СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульный подход в обучении студентов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о применении модульного подхода в обучении студентов СПО.

Просмотр содержимого документа
«Модульный подход в обучении студентов»

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

Людмила Геннадиевна Инёшина, кандидат педагогических наук, преподаватель русского языка и литературы ГАП ОУ «Якутский автодорожный техникум», г. Якутск, Республика Саха (Якутия)


Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Обучающийся должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать личные и коллективные проблемы. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно – ориентированного образования. Основным результатом которого должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетентностей в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и других сферах деятельности человека.

Вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов СПО является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных стандартов нового поколения. Принципиальное отличие заключается в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. Под обучением, основанным на компетенциях, понимается такое, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности. Всё это наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления. Модуль в переводе – «мера», функциональный узел. В образовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру. Внутри модуля как целевого функционального узла содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Поэтому его можно рассматривать как индивидуализированную по способу, уровню самостоятельности, темпу программу обучения. Модульная структура состоит из взаимосвязанных системных элементов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и подсистемы. В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поэтому требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь компетенции в профессиональной сфере.

В работе по внедрению в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода центральным моментом являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучающихся. Таким образом, происходит смещение односторонней активности преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность обучающегося. Преподаватель при этом выступает в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, действуя, скорее как руководитель (администратор) и партнёр (заказчик), чем как источник готовых знаний и директив для обучающихся.

Реализация модульно-компетентностного обучения предполагает разработку:

1) структуры модуля (модульной программы), отражающей основные требования образовательного стандарта по дисциплинам учебного плана и одновременно планируемую профессиональную деятельность по специальности, определяемую работодателем; 2) учебных и методических материалов для учащихся, преподавателей и мастеров производственного обучения на основе структуры модуля и преподаваемого уровня компетентности; 3) системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества модульного обучения, применяемой с учётом соответствующих принципов и механизмов. Каждый модуль должен отражать планируемые результаты обучения (деятельность обучающегося), содержание обучения (критерий деятельности и оценки), формы и методы обучения. Границы модуля при его разработке определяются уровнем компетентности, т.е. совокупностью теоретических знаний и практических навыков, который обучающийся должен продемонстрировать после изучения модуля. Структура модуля позволяет в простой и наглядной форме выделить рекомендации (в виде критериев)по изучению дисциплины и прохождению оценки компетентности. При этом учебное занятие носит практико-ориентированную форму. Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Сегодня всё более востребованными становятся компетентные специалисты, способные эффективно функционировать в новых динамичных социально-экономических условиях. Цель СПО состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. Решить задачу по формированию высокопрофессиональной личности 21 века под силу только педагогически грамотным специалистам, использующим весь обширный арсенал образовательных технологий. Вот поэтому каждый преподаватель должен ставить перед собой первичную задачу по созданию таких педагогических условий, которые обеспечивают информационную и мотивационную стороны инновационной активности педагога. Инновационная деятельность предполагает пересмотра и содержательного, и технологического подхода к учебному процессу. С позиций компетентностного подхода сегодня уровень образованности определяется не объёмом знаний или их широтой, а готовностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Технология модульного обучения в своем первоначальном виде зародилась в 60-х годах XX века в колледжах и университетах США. Суть этой технологии заключается в том, что студент самостоятельно работает с предложенной программой, которая включает в себя: целевой план действий по усвоению банка информации, представляющий из себя законченный блок содержания, методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьируются – от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей. Роль преподавателя при модульном обучении сводится к управлению работойстудентов. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым обучающимся, помогать слабым и поощрять сильных. Особенность заключается также и в том, что в ходе урока студенты получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы. Учитываются индивидуальные особенности обучаемых за счет исходной, текущей и выходной диагностики знаний, индивидуального темпа усвоения, что приводит к ситуации успеха каждого обучающегося. Модульный урок позволяет студентам работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо, чтобы каждый обучающийся усвоил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание, это позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в их знаниях. Модульная технология появляется там и тогда, когда в образовательной системе чётко выделяется учебная деятельность обучающегося как системное свойство:

  • гарантированное достижение результатов обучения;

  • паритетное отношение преподавателя и студентов;

  • возможность работать в парах, группах;

  • возможность общения с товарищами;

  • возможность выбора уровня обучения; возможность работы в индивидуальном темпе;

  • раннее представление конечных результатов обучения;

  • «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

Проектирование учебной деятельности- характерный признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики. В работе по внедрению в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода центральным моментом являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучающихся. Таким образом, происходит смещение односторонней активности преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность обучающегося. Преподаватель при этом выступает в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, действуя, скорее как руководитель (администратор) и партнёр (заказчик), чем как источник готовых знаний и директив для учащихся. Реализация модульно-компетентностного обучения предполагает разработку:

  1. структуры модуля (модульной программы), отражающей основные требования образовательного стандарта по дисциплинам учебного плана и одновременно планируемую профессиональную деятельность по специальности, определяемую работодателем;

  2. учебных и методических материалов для учащихся, преподавателей и мастеров производственного обучения на основе структуры модуля и преподаваемого уровня компетентности;

  3. системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества модульного обучения, применяемой с учётом соответствующих принципов и механизмов

Каждый модуль должен отражать планируемые результаты обучения (деятельность обучающегося), содержание обучения (критерий деятельности и оценки), формы и методы обучения. Границы модуля при его разработке определяются уровнем компетентности, т. е. совокупностью теоретических знаний и практических навыков, который обучающийся должен продемонстрировать после изучения модуля.

Структура модуля позволяет в простой и наглядной форме выделить рекомендации (в виде критериев) по изучению дисциплины и прохождению оценки компетентности. При этом учебное занятие носит практико-ориентированную форму.

Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Сегодня всё более востребованными становятся компетентные специалисты, способные эффективно функционировать в новых динамичных социально-экономических условиях. Цель СПО состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. Решить задачу по формированию высокопрофессиональной личности 21 века под силу только педагогически грамотным специалистам, использующим весь обширный арсенал образовательных технологий. Вот поэтому каждый преподаватель должен ставить перед собой первичную задачу по созданию таких педагогических условий, которые обеспечивают информационную и мотивационную стороны инновационной активности педагога. Инновационная деятельность предполагает пересмотра и содержательного, и технологического подхода к учебному процессу. С позиций компетентностного подхода сегодня уровень образованности определяется не объёмом знаний или их широтой, а готовностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

Модульный урок позволяет студентам работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо, чтобы каждый обучающийся усвоил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание.

Модульный урок имеет свои особенности:

  • каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации- это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т. п.;

  • целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. Учебное содержание здесь - средство для достижения целей этого важного процесса.

Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:

  • тщательно проработать весь учебный материал и каждого урока в отдельности;

  • выделить главные основополагающие идеи;

  • сформулировать для обучающихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается, что к концу занятия студент должен знать, понять, изучить;

  • определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы обучающихся;

  • подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты и т. п.;

  • приступить к написанию методического пособия для студентов (технологическая карта);

  • копирование (через принтер, ксерокопии) технологических карт по числу обучающихся в группе.

Алгоритм составления модульного урока:

  1. Определения места модульного урока в теме.

  2. Формулировка темы урока.

  3. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

  4. Подбор необходимого фактического материала.

  5. Отбор методов и форм преподавания и контроля.

  6. Определение способов учебной деятельности студентов.

  7. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них.

Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие: УЭ-0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 – включает задания по выявлению уровня исходных заданий по теме, задания по овладению новым материалам. УЭ-n – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы обучающегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учетом оценки окружающих).

  1. Составление модуля данного урока.

  2. Подготовка необходимого количества копий текста урока для каждого студента.

Модульные программы – это программа деятельности обучающегося по изучению какой-либо темы.

Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы:

  1. Определение целей обучения для студентов и их формулирование.

  2. Отбор содержания.

  3. Распределение содержания по урокам с учетом принципов модульного обучения:

  • определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль);

  • блок информации (теоретический материал темы);

  • отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные, практические и творческие работы);

  • контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

  1. Подбор литературы для студентов (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).

  2. Написание модульной программы (желательно печатный материал).

  3. Распечатка модульных программ для каждого обучающегося.

Технологическую карту составляет преподаватель. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, количество часов на ее обучение, цель обучения, тип урока, форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоения способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общеучебные и специальные умения и навыки, формируемые при изучении темы.

Для эффективного использования этой технологии, необходимо ввести изменения во всю систему обучения: в содержание, преподавание, обучение. На сегодня это средство формирования новой педагогической культуры, которое позволяет перевести обучение на субъект – субъективную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей у участников педагогического процесса.

Данная технология – стимул для повышения профессионального мастерства преподавателя, так как позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить уровень преподавания и уровень обученности студентов. Таким образом, как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов СПО характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью.

Введение профессиональных модулей в ФГОС призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационной методической структуре дидактических целей, логически завершенные единицей учебного материала, методического руководства и системой контроля. Все это позволит оптимизировать воспитательно-образовательные процесс, повысить качество профессиональной подготовки обучающихся учреждений СПО. Модульная система обучения дает преподавателю свободу и гибкость в выборе формы методов обучения, позволяет снизить затраты времени на практическую подготовку.

Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной и личностной компетентности.

Реализация современной образовательной программы требует от преподавателя использования всего многообразия традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения и поиска все новых и новых путей достижения поставленной цели.

Список литературы:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

  2. Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения». – 1999. – №5.

  3. Колесникова И.А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / под ред. академика РАО З.И. Васильевой. – СПб., 2009.

  4. Методические рекомендации: По анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях: методические рекомендации. – СПб, ГОУ ИПК СПО, 2010. – 63 с.

  5. Образцов П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в вузе // Высшее образование в России. – 2001. – №6. – С. 46–50.

  6. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]/ www.dic.academic.ru. – 2010. – 9 августа.