Самоанализ урока,
проведённого Мироновой Татьяной Валерьевной
-Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен урок географии в 10 классе.
В классе обучается 21 учащийся
Урок проведён в соответствии с реализацией программы по географии 10 класса по УМК Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. Для организации учебной деятельности обучающихся были использовано современное оборудование: компьютеры с точкой выхода в сеть Интернет, мультимедийный проектор, мультимедийная презентации, электронно-образовательные ресурсы, раздаточный материал.
Тема урока « Глобальные проблемы мира», урок проведён в рамка согласно рабочей программы и тематического планирования. Урок по счёту в этой теме 1.
Цель: развитие предметных компетенций обучающихся через формирование представления о глобальных проблемах мира, их сущности и причинах возникновения посредством использования ЭОР.
Задачи:
Образовательная – сформировать знания о глобальных проблемах мира; раскрыть сущность и причины глобальных проблем через работу с разными источниками географической информации;
Развивающая – развивать умения высказывать свою точку зрения, слушать других, делать выводы, анализировать, работать с дополнительными источниками информации;
Воспитательная – воспитывать чувство ответственности за судьбу всего общества и своего государства.
Задачи данного урока соответствуют стандартным требованиям программы.
Кроме основной цели и задач урока я формировала универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: формировать учебно – познавательный интерес к уроку географии; к изучаемой теме, выявляя её значимость.
Метапредметные:
а) познавательные: формировать умение извлекать нужную информацию из различных источников географической информации: текст, фотографии, схемы, таблицы, записи на слайдах.
б) регулятивные: формировать умение планировать действия в соответствии с поставленными задачами, оценивать свои учебные действия.
в) коммуникативные: формировать умение слушать и высказывать свое мнение, вступать в диалог с одноклассниками, строя речевое высказывание в соответствии с поставленными вопросами.
Предметные: формировать умение применять полученные знания для решения учебно–познавательных и учебно - практических задач.
Тип урока: изучение нового материала с первичным его закреплением.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам.
На уроке были использованы следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично – поисковый, побуждающий диалог, метод опоры на жизненный опыт.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в группах, в парах, самостоятельная работа, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Урок построен с использованием информационных коммуникативных, здоровьесберегающей технологий, использованы приемы системно-деятельностного подхода.
По виду источника информации:
-словесные (объяснение, диалог)
-наглядные (демонстрация презентации, фотографии, схемы, таблицы)
Методы и приёмы обучения были выбраны мною в соответствии с поставленными задачами урока, с учётом возрастных и психологических особенностей детей и учебными возможностями класса.
Урок начала с организационного момента, цель которого создать благоприятную атмосферу и рабочую обстановку в классе. В начале урока был дан положительный эмоциональный настрой на урок за счёт обращения: и доброго тона учителя - формирование личностных и коммуникативных УУД. Содержание беседы было направлено на подготовку к изучению новой темы: объяснение значений слов «глобальный», «проблема». Постановка познавательных задач перед учащимися прошла в виде диалога. Изложение новых знаний не давалось в готовом виде. Учащимся было предложено самим прийти к выводу. С помощь учителя был составлен алгоритм работы в группах - формирование регулятивных и познавательных УУД. Этот этап позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Шло формирование учебно-познавательной компетенции (формировала умение анализа, планирования), информационной компетенции, коммуникативной компетенции (работа в группах). При изучении нового материала, использовала задания, предполагающие работу с интернет-ресурсами, ЭОР, активизирующие познавательную активность, имеющие поисковый характер: объясни, найди, обратите внимание. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На уроке использовала компьютер и мультимедийный проектор как современные средства обучения по предмету, что позволило повысить эффективность обучения, разнообразить учебный процесс, рационально использовать учебное время. На данном уроке применяла приемы системно-деятельностного подхода, который был представлен в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Для познания нужна мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, подбирала нужные задания, использовала различные приёмы активизации учеников. Для каждого ученика была создана ситуации успеха («Ты сможешь», «У тебя всё получится», на уроке выполняли задания по самостоятельному выбору), что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Использовала такой вид контроля на уроке, как ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде).
Стремилась постоянно получать от учащихся «обратную связь». В течение урока школьники выполняли практические задания, работали с различными источниками информации. Здесь прослеживалась работа над формированием информационной компетенции, обучающиеся учились слушать и понимать задания учителя, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учились работать в группе - формирование личностных и коммуникативных УУД. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, наглядности, доступности использовала географическую терминологию и добивалась этого от учащихся.
Завершающим этапом было подведение итогов, осмысление учащимися своих результатов. Цель данного этапа: проанализировать полученную информацию, выразить своё личное отношение к изучаемому материалу. Перегрузки учащихся на уроке не было, так как использованы здоровьесберегающие технологии: создание благоприятного психологического климата на уроке и поддержание его в течение всего урока. Перегрузка предупреждалась сменой одного вида деятельности другим, чередованием письменных и устных заданий, соблюдением режима охраны зрения, т.е. были учтены факторы, влияющие на здоровье детей.
На каждом этапе урока пыталась формировать личностные, предметные и межпредметные УУД.
Время, отведённое на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался оптимальный темп работы обучающихся. Выбранный темп учебной работы позволил полностью выполнить план урока. Урок образовательной, воспитательной и развивающей целей достиг, что подтверждают ответы учащихся. Считаю, что урок прошёл успешно (и я, и учащиеся получили удовольствие от общения).