На летних каникулах).
8. Какой закон является основным нормативно – правовым для образовательного учреждения.
(Закон об образовании)
9. Перечислите вариативные программы, по которым обучаются учащиеся начальной школы в нашей стране.
10. Кто автор знаменитого труда «Великая дидактика»?
(Я.А.Коменский)
Вопросы (3)
1.Нравственная ценность, проявляющаяся в человечности.
(гуманность)
2.Диагностическая разновидность опроса, означающая в переводе с английского – испытание.
(тест).
3.Кому принадлежат слова «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему». Он автор книги «Педагогическая поэма».
(Макаренко А.С.)
4.Заранее осознанный и планируемый результат.
(цель)
5.Краткая запись содержания прочитанного.
(конспект)
6.Что означает термин «детовождение».
(педагогика).
7.Основной метод исследовательской работы в психологии.
(эксперимент)
8.Назовите слово, позволяющее учителю установить тишину в аудитории.
(запишите)
9.Домашняя работа относится к урокам или нет?
(нет)
10.Какими педагогическими способностями должен обладать педагог, чтобы излагать учебный материал в доступной, краткой и интересной форме?
(дидактическими)
Приложение 3
Педагогические ситуации
Ситуация 1
Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?
Ситуация 2
На уроке физкультуры дети выполняли прыжки в высоту. У одного ученика не получается выполнить это упражнение и поэтому другие ребята засмеялись над ним. Ребенок обиделся и сел на скамейку.
Что следовало бы сделать в этой ситуации?
Ситуация 3
На кружке рисования детям нужно было нарисовать флаг России. Все ребята, которые ходят на кружок принялись за работу. Один из учеников нахмурившись сидел, не приступив к работе.
-Почему ты не приступил к работе?- спросил учитель.
-Потому что мне не нравится наша страна, я хочу нарисовать флаг другой страны, - ответил ученик.
Как следует на это отреагировать учителю?
Приложение 4
Технологические карты уроков к конкурсу «Прозвенел урок – начинается урок»
Математика. 4 класс. «Школа России» (команда «Педагоги»)
Тема: Вычисление.
Цели деятельности учителя | Познакомить с письменными приемами сложения и вычитания, учить использовать свойства сложения для реализации устных и письменных вычислений; развивать умения составлять и решать задачи. |
Тип урока | Повторение изученного. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: развития познавательного интереса, умения рассуждать, анализировать. Метапредметные: познавательные: Наблюдать и делать выводы. коммуникативные: Слушать и понимать речь своих одноклассников, умение работать в паре. регулятивные: Формулирование учебной задачи урока Учиться высказывать свое предположение. Личностные: Формирование положительной учебной мотивации, навыка самооценки. |
Методы и формы обучения | фронтальная, работа в паре, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы | учебник, рабочая тетрадь, доска. |
Организационная структура урока
Этапы | Деятельность | Формируемые УУД |
учителя | обучающихся |
1.Организационный момент. 2.Математический диктант. 3.Актуализация знаний. 4.Работа по учебнику. 5.Физминутка 6.Решение задач. 7.Рефлексия. 8.Подведение итогов. 9.Домашние задание. | -Громко прозвенел звонок – Начинается урок. - Здравствуйте дети, садитесь. -На столе у вас лежат листочки, видите их? На этих листочках вы будете записывать ответы примеров, которые я буду вам диктовать. -Найдите произведение чисел 320 и 3. (960) -Какое число в 5 раз больше числа 200? (1000) -Уменьшите 600 на 3. (597) -Из какого числа нужно вычесть 135,что бы получилось 70? (205) -Разделите 900 на 100 (9) -Увеличь 375 на 25 (400) -А сейчас у нас будет взаимопроверка, поменяйтесь листочками для оценивания работы. -На доске изображены примеры, вы должны их сравнить и поставить знаки. 6м…60дм (=) 3м…20дм() 9м2 …90дм2() 2км… 900м () 70см …800мм() -Открываем учебник на странице 61 №267. -Первые два столбика мы решим коллективно, с объяснениями и записями на доске а последний самостоятельно. 7 000-345=(6 655) 9 005-876=(8 129) 100 000-271=(8 129) 300 000-2468=(297 535) 60 500- 32 067=(28 433) 37 007-18 032=(18 975) Следующий №268. Проверьте, верны ли равенства. 7 км 080 м = 70 800 м (неверно) 10 т 300 кг = 10 300 г (неверно) 3 м2= 20 000см2 (неверно) 4ч= 100 мин (неверно) 8 мин 20 с = 500с (неверно) 20 км2= 20 000 000 м2 (верно) -Устно решим №269. Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветерок все тише, тише (ручками по полу) Деревцо все выше, выше (потянуться вверх) -Прочтите условия задачи №270. -Поставьте вопрос (сколько бумаги пошло на изготовление тонких тетрадей?) -Сделайте схематический чертеж. -Сколько бумаги всего выпустили? -Что нам не известно в этой задаче? -Как найти? -Запишите решение задачи у себя в тетради. Следующая задача под №271 -Прочитайте задачу . -Что нужно что бы определить площадь сада? -Можно ли сразу вычислить площадь? Почему? Как узнать длину? Запишите решение задачи. Вам понравился урок? Что вы бы хотели узнать нового? -Какие свойства сложения вы знаете? -Для чего нужно знать эти свойства? -Чему научились на уроке. -Учебник №273, 274 .(с 61) | Приветствуют учителя. Письменно отвевают на вопросы. Работают возле доски. Работают с учебником, решают примеры. Выполняют физминутку. Решают задачи. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. | Личностный. Регулятивный. Познавательный. Познавательный. Личностный. Регулятивный. Личностный. Коммуникативнй |
Литературное чтение. 2 класс. «Школа России» (команда «Грамотеи»). Тема: Борис Заходер «Плачет киска». Ирина Пивоварова «Жила-была собака».
Цели деятельности учителя | Ознакомиться с Заходером и Пивоваровой развивать навыки техники чтения воспитывать любовь к природе и животным. |
Тип урока | Открытия новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Знакомство с творчеством писателей . Метапредметные: познавательные: строить логическую цепочку рассуждений и доказательств . коммуникативные: учиться работать в группе , вести диалог . регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу , планировать свои действия оценивать результаты своей работы . Личностные: высказывать свое отношение к прочитанному осуществлять личностную рефлексию. |
Методы и формы обучения | Индивидуальный, наглядный, практический. |
Образовательные ресурсы | Презентация, учебник литературного чтения 2 класс часть 1 «Школа России». |
Организационная структура урока
Этапы | Деятельность | Формируемые УУД |
учителя | обучающихся |
I .Организационный момент. II.Постановка цели урока. III.Работа по теме VI.Работа по теме | Звенит звонок пора нам начинать урок. Сегодня цель нашего урока изучить творчество Заходера и Пивоваровой и их произведения «Плачет киска» и «Жила-была собака». Учитель рассказывает о писателе Борисе Заходере. Чтение стихотворения «Плачет киска». Литературное чтение – стр. 128-129 (презентация) Учитель рассказывает о писателе Ирине Пивоваровой. Чтение стихотворения «Жила–была собака». | Здороваются, проверяют готовность к уроку. Выразительное чтение стихов. Отвечают на вопросы. | Внимательно слушать, точно выражать свои мысли логически размышлять, доказывая свою точку зрения, умения выразительно читать. |
IV.Физкультминутка 5 .Рефлексия 7 .Домашнее задание | Совушка сова на пеньке сидит головой вертит, во все стороны глядит, да как полетит. Вопросы: С какими вы писателями познакомились? Дети должны продолжить: Я научился ….. Мне было …… Выразительное чтение стихотворений Бориса Заходера «Плачет киска» и Ирины Пивоваровой «Жила-была собака». Подготовить рисунок по мотивам произведений. | Ученики повторяют движения за учителем Дети отвечают на вопросы и заканчивают предложения. Слушают объяснение, как выполнять работу, делают соответствующие записи. | Осмысливают и оценивают свою работу на уроке. Принимают учебное задание с уровнем своего развития. |
Приложение 5
«Любовью дорожить умейте!»
Елена Бабушкина
«Любовью дорожить умейте!» —
Однажды так сказал поэт.
Её вы хольте и лелейте,
Любви прекрасней чувства нет!
Любовь учителя иная,
Она не ведает границ,
Ведь у него семья большая,
В ней столько разных детских лиц!
А сколько глаз — пытливых, дерзких,
Смышлёных, грустных, озорных.
А сколько душ — ранимых, нежных,
Открытых и таких родных!
Любовь рассудит и подскажет,
Любовь поможет и простит.
Любовь ребёнка окрыляет
И честные сердца растит.
«Любовью дорожить умейте!» —
Когда–то так сказал поэт.
Любовью вы сердца согрейте,
И больше счастья в мире нет!
Используемая литература
1. Дубровина И.В. , Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология – М.: Академия, 2017.
2.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2017. - (Школа России).
3. Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. Ч.1. /Сост. Л.Ф.Климанова – М.: Просвещение, 2017. - (Школа России).
4. Математика. 4 класс. В 2 ч. Ч.1. /Моро М.И., и др. - М.: Просвещение, 2018. – (Школа России).
5. Надточий А.Н. Педагогические специальности по учебным дисциплинам «Педагогика», «Специальная педагогика» - Брянск, 2011.
6. Сластенин В.А., Исаев В.А., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Академия, 2016.
Отзывы
Открытое внеурочное мероприятие проведено в соответствии с рассмотренным и утвержденным планом. Методически верно определены цели мероприятия. Разнообразные методы – выразительное чтение, рассказ, беседа, элементы ролевой игры, мультимедийная презентация, исполнение песен позволили раскрыться талантам студентов педагогического отделения. В течение всего мероприятия четко отслеживалась связь с профессией, междисциплинарные связи, метапредметные и предметные связи. Интересно использовано пространство кабинета. Распределение студентов по командам выявило лидерские качества, умение работать в коллективе. В течение трех творческих конкурсов студенты постоянно демонстрировали знания содержания профессиональных модулей. Конкурс «Прозвенел звонок - начался урок» доказал, что студенты достаточно хорошо владеют общей методикой начальной школы. Украшением мероприятия стало рассказывание стихотворения «Любовью дорожить умейте». Необходимо отметить креативность преподавателей, подготовивших мероприятие.
Основная цель мероприятия – формирование образа будущего учителя в студенческом сообществе – достигнута. Внеурочное мероприятие по своему содержанию имеет большое воспитательное, эстетическое и методическое значение.
Заведующая педагогическим отделением Какушкина В.И.
Все этапы игры носили практико – ориентированный характер, нацеливали на предстоящую профессиональную деятельность.
Студенты показали приобретенные профессиональные компетенции в решении педагогических ситуаций, проведении фрагментов урок, проявив свое творчество, незаурядную смекалку, показав интересные идеи и нестандартные решения.
Мероприятие интересное, достаточно хорошо продуманы все четыре этапа игры, показаны предметные и метапредметные связи.
Лалушева Р.Ф., преподаватель психолого – педагогических дисциплин.
Я присутствовала и принимала участие в интеллектуально – творческой игре «Мир, в котором развивается современный ученик». Мне было интересно проверить себя, свои знания, полученные в ходе учебы в колледже, посмотреть и сравнить уровень моих знаний и знаний однокурсников. Важно и то, что два задания (решение педагогических ситуаций и фрагмент урока) из четырех, были похожи на те задания, которые мне приходилось выполнять, участвуя в WorldSkills .
Я считаю, что подобных мероприятий должно быть, как можно больше проводиться в тех образовательных учреждениях, где обучают будущих учителей.
Семенчук Е. , студентка 4 курса педагогического отделения.
14