СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульный урок 5 класс имя существительное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Модульный урок 5 класс имя существительное»

Итоговая работа Третьяковой Светланы Дмитриевны, учителя русского языка и литературы МКОУ Поначёвская ООШ №28 Красноярского края Курагинского района.



1.Выбранная технология: «Модульное обучение».

2.Обоснование выбора технологии «Модульное обучение».

  Важнейшим направлением развития системы образования на современном этапе  является достижение нового качества образования путём перехода от знаниевого подхода в обучении к деятельностному, компетентностному подходу.

Одним из принципиальных моментов на сегодняшний день является самостоятельная работа учащихся. Эффективным педагогический процесс будет только при условии, если сам обучающийся максимально активен, а преподаватель реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому. Этому условию отвечает ряд современных педагогических технологий, в том числе и технология модульного обучения.

Одним из наиболее  полных  и  конкретных  является  определение  модуля  П.А. Юцявичене: «Модуль –  это основное средство модульного обучения, которое является  законченным блоком информации,  а  также  включает  в  себя  целостную  программу  действий  и методическое  руководство,  обеспечивающее  достижение  поставленных  дидактических целей».

При помощи модульного обучения достигается личностно- ориентированное обучение, т. е. обучающийся  учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний.

Модульная технология строится на основе развивающего  обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя и товарищей, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что он делает с помощью других, завтра сможет сам, т. е. один цикл завешается, ученик переходит в зону активного развития, и виток раскручивается на новом этапе. В модульном обучении это реализуется путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации деятельности в разных формах – индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава.

Цельность  технологии  модульного  обучения  проявляется,  во-первых,  в  её  гибкости – возможности  приспособления  к  индивидуальным   особенностям  учащихся,  а во-вторых,  в  динамичности-возможности   перехода  от  одних  видов  и  способов  деятельности  к  другим.  Кроме  того, 

эта  технология  вбирает  в  себя  идеи  и  разработки  других  методик,  например  КСО  (коллективного  способа  обучения), ИОСО(индивидуально ориентированного способа обучения),  предполагает  сочетание  разных  форм  работы:  индивидуальной,  парной,  групповой,  а  также  различных  форм  контроля,  в  том  числе  самоконтроль  и  взаимный  контроль.

Первым и главным критерием оценки успешности обучения в модульном режиме является желание учеников учиться, пробуждение интереса к предмету.

Модульное обучение эффективно применять на обобщающих уроках, а также на уроках изучения новой темы, в центре которых правописание и пунктуация.

Итак,  применение  модульной  технологии  преследует  достижение  следующих  целей:

  • включение  каждого  школьника  в  осознанную  учебную  деятельность;

  • создание  для  каждого  школьника  режима  наибольшего  благоприятствования  (предос-тавление  ему  возможности  продвигаться  в  изучении  материала  в  оптимальном  для 

  • себя  темпе);

  • формирование  у  каждого  школьника  навыков  самообучения  и  самоконтроля.


3.План –конспект урока. (1 Вариант)

Модульный урок в 5-м классе по теме "Имя существительное. Повторение и обобщение изученного материала"

Цели урока (для учителя):

  • Повторить и обобщить знания учащихся о значении морфологических признаках, синтаксической роли имени существительного.

  • Закрепить правописание изученных орфограмм, развить орфографическую зоркость.

  • Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся.

УЭ – 0. Цели и задачи урока-модуля

1 – 2 мин.

Цели для учащихся:

В конце темы Вы будете знать:

  • морфологические признаки и синтаксическую роль имени существительного;

  • правило правописания гласных в падежных окончаниях имен существительных;

  • правило правописания гласных «О» – «Е» после шипящих и «Ц» в окончаниях имен существительных;

  • правило употребления «Ь» после шипящих на конце имен существительных;

  • значение суффиксов существительных (-ость ,-изн, -ушк/-юшк,- онок/-енок, -онк/-еньк - и др.).

В конце темы Вы будете уметь:

  • производить морфологический разбор имени существительного;

  • определять синтаксическую роль имени существительного в предложении;

  • правильно писать слова с изученными орфограммами;

  • обозначить орфограммы графически;

  • объяснять значение изученных суффиксов имен существительных;

  • применять на практике полученные знания.

УЭ-1. Работа с текстом

10 – 12 мин.
Общеклассная работа

Цели. Закрепить знания учащихся о значении и морфологических признаках имени существительного. Повторить по теме «Словообразование» значение некоторых суффиксов имен существительных.

Прочитайте текст

До чего хорош летний лес! Прекрасна голубизна неба, радует взгляд зелень трав и пестрота цветов. Качают головками колокольчики, блистают белизной лепестков ромашки, разлетаются от ветра пушистые одуванчики. Припекает солнышко, веет теплый ветерок. Покой и тишина вокруг. Порхают бабочки и стрекозы с лимонными, оранжевыми, фиолетовыми крылышками. Щебечут птички, ищут мошек и букашек. Вот выскочил из-под пня серый мышонок, припустился во всю прыть, затем вдруг неожиданно замедлил свой бег и исчез в норке.
Но вот наступают сумерки, в воздухе чувствуется свежесть. Затихает лес, погружается в дремоту. После нескольких часов, проведенных здесь, надолго сохраняется радость и бодрость.


Выпишите существительные с суффиксами -изн, -ость / -есть, -ышк, -ок, -к-, -чик, -онок .Какое значение придают эти суффиксы существительным?

1) Приведите свои примеры существительных с этими суффиксами. 2) Укажите существительные, обозначающие действие как предмет. 3) Выпишите 2-3 существительных, которые имеют форму только единственного или только множественного числа, произведите морфологический разбор одного из них.

Задание выполняется в тетрадях

Если Вы работаете самостоятельно, проверьте свою работу по ключу №1.

УЭ-2. Определение синтаксической роли имени существительного.

7 – 8 мин.

Цель. Закрепить умение определять роль имени существительного в предложении. Повторить тему «Обращение».

Дифференцированное задание по выбору учащегося

А. Подчеркните существительные как члены предложения, определите их падежи.

  • Ветер раскачивает ветви берез и осин.

  • Береза – единственное в мире дерево с белой корой.

  • Что ты, белая березка, кручинишься?

Б. Составьте со словом «Москва» предложения так, чтобы это существительное являлось а) обстоятельством, б) сказуемым, в) дополнением, г) определением, д) обстоятельством, е) не являлось членом предложения.

Индивидуальная работа, выполняется в тетрадях.

Если Вы работаете самостоятельно, проверьте свою работу по ключу № 2.


УЭ-3. Закрепите правописание гласных ЕИ в падежных окончаниях имен существительных.

10 мин.

Цель. Закрепить навык правописания и графического обозначения изученной орфограммы.


Расскажите своему партнеру правило правописания букв ЕИ в падежных окончаниях имен существительных. В случае затруднения обращайтесь к таблице.

Устная работа в паре

Таблица



Падеж

Склонение

Существительные на:


1-е

2-е

3-е

-ия

-ий

-ие

Родительный

-И (Ы)


Дательный


Предложный





Из данных слов составьте словосочетание с подходящим предлогом: на, в, о (об) и запишите их. Графически обоснуйте написание Е или И в безударном окончании существительного.

  • Ошибка, изл….жение; знаки предл….жение; предл….гать, заметка;

  • ошибиться, расч….т, вспомнить, ш….пот, спросить, предл….жение;

  • справиться, здоровье, докладывать, сенокос.

Алгоритм работы

1. Определите падеж существительного, составьте словосочетание, выбрав нужный предлог. Руководствуясь таблицей на стр.3, напишите окончание, графически обозначьте орфограмму
2. Проверьте работу по ключу № 3.
3. Оцените свою работу

Индивидуальная работа, выполняется в тетрадях.

УЭ-4. Закрепление правописания гласных О – Е после шипящих и -Ц- в окончаниях существительных.

7 – 8 мин.

Цель. Закрепить навык правописания и графического обозначения изученной орфограммы.

Расскажите своему партнеру правило правописания гласных О – Е после шипящих и -Ц- в окончаниях существительных.

Устная работа в парах.

Из данных слов составьте словосочетания, запишите сначала те из них, в которых имеются существительные с окончаниями -ом, -ой, затем те, в которых употреблены существительные с окончаниями –ем, -ей.

Индивидуальная работа (выполняется в тетрадях)

  • Осв…щен, солнце; ог…рчить, неудача; любоваться, чиж;

  • Закрыть, ключ; доволен, встреча; удовлетворен, чертёж;

  • разг…раться, румяец, пож…мать плечо.

Алгоритм работы

1. Составьте словосочетание, поставив имя существительное в форму творительного падежа. Руководствуясь правилом, напишите гласную в окончании существительного, графически обозначьте орфограмму.
2. Проверьте работу по ключу № 4.
3. Оцените свою работу.

УЭ-5. Закрепление орфограммы «Употребление –Ь на конце существительных после шипящих»

7 – 8 мин.
Индивидуальная работа (выполняется в тетрадях
)

Цель. Закрепить навык правописания и графического обозначения изученной орфограммы.

Запишите данные ниже слова в два столбика: с -Ь- и без -Ь- .

Графически обозначьте орфограмму: (много) дач(?), блиндаж(?), залеж(?), пейзаж(?), стеллаж(?), упряж(?),бреш(?), (возле) пастбищ(?), варенье из груш(?)



Алгоритм работы

1. Вспомните правило употребления Ь на конце существительных после шипящих.
2. Руководствуясь правилом, запишите слово в соответствующий столбик, графически обозначьте орфограмму.
3. Проверьте работу по ключу № 5
4. Оцените свою работу.

УЭ-6. Работа по развитию речи.

15 – 20 мин.

Сочинение-миниатюра

Индивидуальная работа

Цели: Уметь писать сочинение на заданную тему.


Рассмотрите картинку. Вы, наверное, узнали мартышку из басни И. А. Крылова «Мартышка и очки». Напишите небольшой рассказ о том, что произошло с обезьянкой, по какой причине она приобрела так много очков и почему они ей не помогли.
Покажите на Вашем тексте, что существительное «очки» может являться разными членами предложения.
Какова особенность слова «очки» с точки зрения морфологии?

Написанные работы зачитываются в классе. Одноклассники выступают с рецензиями

УЭ-7. Подведение итогов урока

2 – 3 мин.

Реализованы ли цели и задачи урока-модуля.


УЭ-8.   Срез знаний

15 – 20 мин.

Тест

I. Укажите существительные с гласной «Е» в окончании.

1) Луч…м,
2) солнц…м,
3) ситц…м,
4) свеч…й,
5) полотенц…м

II. Укажите существительные с Ь после шипящего

1) Ветош(?),
2) много туч(?),
3) из училищ(?),
4) роскош(?),
5) плющ(?)

III. Укажите существительные с окончанием И

1) Идти по алле…,
2) ехать по площад…,
3) присутствовать на лекци…,
4) отдыхать в санатори…,
5) находиться в галере…,
6) рассказать о впечатлени…

IV. Найдите ошибки в определении синтаксической роли имен существительных и исправьте их.

Стаи перелетных птиц радостно оповещают родной край о своём возвращении.«Здравствуй, родина!» – на разные голоса приветствуют они родные места.

1) Стаи – подлежащее
2) Птиц – дополнение
3) Край – дополнение
4) Родина – подлежащее

V. Найдите ошибки в определении морфологических признаков существительного «молодёжь» и исправьте их

Я всегда с радостью смотрю на нашу прекрасную молодёжь

1) нарицательное
2) одушевленное
3) III склонение
4) во множественном числе
5) в Именительном падеже

VI. Напишите слова, соответствующие данным схемам. Укажите значения суффиксов вэтих словах.

  • еньк……… ?

  • онок……… ?

  • ушк………. ?

  • ость……… ?





Оценки выставляются в оценочном листе.