Модель наставничества в МБОУ «Гимназия №80» г Барнаула
Наставничество является кадровой технологией, которая позволяет осуществить непрерывное профессиональное развитие педагогов. Потребность в наставничестве встает сегодня особо остро, так как стремительные изменения в системе образования, метаморфозы в организационных процессах и образовательной среде требуют от педагога моментальной реакции. Наставничество позволяет органически соединить профессиональное развитие, его персонификацию и в то же время гарантирует комплексный подход к каждому работнику образования.
В МБОУ «Гимназия №80» реализуется форма наставничества «учитель - учитель».
Цель наставничества: оказание психологической и методической помощи молодым специалистам в период адаптации, в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных навыков выполнения должностных обязанностей.
Задачи:
- изучение и внедрение в практику молодого специалиста передового педагогического опыта;
- совершенствование педагогического мастерства;
- освоение продуктивных технологий обучения и воспитания;
- изучение и анализ учебных программ, учебников, пособий, методических рекомендаций;
- организация индивидуальной образовательной траектории молодого педагога;
- овладение новыми формами и методами оценивания учебных достижений учащихся и т.д.
Наставничество «учитель - учитель» предполагает процесс взаимодействия, как минимум, двух педагогов: опытного специалиста и молодого специалиста. Этот процесс обоюдовыгодный. Наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. Молодой специалист получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения не только с наставником, но и с коллегами.
Приступая к профессиональной деятельности, молодой педагог ощущает ограниченность своего жизненного опыта. Наибольшие профессиональные затруднения у молодых учителей вызывают вопросы организации урока (неумение правильно рассчитать время на уроке, логически выстроить его этапы), вопросы дисциплины и порядка на уроке, недостаточно высокий уровень владения методикой преподавания предмета, затруднения при объяснении материала, взаимодействие с учениками, общение с администрацией, слабое представление о оформлении школьной документации. Помимо вышеперечисленных трудностей, могут возникнуть трудности в организации воспитательной работы.
Созданные пары «Наставник - наставляемый» определяют формат взаимодействия, обозначают круг проблем, требующих решения, составляют план работы, в который включаются различные вопросы: организационные, по преподаваемым предметам, по методике преподавания, по работе с документацией, с коллективом учащихся и их родителями и др. Наставник обеспечивает поддержку молодому специалисту в области практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приёмы обучения и т.д.); в разработке программы педагогического роста наставляемого; выбора приоритетной методической темы для самообразования; подготовке к первичному повышению квалификации; освоение инновационных тенденций в педагогике и образовании; подготовка к предстоящей аттестации.
Механизм реализации целевой модели наставничества:
Ожидаемые результаты:
Высокий уровень включенности молодого специалиста в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в школе.
Учителя (и наставники, и наставляемые) получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.
В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.