СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель работы учителя ЧОШ "ДАНА" Мамон Натальи Юрьевны по развитию функциональной грамотности уч-ся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом докладе я рассказываю о своей модели работы по развитию функциональной грамотности.  Я сконструировала свою модель работы  с использованием приемов сингапурской методики обучения, технологий развития критического мышления, здоровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Модель работы учителя ЧОШ "ДАНА" Мамон Натальи Юрьевны по развитию функциональной грамотности уч-ся.»

МОДЕЛЬ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЧАСТНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ДАНА» МАМОН Н.Ю.

ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.



Сен де бір кірпіш дүниеге,

кетігін тап та, бар, қалан.


Если ты талантлив – гордись,

И надежным лишь кирпичом

в стену строящуюся ложись.

Абай

Каждое наше деяние, как кирпичики, выстраиваются в систему, которая формирует функционально грамотную личность ребенка. Ведь «детей учит то, что их окружает».

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Чтобы добиться желаемого результата, я сконструировала собственную модель работы, по развитию функциональной грамотности учащихся начальных классов. Она состоит из технологии развития критического мышления, приемов сингапурской методики обучения, здровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий.

Работая в 4 классе, я строю урок, используя приемы сингапурской методики обучения, в которую входят около 250 структур. Данные структуры можно соединять друг с другом в любой последовательности. Это позволяет по-новому переосмыслить учебный процесс, при котором центром обучения является ученик, а не учитель. Учитель перестает быть единственным источником знаний, диктующим всем, что делать. Я лишь помогаю детям развиваться и обучаться, преодолевать трудности. В этой методике задействован весь класс, увеличивается разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в том числе творческую активность учащихся. Учащимся приходится самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваясь мнениями. У них развивается устная речь, коммуникации, сотрудничество, критическое мышление, креативность, повышается мотивация к изучаемому предмету. Это ведет к более эффективному освоению школьниками образовательной программы и дает возможность учителю определить, понял ли ученик тему и насколько понял.

На уроках эти методы особенно эффективны, т.к. идет полный охват класса.

Я начала свою работу с рассадки учеников для максимально продуктивной парной и командной работы в течение всего урока. Дети сидят в четверках и могут работать как в паре по плечу, так и в паре напротив.

Для дисциплины и привлечения внимания я использую прием «Вай-фай» и «Класс – да!»: все дети останавливаются и поднимают руку, концентрируя внимание на учителе, они готовы к следующему этапу работы.

В начале урока наиболее эффективно показал себя прием «Взлет – посадка» при проверке домашнего задания, но его также можно применять и на этапе повторения и закрепления знаний.

На этапе актуализации жизненного опыта я применяю прием «Джотт тотс». Дети пишут на стикерах ассоциации, понятия, идеи, мысли, словосочетания на заданную тему, не повторяясь, проговаривают вслух. Кладут на центр стола, когда время заканчивается, просматривают и зачитывают. Этот прием развивает креативное мышление, развивает устную речь и учит слушать своего партнера.

На уроках в 4 классе я применяю приём «Раунд Робин»- устная работа по кругу в рамках заданного времени, где все ученики одинаково вовлечены, обучаются и активно прислушиваются к ответам друг друга. (слайд) Например, на уроке по теме «Р.Киплинг. «Заповедь», учащиеся послушали отрывок из песни «Ты- человек» и должны были ответить на вопрос : «Что значит быть человеком?»

Развитие критического мышления невозможно без навыка принятия различных точек зрения. На этапе рефлексии я применяю стратегию «Углы», которая помогает донести до учеников фактическую информацию по теме и одновременно учит их быть открытыми к разным вариантам решения проблемы и мнениями в конкретной ситуации.

Прием «Куиз-куиз трейд», структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами. Дается время, чтобы учащиеся составили вопрос и на обратной стороне написали ответ, затем под музыку двигаются и образуют пару. В паре опрашивают друг друга, затем снова двигаются по классу, образуя новую пару. Данная работа очень нравится ребятам.

На этапе проверки знаний учащихся использую прием «Раунд Тейбл». Учащиеся в команде в течение 1-2 минут записывают по одному ответу на вопрос и передают партнеру по кругу, а затем один зачитывает, а другие дописывают варианты ответа.

А также прием «Коннект – экстенд- чэллендж», письменную работу, которая учит мозг рефлексировать, чтобы информация перешла из рабочей памяти в долгосрочную (Что я знал раньше – что я узнал - о чем мне нельзя забывать).

В устной форме эту же работу можно провести на этапе рефлексии: «Дополни предложения: Раньше я думал, что …. А теперь я знаю (узнал), что …». Этот прием развивает устную речь, умение выделить главное, обобщить, проанализировать усвоенный материал урока.

Во время уроков для поднятия настроения и духа использую структуры «Тим чир»: «Отлично!», «Чистая работа!», похвала, благодарность за совместную работу и т.д.

В своей работе я использую дифференцированные задания, формативное оценивание. Оценки можно выставить, собрав письменные работы и проверить. Важно объяснить критерии оценивания.

Работая по этой модели, я тщательно продумываю какие приемы, на каком этапе урока нужно применить. На мой взгляд, эта методика развивает

следующие компетенции:

  • ценностно-ориентационную

  • общекультурную

  • когнитивную

  • информационно-технологическую

  • компетенцию социального взаимодействия

  • личностного саморазвития;

  • коммуникативную.

Современный урок по сингапурской методике имеет свои плюсы, это -

  • Командные формы работы

  • Ответственность каждого за результат

  • Атмосфера радости и увлеченности на уроке

  • 4 К (креативность, коммуникативность, критическое мышление и колобарация.)

  • При фронтальном опросе на уроке охват детей составляет 3%. Я, применяя данную методику обучения, осуществляю 100% -ный охват учащихся.

  • Контроль времени дает возможность выполнить больше заданий на уроке (одновременно работают 5 команд по 4 человека, каждый ученик в течение 30 секунд отвечает на поставленный вопрос, таким образом за 2 минуты опрашивается весь класс.


Подводя итог, хочу сказать, что мои ученики инициативны в организации сотрудничества с учителем, одноклассниками, другими детьми, проявляют готовность к диалогу, владеют нормами взаимодействия в учебном труде, поведения в обществе, природе, культурными способами решения конфликтных ситуаций и их предотвращения, чувствуют и учитывают точку зрения других.