Моделирование текстовых задач как метод активации мыслительной деятельности учащихся при нахождении различных способов решения.
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»
Б. Паскаль
В последние годы проблема организации мыслительной деятельности учащихся становится всё актуальнее и актуальнее. Курс математики требует от ученика запоминания достаточно большого количества правил, формул и т.д. Не секрет, что большинство детей, не может осилить этот понятийный аппарат, из-за того, что прогрессирует тенденция ослабления объёма памяти у учащихся.
Обучая детей решению задач, я всё время испытывала неудовлетворение. Возможно, это было связано с тем, что работая с любой задачей на уроке, всё время задавала одни и те же вопросы и те же задания: что известно? Что неизвестно? Прочитайте условие. Прочитайте вопрос. Выполните краткую запись или запишите задачу в таблице. Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? А может быть причина была в трудностях, возникающих у детей при оформлении краткой записи. Или просто детям было неинтересно…
Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе обучения. Он не только активизирует умственную деятельность, но и направляет её к последующему решению различных задач.
Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является решение задач разными способами.
После обучения в 1-2 классах ученики научились анализировать условие задач, рисовать схемы, но находили только один традиционный способ решения.
Например:
Задача 1. Саша сделал 6 корабликов, а Миша – на 4 кораблика больше. Сколько всего корабликов сделали мальчики?
6к.
4к. ?
1-й способ
1) 6+4=10
2) 6+10=16
Для того, чтобы дети научились находить различные способы решения задач, используя схему, мы стали коллективно искать различные варианты решения задач.
2-й способ
- Посмотрите на схему. Сколько на схеме отрезков одинаковой длины? (2)
- Что означает каждый из них?(6 к.)
- Сколько корабликов обозначено 2 отрезками? (12)
- Как вы узнали? (6+6=12)
- Нам необходимо найти, сколько всего корабликов у мальчиков. Используя схему, ответьте, все ли кораблики учтены (нет, остался отрезок, обозначающий 4 кораблика)
- Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? (да)
- Как? (12+4=16)
- Запишите решение:
1) 6+6=12
2) 12+4=16
Ответ:16 корабликов сделали мальчики.
3-й способ
- Известно ли, сколько корабликов сделал Миша? (нет)
- Что известно об их числе? (что корабликов у Миши больше на 4, чем у Саши)
- Можно ли найти, сколько корабликов сделал Миша? (да)
6к. 4к.
- Как? (6+4=10)
- Предположим, что каждый мальчик сделал по 10 корабликов. Тогда сколько бы было корабликов? (10+10=20)
?
- Если Миша сделал на 4 кораблика больше, чем Саша, значит, Саша сделал на 4 кораблика меньше, чем Миша. Сколько всего корабликов сделали дети? Как узнать? (20-4=16)
6к.
4к. ?
- Запишите решение
1) 6+4=10
2) 10+10=20
3) 20-4=16
Ответ: 16 корабликов сделали мальчики.
После работы над данной задачей я предлагаю задачи с готовыми схемами и решениями. Дети должны проанализировать каждый способ, используя схему.
Задача 2. Саша сделал 6 корабликов, а Миша – на 4 кораблика меньше. Сколько всего корабликов сделали мальчики?
6 к.
- - - на 4 к. - - - - ?
1- й способ
6-4=2
6+2=8
2-й способ
1)6+6=12
2) 12-4=8
3-й способ
1) 6-4=2
2) 2+2=4
3) 4+4=8
Ответ: 8 корабликов сделали мальчики.
Задача 3. Оля связала 6 носочков, а Ира в 3 раза меньше. Сколько носочков связали девочки вместе?
6 н.
- - - в 3 раза
1- й способ
6:3=2
6+2=8
2-й способ
1) 6*2=12
2) 6:3=2
3) 2*2=4
4) 12-4=8
Ответ: 8 носочков связали девочки
Задача 4. . Оля связала 6 носочков, а Ира в 3 раза больше. Сколько носочков связали девочки вместе?
1-й способ 2- й способ
6*3=18 1) 6*4=24
6+18=24
6 н.
- - - в 3 раза - - - ?
3- способ
6*2=12
12*2=24
Ответ: 24 носочка связали девочки.
В следующих классах я готовила аналогичные задачи. Дети сами строили схемы и проектировали задачи с разными способами решения. Деятельность не ограничилась уроком, а вылилась в творческие работы, в которых ребята воплотили свои проекты по составлению собственных задач.
Например.
Задача 5. В трёх школах нашего микрорайона обучается 3600 человек. В первой школе учатся 1265 человек, во второй школе на 348 человек больше, чем в первой. На сколько меньше учеников учится в третьей школе, чем в первой?
3600
1265 ч. 1265+348 ч. ?
на ? чел.
1-й способ
1265+ 348=1613
1265+1613=2878
3600-2878=722
1265-722=543
2-й способ
3600-1265=2335
1265+348=1613
2335-1613=722
1265-722=543
Ответ: на 543 человека меньше в 3-й школе
Задача 6.
Отдыхая в деревне бабушка попросила меня собрать малину. На это она отвела мне 135 минут. Из них я 36 минут играл с соседскими ребятишками, что в 2 раза больше того времени, что я искал ведро, ещё 25 минут поливал помидоры. Сколько времени осталось на сбор малины?
135 мин
играл поливал искал ведро сбор малины
36 мин 25 мин 36:2 ?
1-й способ 2-й способ
36:2=18 1) 135-(36+25)=74
36+25=61 2) 36:2=18
135-(18+61)=56 3) 74-18=56
3-й способ
36+25+(36:2)+х=135
61+18+х=135
79+х=135
х=135-79
х=56
Ответ: 56 минут осталось на сбор малины.
Задача 7.
На концерт ансамбля «Байкал» было куплено 4 детских билета по 835 рублей и 5 взрослых билета по 1216 рублей. В кассу заплатили 10000 рублей. Сколько денег должен вернуть кассир?
10000 руб
детских взрослых остаток
835 руб*4 1216 руб*5 ?
1-й способ 2-й способ
835*4=3340 1) 1216+835=2051
1216*5=6080 2) 2051*4=8204
3340+6080=9420 3) 8204+1216=9420
10000-9420=580 4) 10000-9420=580
3-й способ
1216+835=2051
2051*5=10255
10255-835=9420
10000-9420=580
Ответ: 580 рублей должен вернуть кассир
Задача 8.
С трёх участков собрали 4 тонны картофеля. С первого участка собрали 860 кг картофеля, со второго в 2 раза больше, чем с первого. Сколько килограммов собрали с третьего участка?
4 тонны
860 кг 860*2 ?
1-й способ 2-й способ
4 т=4000кг 1) 4 т=4000кг
860*2=1720 2) 4000-860=3140
860+1720=2580 3) 86082=1720
4000-2580=1420 4) 3140-1720=1420
3-й способ
860*3=2580
4000-2580=1420
Ответ:1420 кг собрали с третьего участка
Задача 9.
В первый день Митя проехал на поезде 1500 км, во второй день на 500 км меньше, чем в первый, а в последний день своего путешествия проехал на 200 км меньше, чем во второй день. Сколько километров составил его путь?
1500 км
500 км ?
200 км
1-й способ 2-й способ
1500-500=1000 1) 800*3=2400
1000-200=800 2) 200*2=400
3) 1500+1000+800=3300 3) 2400+400+500=3300
3-й способ
1500*3= 4500
500*2=1000
1000+200=1200
4500-1200=3300
Ответ: путь составил 3300 километров.
Задача 10.
Помощник мастера изготовил 60 деталей за смену, а мастер в 3 раза больше. Сколько всего деталей изготовили рабочие за одну смену?
60 д.
в 3 раза ?
1-й способ 2-й способ
60*3=180 1) 60*4=240
60+180=240
3-й способ
1) 60*2=120
2) 120*2=240
Ответ: 240 деталей сделали всего
Конечно, с математической точки зрения есть лишнее в условиях задач, но с точки зрения творчества каждая задача это маленький эпизод жизни, законченный рассказ. В своей методической разработке я познакомила Вас со своим подходом в организации деятельности учеников при решении задач, основанном на использовании схем. Считаю, что данная тема актуальна и ведёт к активации мыслительной деятельности учащихся.