Многофункциональная дидактическая игра «Умные кубики»
Направленность: познание окружающего мира, ориентировка в пространстве, формирование элементарных математических представлений, развитие игровой деятельности, развитие всех компонентов устной речи.
Вид: учебно – методическое пособие.
Предназначение: задания направлены на правильное формирование звуковой культуры речи у детей младшего, среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.
Актуальность: сегодня очень актуальной в дошкольном возрасте является проблема речи. Дети с нарушением речи часто отличаются низкой познавательной активностью, у них страдает память, мышление, внимание. Поэтому важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровой процесс. Игра — основной вид деятельности детей. Поэтому мною было изготовлено дидактическое пособие "Умные кубики".
Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в Центре; создание условий, способствующих активизации и совершенствованию познавательной сферы, ориентировочной деятельности.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о домашних и диких животных, о фруктах и овощах, о геометрических фигурах, цвет, форму, величину.
2. Развивать речь детей: вызывать речевую активность, умение правильно строить фразу, последовательно излагать мысли; развивать познавательные способности детей, интерес к исследовательской деятельности; развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать внимание, эмоциональную отзывчивость.
Активизация словаря: существительные: обувь, одежда, круг, овал, квадрат, домашние животные, дикие животные и т. д. Прилагательные: синий, красный, яблочный, морковный, зеленый, дикий, домашний и т. д. Глаголы: летает, звенит, жужжит, рычит и т. д.
Описание пособия: 2 кубика. На гранях одного кубика изображены кружки в количестве от 1 до 6. На гранях другого кубика предусмотрена смена картинок – условные обозначения звуков (гласных или согласных, предметные картинки, сюжетные картинки.
Ожидаемый результат: участие в играх будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции
Основные достоинства:
• многофункциональность;
• дает возможность использовать пособие в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми;
• участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей.
Варианты игры:
1 вариант. Ребенок поворачивает куб с картинками-предметами и выполняет соответствующую артикуляционную гимнастику.
2 вариант. Ребенок, поворачивая кубы, должен подобрать картинку-предмет и картинку с изображением лица, показывающим определенное артикуляционное упражнение. Затем ребенок выполняет соответствующую артикуляционную гимнастику. Свериться ребенок может с наглядным материалом.
Вариант №1 «Домашние и дикие животные»
В карман желтого цвета нужно положить карточки с изображением домашних животных, а в карман розового цвета – диких животных.
*Почему животные называются домашними? (живут рядом с человеком)
*Почему дикими? (живут в лесу)
Вариант №2 «Фрукты и овощи»
В корзину нужно собрать овощи, а в вазу положить фрукты.
*каким цветом огурец? (зелёный, какой формы? (овал)
*Каким цветом помидор? какой формы? И т. д.
Вариант №3 «Подбери к изображениям соответствующие формы»
*Какие знакомые формы ты увидел? Какого цвета?
Что за предмет?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Кто больше увидит и назовёт
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Сорока
Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.
Скажи, какой?
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход.
Воспитатель (либо ребёнок) бросает кубик, называет предмет, изображенный на гране кубика, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это мяч. Какой он?»
«Волшебный кубик»
Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Ход.
Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта.
Аналогично разыгрываются и другие грани кубика
«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Хд.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)
И т. д.