Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №81 Центрального района Волгограда»
Мода как зеркало эпохи
Исполнитель:
Шпилевая Ксения
Владимировна,
ученица 10В класса
Подпись _________
Руководитель проекта:
Богданова Людмила
Александровна,
учитель технологии,
МОУСШ №81
Подпись_______
Волгоград – 2025
Оглавление
Введение___________________________________________________________3
I. Основные социальные и культурные изменения в XX веке, роль искусства, музыки и средств массовой информации в формировании модных тенденций ______________________________________________________________________________________6
1.1. Начало XX века (1900–1920) – Женственность и аристократический стиль_______________________________________________________________6
1.2. Мода в период двух мировых войн (1914–1945) – Влияние войн на сокращение излишеств, практичность в одежде___________________________7
Мода послевоенного времени (1945–1960-е) – Влияние послевоенного восстановления и новых социальных движений________________________8
1.4. Мода в конце XX века (1970–1990-е) – Культурные революции, цифровизация и глобализация_________________________________________10
1.5. Мода в современности (2000-е и 2025-е) – Глобализация, цифровая революция, экология и эксклюзивность ________________________________11
II. Проектирование костюмов: от идеи к эскизу__________________________13
2.1. Исследование стилистических особенностей ________________________13
2.2. Создание первого эскиза «Вечерний наряд» _________________________13
2.3. Создание второго эскиза «Повседневный образ» _____________________14
Заключение________________________________________________________16
Список использованных источников и литературы_______________________17
Глоссарий_________________________________________________________18
Приложения _______________________________________________________19
Введение
Мода1 всегда была отражением времени, в котором она существовала. Она менялась под влиянием значимых исторических событий, социальных движений и культурных трансформаций. В рамках моего индивидуального проекта «Мода как зеркало эпохи» я хочу исследовать, как мода в двадцатом веке и современности отражала изменения в обществе и, в свою очередь, как она влияла на восприятие этих изменений. Кроме того, мне интересно попробовать себя в роли стилиста и дизайнера, создав эскизы, вдохновлённые модными тенденциями разных десятилетий.
Актуальность: темы проекта обусловлена моим стремлением попробовать себя в роли стилиста и исследовать возможности использования исторических наработок и культурных контекстов для создания современных нарядов. Изучение исторических аспектов моды позволит мне лучше понять механизмы формирования стиля, что может быть полезно в моей профессиональной деятельности. Мода как отражение времени и общества предоставляет возможность не только изучать прошлое, но и предсказывать будущее, а также создавать уникальные образы, вдохновлённые историей.
История моды широко освещена в трудах разных авторов, однако, несмотря на обилие источников, многие аспекты остаются малоизученными. В частности, недостаточно внимания уделяется тому, как мода не только отражала, но и формировала общественные установки, а также какие тренды ХХ века продолжают влиять на современную моду XXI века. Эти пробелы и противоречия определяют необходимость моего проекта.
Проблема, которую я ставлю перед собой, заключается в том, как именно мода реагирует на изменения в обществе и как, в свою очередь, она влияет на эти изменения.
Цель проекта: исследовать влияние исторических и социальных событий на моду с двадцатого века по современность, выявить связь между модными тенденциями и изменениями в обществе. Создать эскизы нарядов, отражающих стилистику разных эпох. Я выбрала XX и XXI века, потому что мода этих периодов мне особенно интересна. Она яркая, смелая, многогранная и живая. Именно в эти десятилетия мода стала языком, с помощью которого люди начали говорить о свободе, идентичности и правах. Я хочу понять, как эти идеи отражались в одежде.
Задачи проекта:
Изучить основные исторические события и социальные изменения, повлиявшие на моду с 1900 по 2025.
Выявить связь между модой и обществом: понять, как изменения в обществе (политические, культурные) влияли на развитие моды и наоборот
Исследовать основные тенденции в моде в XX веке (1900–2000 гг.), выделяя ключевые этапы
Создать эскизы нарядов, вдохновлённые модными тенденциями разных лет.
Для выполнения проекта потребуется использовать следующие ресурсы: для реализации проекта я использовала как отечественные, так и зарубежные информационные ресурсы, охватывающие исторические и современные аспекты моды. Найти нужную информацию было достаточно легко, в распоряжении были книги, статьи, модные журналы, онлайн-архивы и документальные материалы. Особенно удобным оказался доступ к цифровым библиотекам и специализированным сайтам о моде разных эпох. Это помогло глубже погрузиться в тему и сделать анализ более содержательным и разносторонним.
Глава 1. Основные социальные и культурные изменения в XX веке, а также роль искусства, музыки и средств массовой информации в формировании модных тенденций
Начало XX века (1900–1920) – Женственность и аристократический стиль
Этот период в Европе, известный как "Belle Époque"2 (1890–1914), характеризовался процветанием и стабильностью перед Первой мировой войной. Мода того времени подчеркивала аристократическую изысканность: корсеты, широкие юбки и высокие прически создавали образ "идеальной" фигуры. Женская мода отражала уверенность и стремление к красоте.
Стиль «инженю»3олицетворял уверенных женщин с ярким макияжем: красной помадой, накладными ресницами и угольно-чёрной подводкой. Стрижки становились короче, а волосы укладывались мягкими волнами, придавая образу элегантность.
Платья 1910-х годов отличались свободным кроем и заниженной талией, с глубокими вырезами и тонкими бретелями. Образ дополняли длинные жемчужные бусы, шляпы-клоши и туфли с перепонкой, создавая завершённый и утончённый стиль.
1920-е годы стали периодом значительных перемен, особенно для женщин. После Первой мировой войны они активно боролись за равенство и независимость, что нашло отражение в моде того времени. Платья с прямым силуэтом, короткие волосы и макияж в стиле «вульгарного шика» стали отличительными чертами этого периода. Женщины начали отказываться от корсетов, что символизировало их освобождение.
Однако эта эпоха также была временем роскошных вечерних платьев из шёлка и бархата. Горжетки и боа из страусиных перьев, множество жемчуга и обязательные перчатки стали неотъемлемой частью вечерних нарядов. Вырезы на платьях стали глубокими, а линия талии — низкой, что стало отличительной чертой моды 20-х годов. Шляпки, особенно клош, стали обязательным аксессуаром, а маленькие сумочки и ридикюли стали неотъемлемой частью повседневного образа.
Начало XX века стало переломным моментом для женской моды. Стремление женщин к свободе и эмансипации отразилось в смене силуэтов, а отказ от корсетов стал символом новой эпохи.
Мода в период двух мировых войн (1914–1945) – Влияние войн на сокращение излишеств, практичность в одежде
Мировые войны и экономические кризисы вынудили отказаться от излишеств в моде и перейти к более практичным силуэтам. Этот период показал, как мода адаптируется к внешним обстоятельствам. Война — это трагедия, но даже в такие времена женщины сохраняли стремление к стилю.
В период Первой и Второй мировых войн мировая экономическая ситуация становилась всё более напряжённой, что привело к дефициту тканей и других ресурсов. В условиях войны и экономической нестабильности роскошные декоративные элементы в одежде, такие как пышные юбки, сложные фасоны и украшения, стали менее популярными. В моду вошли простые, лаконичные и функциональные вещи.
Во время войны были введены строгие нормы на количество ткани, которое можно было использовать для производства одежды. Это повлияло на длину юбок и фасоны костюмов. Женщинам было предложено носить более короткие юбки и практичные фасоны, такие как пальто с короткими рукавами и облегчённые модели платьев.
Период войн оказал значительное влияние на моду, сделав её более практичной и минималистичной. Однако это также подготовило почву для возвращения женственности в послевоенное время.
Мода послевоенного времени (1945–1960-е) – Влияние послевоенного восстановления и новых социальных движений
После окончания Второй мировой войны мода постепенно возвращалась к более женственным и утончённым силуэтам, но всё ещё сохраняла элементы практичности. Военные стили и ткани, такие как твид4 и костюмы в стиле униформы, стали популярными в гражданской одежде. Однако, несмотря на возвращение к более декоративным и элегантным стилям, в первые послевоенные годы мода оставалась в значительной степени сдержанной и утилитарной.
В 1947 году Кристиан Диор представил свою коллекцию «Новый образ», ставшую настоящим прорывом в послевоенной моде. Диор вернул женщинам их женственность, предложив силуэты с подчеркнутой талией, пышными юбками и мягкими линиями, которые пришли на смену строгим формам военной моды.
В 1950-е годы мода стала более разнообразной. Женщины носили элегантные платья, обтягивающие костюмы с поясом и длинные юбки. Также стали популярными такие элементы одежды, как джинсы и спортивные костюмы, что было связано с зарождением «молодёжной культуры» и подражанием звёздам рок-н-ролла, таким как Элвис Пресли.
В те же годы начали появляться первые молодёжные субкультуры. Среди них можно выделить «тедди» (джинсы и куртки), «рокеры», а также зарождающуюся популярность кожаных курток и необычных, смелых сочетаний одежды.
Женская одежда в послевоенные годы стала более разнообразной, отражая изменения в роли женщин в обществе. На смену военному и утилитарному стилю пришли более женственные и элегантные силуэты, такие как пышные юбки, облегающие платья, а также удобная и практичная одежда для работающих женщин.
В 60-е годы мода претерпела стремительные изменения. Молодёжь начала освобождаться от предрассудков, что нашло своё отражение в мини-юбках, ярких цветах и трапециевидных платьях. Стиль Твигги стал символом этой эпохи. В 60-е годы длина юбок значительно укоротилась, а женские силуэты стали более свободными.
В конце 1950-х — начале 1960-х годов молодёжь активно выражала протест с помощью одежды. Джинсы и кожаные куртки стали символами бунта против старшего поколения. Рок-н-ролл и культурное освобождение стали основными движущими силами этих изменений.
Послевоенная мода вновь подарила женщинам возможность быть элегантными. Однако к 1960-м годам в мире моды начался новый период — эпоха бунта против традиций и стремления к индивидуальности.
Мода в конце XX века (1970–1990-е) – Культурные революции, цифровизация и глобализация
В начале 1970-х годов в обществе продолжался подъём движения хиппи. Молодые люди стремились к свободе самовыражения, отказываясь от традиционных общественных стандартов. Это нашло отражение в моде: в это время популярными стали яркие и эклектичные стили5, длинные юбки, свободные брюки, флуоресцентные цвета6, а также этнические мотивы, такие как индийские, африканские и мексиканские.
Хиппи также были приверженцами идеи экологичности, что отразилось в их выборе одежды из натуральных тканей. Однако в середине 1970-х годов на арену выходит панк-движение. Молодёжь носит кожаные куртки, рваные джинсы, металлические украшения и яркие окрашенные волосы, что символизирует протест против существующего порядка и установленных норм. Вдохновлённые такими группами, как The Sex Pistols и The Ramones, поклонники панка выражают свою индивидуальность через одежду.
В 1980-х люди получили ещё большую свободу самовыражения. Широкие плечи, яркие цвета и обилие аксессуаров отражали настроения того времени, когда культура потребления достигла своего пика. К середине 1980-х в моду вошли джинсы, вываренные в кислоте. Ранее их носили только представители субкультур, такие как панки, но теперь они стали частью повседневного гардероба. Мраморный эффект можно было увидеть на светлых, тёмных и чёрных джинсах из денима. Эти стили стали реакцией на излишества предыдущих десятилетий.
Мода 80-х годов также была тесно связана с музыкальными и поп-культурными трендами. Многие музыканты стали настоящими иконами стиля. Джастин Тимберлейк, Мадонна, принцесса Диана — все они представляли разные направления моды: от смелых и экспериментальных до классических и элегантных.
90-е годы стали периодом экономической рецессии, известной как «женская рецессия», когда женщины пострадали от массовых сокращений рабочих мест и социальных дотаций. Гранж, как символ протеста, стал популярным среди молодежи, ассоциируясь с музыкой Nirvana. Мода этого времени отражала антисистемные настроения, став более комфортной и универсальной: популярными были бойфренды, футболки с принтами и логотипами брендов. В условиях кризиса модные дома отказались от излишеств, но минимализм 90-х сочетал элементы роскоши с жестким стилем гранжа, неоромантикой и «героиновым шиком»
В конце XX века мода продемонстрировала огромное разнообразие стилей, отражая протестные настроения молодёжи, а также развитие музыкальной культуры и стремление к свободе самовыражения.
Мода в современности (2000-е и 2025-е) – Глобализация, цифровая революция, экология и эксклюзивность
В начале нового тысячелетия в моде стали преобладать смелые и откровенные образы: короткие топы, мини-юбки, открытые плечи и глубокие вырезы. В одежде начал доминировать минимализм. Этот стиль ассоциируется с роскошью, светской жизнью и миром шоу-бизнеса.
В 2000-е годы в это время в моду вошли такие тренды, как джинсы с низкой посадкой, яркие аксессуары, спортивный, а также логомания7 — одежда с крупными логотипами. Кроме того, некоторые элементы стиля 90-х, такие как минимализм и простота, вернулись в моду.
С наступлением 2020-х началась эра экологичности, цветной кожи, цитрусовых оттенков и крупных цветочных принтов, клетки, кружева, строгих линий.
XXI век – это время глобализации и стремительного развития технологий. Мода стала более разнообразной, доступной и демократичной. Интернет, социальные сети и цифровизация существенно изменили индустрию моды, сделав её более глобальной и оперативной. Тенденции быстро распространяются по всему миру, что изменило восприятие моды как локального явления.
В последние десятилетия усилилось внимание к проблемам окружающей среды. Экологическое сознание способствовало развитию устойчивой моды и популяризации эко-брендов, которые используют переработанные материалы и продвигают более этичные и ответственные методы производства.
Мода современности представляет собой отражение процессов глобализации, цифровизации и стремления к устойчивому развитию, объединяя в себе многообразие стилей и ценностей новой эпохи. Она отражает синтез различных культур, технологий и тенденций, при этом акцентируя внимание на этических, экологических и инклюзивных аспектах.
Проектирование костюмов: от идеи к эскизу
Исследование стилистических особенностей
В ходе работы были выявлены ключевые особенности каждой временной эпохи:
1920-е годы: прямой силуэт, короткие платья, бахрома, глубокие вырезы, шляпки-клош, перчатки и жемчуг.
1940-е годы: строгий силуэт, минимализм, практичность, короткие жакеты, длина миди, сдержанные цвета.
1950-е годы: женственные формы, приталенные платья с пышными юбками, пастельные оттенки, элегантность.
1970-е годы: стиль хиппи, этнические мотивы, расклешённые брюки, бохо-стиль, яркие цвета и натуральные ткани.
1990-е годы: гранж, минимализм, клетчатые рубашки, простые футболки, монохромность.
2020-е годы: эксклюзивность, экология, яркие цвета, комфорт и практичность.
Для реализации практической части моего проекта я решила сделать собственные эскизы, и для разработки я буду опираться на модные тенденции различных временных периодов.
Создание первого эскиза «Вечерний наряд»
В своём первом8 эскизе я хочу соединить элегантность начала XX века с чертами стиля 1950-х годов. Мне нравятся модные тенденции этих эпох, и я хочу передать их в своём проекте. Платье имеет длинный, струящийся силуэт с завышенной талией, напоминающий стиль Belle Époque, но без жёстких корсетов. Легкий разрез добавляет нотку современности и свободы движения.
Детали: Жемчужные нити, украшающие плечи, придают образу роскошный акцент и напоминают о гламурных 1950-х годах. Горжетка из меха подчеркивает ретро-стиль и добавляет аристократичности. Линия плеч остается подчеркнутой, что является одним из элементов минимализма конца XX века. Дополнительные аксессуары, такие как длинные перчатки и жемчужные украшения, придают образу элегантность.
Для создания этого платья я бы выбрала струящиеся ткани, такие как шёлк и бархат, с элементами прозрачности.
Создание второго эскиза «Повседневный образ»
Второй эскиз9 представляет собой гармоничное сочетание структурированной строгости и винтажной элегантности. Пиджак в стиле power suit, вдохновлённый 80-ми годами, теплого кофейного оттенка, чётко очерчивает линию плеч, придавая образу уверенность. Корсет, прошитый поверх пиджака, подчёркивает талию, делая образ более выразительным и добавляя женственности. Глубокий вырез создаёт гармоничный баланс между строгой геометрией и утончённостью. Брюки, напоминающие модели 70-х годов, свободного кроя или слегка расклешённые, смягчают силуэт, создавая баланс между строгостью и расслабленной элегантностью. Завершающим штрихом становятся чёрные туфли, поддерживающие сдержанную, но утончённую эстетику образа.
Детали: Корсет с золотыми узорами, прошитый поверх пиджака, создаёт смелый контраст, добавляя утончённый декоративный элемент. Японская шляпа, обычно ассоциируемая с мальчишеским стилем, привносит необычный и загадочный акцент. Сумка в стиле Chloé Fall/Winter 2025, вдохновлённая трендами 2010-х, делает отсылку к модному циклу, соединяя прошлое и будущее. Золотые серьги дополняют детали корсета, усиливая роскошную нотку в образе
В этом эскизе, как и в первом, я выбрала два временных периода, которые меня особенно вдохновляют. Я решила объединить их в одном эскизе, чтобы создать уникальное сочетание.
Заключение
В заключение, проект «Мода как зеркало эпохи» оказал значительное влияние на моё понимание связи между модой и обществом, а также на возможности креативного самовыражения через стиль. Исследуя основные исторические события и социальные изменения с 1900 по 2025 годы, я смогла выявить, как мода не только отражала, но и формировала общественные установки, становясь своего рода барометром социальных изменений.
В ходе анализа модных тенденций XX века, я выделила ключевые этапы эволюции стиля, которые продемонстрировали, как различные эпохи реагировали на вызовы времени — от аристократической изысканности начала века до практичности военных лет и возвращения к женственности в послевоенные годы. Я также обнаружила, как культурные революции и глобализация в конце века привели к разнообразию стилей, которые продолжают влиять на современность.
Создание эскизов нарядов, вдохновлённых стилями разных временных периодов, стало для меня важным этапом практической реализации проекта. Эти работы не только позволили мне выразить творческий потенциал, но и углубить понимание исторического контекста, который формирует современные модные тенденции. Я стремилась соединить элементы из различных эпох, что дало возможность увидеть, как мода может объединять прошлое и будущее.
Полученные знания и опыт могут быть полезны для дальнейшего изучения модных процессов, работы в сфере дизайна и стилистики, а также для практического применения в создании уникальных образов. В заключении, цели и задачи проекта выполнены. Проект реализован в полном соответствии с намеченным планом.
Список использованных источников и литературы
1. «15 Trends from the 1960s That Are Still Everywhere in Fashion» Автор Shelby Ying Hyde
https://www.harpersbazaar.com/fashion/trends/g10201919/60s-fashion-trends/
2. «1900s Dresses History – Day, Afternoon, Party Styles» Автор Debbie L. Sessions
https://vintagedancer.com/1900s/edwardian-1900s-dresses-day-afternoon-party-styles-history/
3. «A Look Back at the Greatest 1970s Fashion Moments» Авторы Jennifer Algoo и Nicole Saunders
https://www.harpersbazaar.com/fashion/trends/g6495/70s-fashion-in-photos/
4. «What Did Women Wear in the 1950s? 1950s Fashion Guide»
https://vintagedancer.com/1950s/1950s-fashion-women-get-look/
5. Статья: «Мода 20-х годов снова на пике популярности этой весной…»
https://www.thesymbol.ru/fashion/trendy/nadoelo-klassicheskoe-palto-my-nashli-modnuyu-vesennyuyu-alternativu/
6. Статья: «Мода на грани веков. Отличия моды 20 и 21 века»
https://mega-jeans.ru/index.php?route=blog/article&article_id=283
7. Статья: «Модные эпохи: что все носили в 1990-х и нулевых»
https://spletnik.ru/99777-modnye-epokhi-chto-vse-nosili-v-1990-kh-i-nulevykh-96866
8. Статья: «Стиль винтаж в женской одежде 1900 — 1920 годов, винтажные фото» Автор Виктория Русакова
https://istylemag.com/stil/stil-vintazh-v-zhenskoy-odezhde-1900-1920-godov-foto
Глоссарий
Belle Époque («Прекрасная эпоха») — период в моде конца XIX — начала XX века, который характеризуется изысканностью и утончённостью.
Инженю — это направление в романтическом стиле одежды, которое предполагает нежные, милые, наивные и по-детски непосредственные образы.
Логомания — экстенсивное использование логотипа при разработке дизайна продукта, чаще всего в отношении одежды и аксессуаров.
Мода — совокупность привычек, ценностей и вкусов, принятых в определённой среде в определённое время. Также мода может означать установление идеологии или стиля в какой-либо сфере жизни или культуры.
Флуоресцентные цвета — это любые чрезмерно яркие тона, которые образуются благодаря специальным пигментам, присутствующим во многих синтетических материалах — тканях, красках, стеклянных изделиях и обоях.
Эклектичные стили — это сочетание вещей в разных стилях в одном образе. Этот стиль основан на идее свободы самовыражения и позволяет экспериментировать с различными модными направлениями.
Приложение №1
Эскиз «Вечерний наряд»
Приложение №2
Эскиз «Повседневный образ»
1 Смотреть в глоссарий
2 Смотреть в глоссарий
3 Смотреть в глоссарий
4 Смотреть в глоссарий
5 Смотреть в глоссарий
6 Смотреть в глоссарий
7 Смотреть в глоссарий
8 Смотреть в приложении (1)
9 Смотреть в приложении (2)
10