Просмотр содержимого документа
«Модуль. Одномембранные и немембранные органоиды клетки.»
Клеточный уровень. Строение клетки. Функции органоидов. Клеточная мембрана.
Модуль. Одномембранные и немембранные органоиды клетки
Цель: формирование умений самостоятельно добывать знания, навыков работы с учебной и дополнительной литературой через усвоение знаний о вакуолярной системе клетки и ее органоидами как одномембранными (ЭПС, АГ, лизосомы), их функциями; ознакомление с немембранными компонентами клетки и их функциями.
Ход урока
Организационный момент
Самостоятельная работа с учебно-тематической картой (и приложением А)
Рефлексия в группах, обсуждение заданий учебных элементов
Подведение итогов модульного урока, определение индивидуального домашнего задания
Тема урока. Одномембранные и немембранные органоиды клетки
Номер учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ-0 | Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой вы должны охарактеризовать клеточный уровень живого как начальный; узнать, что такое одномембранные и немембранные органоиды клетки какова их роль в клетке. | Внимательно прочитайте цель урока |
УЭ-1 | Цель: познакомится с строением и функциями единой вакуолярной системой клетки – одномембранными органоидами. Ответьте на поставленные вопросы. Какие органоиды клетки относятся к одномембранныи структурам? А – Б – В – Г – | Смотри приложение А Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ – 4 балла. |
| Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла изображена на нем? Что располагается на поверхности указанной органеллы? Каковы ее функции? | Смотри учебник §2.4, с. 49 – 50; рис. 22 Правильный ответ – 6 баллов |
. | Рассмотрите рисунок и определите, каковы функции данного органоида? Установите соответствие Строение и функции органоидов | Органоиды | 1. Состоит из группы полостей с пузырьками на концах. | А) Эндоплазматическая сеть | 2. Состоит из системы связанных между собой канальцев. | Б) Аппарат Гольджи | 3.Участвует в биосинтезе белка. | | 4.Участвует в образовании клеточной мембраны. | 5.Участвует в образовании лизосом. | 6.Осуществляет транспорт органических веществ в разные части клетки. | | Смотри учебник §2.4, с.51; рис.24 Правильный ответ – 2 балла Смотри учебник §2.4, с.49 – 50 Правильный ответ – 6 баллов. Проверьте работу в парах. |
| Какая органелла является самой мелкой их одномембранных компонентов клетки? Укажите их функции. | Смотри учебник §2.4, с.52 – 53 Правильный ответ – 2 балла |
| Каково значение вакуолей для растительных клеток? 1) 2) | Смотри приложение А |
| Обсудите результаты своей работы. | |
| Оцените свою работу | Максимальное число баллов за работу по УЭ-1 – 22 бала. |
УЭ-2 | Цель: познакомится с немембранными органоидами клетки – клеточным центром, рибосомами, цитоскелетом, а также органоидами движения клеточными включениями. | |
| Вставьте пропущенные слова в предложения: «В цитоплазме живых клеток имеется опорно-двигательная система (внутренний скелет клетки), которую называют …» «Цитоскелет состоит из …, полых цилиндрических структур, образованных белковыми молекулами». Микротрубочки служат для: А – Б – Из микротрубочек состоят: а) … б) … в) … | Смотри учебник §2.6, с.56 Правильный ответ – 7 баллов |
| Ответьте на вопросы: Какой органоид изображен на рисунке? Каковы его функции? | Смотри учебник §2.6, с.56; рис.28 Правильный ответ – 4 балла |
| Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла клетки на нем представлена? Из каких органических веществ построено ее тело? Где в клетке встречается эта органелла? С какими клеточными структурами связана ее деятельность? Каковы ее функции? ? 2-? | Смотри учебник §2.4, с.50, рис. 23 Правильный ответ – 4 балла |
| Вставьте в текст пропущенные слова: «Помимо постоянных органел, в клетках могут быть клеточные включения, представляющие собой временные образования. Основное место их локализации … Они могут быть представлены …, … в виде капедь, гранул или зерен различной величины». | Смотри учебник §2.6, с.57-58 Правильный ответ – 4 балла |
| Обсудите результаты работы. Оцениите свою работу. | Максимальное количество баллов по УЭ-2 – 20 баллов. |
УЭ-3 | Подвидение итогов урока | Индивидуально |
| Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Оцените свою работу на уроке: если по итогам урока вы набрали 37 – 42 балла, то получаете оценку «5»; 30 – 36 баллов – оценку «4»; 23 – 29 баллов – оценку – «3»; Менее 23 баллов – оценку «2». | |
| Домашнее задание. Если вы испытывали затруднения, допускали ошибки, но выполнили все задания, повторите §2.4; 2.5 («Лизосомы»); §2.6, вопросы в конце параграфов. | |
Приложение А
Единую вакуолярную систему клетки, отдельные элементы которой могут переходить друг друга при перестройке и изменении функции мембран, образуют эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы и вакуоли.
Эндоплазматическая сеть (ЭПС) – это система соединенных между собой канальцев, полостей различной формы и величины. Их стенки представляют собой мембраны, контактирующие со всеми органоидами клетки. Так называемая шероховатая ЭПС выглядит как система плоских слоев, наружная сторона которых покрыта рибосомами.
Рибосомы – это немембранные органеллы, на которых осуществляется синтез белков. Белки, синтезируясь на связанных с ЭПС рибосомах, проходят через мембрану внутрь полостей и по каналам ЭПС транспортируются к различным клеточным органеллам. Часть ЭПС, не содержащая прикрепленных рибосом, называется гладкой эндоплазматической сетью. В мембранах гладкой ЭПС находятся ферменты синтеза и расщепления углеводов и липидов. Таким образом, ЭПС представляет собой структурно – функциональную систему , осуществляющую обмен и перемещение веществ внутри клетки.
Часть образуемых белков, углеводов и липидов по каналам ЭПС поступают в специализированную органеллу, называемую аппаратом Гольджи (АГ). АГ состоит из окруженных мембранами полостей, уложенных в стопку, в которых происходит сортировка и упаковка поступивших молекул. Вещества, необходимые клетке для внутреннего потребления, накапливаются в мелких мембранных пузырьках (50нм), отпочковывающихся от полостей АГ, и разносятся по цитоплазме. Вещества, произведенные клеткой на «экспорт», получают в АГ «удостоверение» в виде присоединенных к ним полисахаридов и в таком виде выводятся из клетки. Еще одна функция АГ – участие в образование лизосом, самых мелких мембранных органоидов клетки.
В растительных клетках на долю вакуолей приходится до 90%. Они представляют собой пузырьки диаметром 0,5 мкм, содержащие ферменты, способные расщеплять белки, углеводы, жиры и нуклеиновые кислоты. Лизосомы участвуют в расщеплении «старых» частей клетки, целых клеток и отдельных органов. В лизосомах существуют системы защиты их от самопереваривания.
При фагоцитозе лизосомы сливаются с мембраной фагоцитарного пузырька, и ферменты переваривают поступившую в клетку пищу.
Пиноцитарные пузырьки доставляют капли жидкости к вакуолям – мембранным органеллам, которые являются резервуарами воды и растворенных в ней соединений 90% объема. Они поддерживают тургорное давление и поставляют молекулы воды, необходимые для фотосинтеза. Животные клетки имеют временные вакуоли, занимающие не более 55% их объема.