СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мои жизненные цели"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование навыков постановки ближних и дальних целей, согласование целей и ценностей, самопрограммирование на успех

Просмотр содержимого документа
«"Мои жизненные цели"»

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия «Мои жизненные цели»

Модуль раздела рабочей программы

Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения

Тема занятия:

«Мои жизненные цели»

Количество часов на тему:

1 час

Цель занятия:

Формирование навыков постановки ближних и дальних целей, согласование целей и ценностей, самопрограммирование на успех

Задачи:


обучающая: подвести обучающихся к пониманию важности выбора цели жизни, продумывания жизненного плана

коррекционно - развивающая: способствовать формированию самостоятельной оценки качеств своей личности и поведения;

воспитательная: способствовать развитию рефлексии ,навыков сотрудничества, работы в группе.

Вид деятельности:


ценностно-ориентационная деятельность (представляет собой процесс формирования отношений к миру, убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей)


Форма организации деятельности:

групповая индивидуальная

Методы


объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

Приемы


организационные

технические

логические

Материально-дидактическое оснащение занятия

Рабочие тетради, листы А4, цветные карандаши

Формируемые УУД:

регулятивные: оценивать, осознавать материал, планировать алгоритм ответа, уметь произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других; мобилизация сил, волевых усилий при преодолении препятствий.

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

коммуникативные: уметь вступать в контакт с педагогом; уметь выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

личностные: осознать себя, как личность и, одновременно, как члена общества, оценивать свои действия и поступки с точки зрения морали; формировать собственное отношение к полученным знаниям, осознание практической и личностной значимости содержания занятия; оценка эффективности собственной деятельности; стремление следовать социально-одобряемому поведению, быть полезным обществу; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.



Структура коррекционно–развивающего занятия.

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность нейротипичных

обучающихся

Деятельность обучающихся с ОВЗ

1. Организационный этап (5 мин.)

Цель этапа: подготовить воспитанников к совместной работе на занятии, создать благоприятную психологическую атмосферу.

Приветствие. Создание психологического настроя, активизация внимания учащихся.

Разминочное упражнение - приветствие "Твое будущее"

Я предлагаю вам поприветствовать друг друга таким образом: поворачиваясь к соседу, делаете ему небольшой прогноз на будущее. Например - Андрей, я думаю, что через пять лет, ты будешь жить в Москве, или - Саша, мне кажется, что через год, ты станешь более уверенным в себе. Пожалуйста, начинайте.


Приветствие

Выполнение разминочного упражнения


Пытаются сделать прогноз на будущее своего соседа

Выполняют упражнение по дополнительным наводящим вопросам педагога

2. Мотивация познавательной деятельности (2 мин.)

Цель этапа: стимулировать познавательный интерес и активную позицию воспитанников, определить тему занятия.

Постановка целей занятия

Сегодня мы с вами поговорим о таком понятии, как «цель»; о том, какие жизненные цели ставит себе человек и как их достичь и тема сегодняшнего занятия «Мои жизненные цели».

Цель в жизни человека чрезвычайно важна, поскольку именно она стимулирует его к действию, поиску ресурсов, преодолению препятствий. Постановка цели - не просто полезное занятие, а совершенно необходимый элемент успешной деятельности.

  • Было ли в вашей жизни, что вы очень сильно чего-то хотели и в результате добивались этого?

  • Что именно вы делали, чтобы получить желаемый результат?

Выделяют главную мысль. Формулируют тему занятия, отвечают на поставленные вопросы.

Воспитанниками повторяют тему урока, читают тему на доске.

По наводящим вопросам формулируют цель и задачи занятия.

3. Актуализация знаний (5 мин.)

Цель этапа: оценить исходный уровень информированности группы, актуализация проблемы. Постановка цели и задач занятия на основе темы.

Ребята, какие цели в вашей жизни уже достигнуты?

Упражнение «Линия времени»

Нарисуйте линию времени.  Представьте временную перспективу своей жизни в виде линии. (Педагог раздаёт каждому по листу бумаги и предлагает изобразить линию времени). Отметьте на линии времени рождение, детство и ваш сегодняшний возраст. Теперь отметьте на линии вашу цель в настоящий момент и подпишите способы её достижения, обозначив временные промежутки. Ответьте на два вопроса:

Чего я хочу достичь в ближайшие два года?

Что для этого я могу сделать? 

Совместно с воспитанниками обсуждаются и выводятся на доску цели достигнутые каждым из них.

Самостоятельно выполняется упражнение «Линия времени»

Воспитанники совместно с педагогом говорят о своих уже достигнутых целях.

Самостоятельно выполняется упражнение «Линия времени»


4. Основной этап-информационный (10 мин.)

Цель этапа: усвоение новых знаний и способов действий.

Беседа. Факторы, препятствующие достижению цели.

Педагог: Ребята, как вы думаете, что может помешать, достичь какую-либо цель? Лень, нехватка времени, занятость, усталость, вредные привычки, невозможность отказать человеку, сказать «Нет!», когда тебе что-то предлагают.

Информационный материал.

Педагог: Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными. Иногда человек совсем не задумывается над тем, читать лежа — это вредная привычка, которая наносит серьезный вред здоровью. Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков.

Под воздействием табакокурения, алкоголя, наркотиков поражаются внутренние органы (сердце, легкие, желудок, сосуды, головной мозг).  Снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется и поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для собственной жизни и жизни окружающих. Также определённый вред здоровью и формированию личности человека наносит стремление часто играть в компьютерные игры, общение on-line. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого могут не успеть узнать в жизни.

А теперь мы с вами поиграем в игру, благодаря которой вы научитесь справляться с вредными привычками, которые могут помешать в приближении к своей цели.

Ролевая игра

Выбирается один человек, которому нужно достичь цель (она поставлена самим ребёнком в начале занятия). На доске написано слово «цель». Между подростком и целью стоят вредные привычки – дети, которые выполняют свою роль («наркотик», «сигарета», «пиво», «энергетические напитки», «компьютер», «беседа в аське»).  Подросток старается пробиться сквозь них к цели, но «вредные привычки» не дают это ему сделать. Каждая из «привычек» говорит от имени своей роли о том, как она будет мешать главному герою, а он должен придумать способ справиться с ней.


Обучающиеся слушают информацию, рассуждают о наличии или отсутствии у них вредных привычек и играют в ролевую игру.




Воспитанники получают карточки с перечислением вредных привычек и совместно с педагогом рассуждают, каким вредным привычкам были подвержены они и от каких привычек уже отказались.

Воспитанники играют в ролевую игру.

Динамическая пауза (3 мин.)

Цель: снятие напряжения, разрядка.

Педагог предлагает упражнения

Для глаз

1.Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

Для общего воздействия

1. И.п. - стойка ноги врозь, 1-руки назад. 2-3 -руки в стороны и вверх, встать на носки, 4-расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


2. И.п.- стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 - с поворотом туловища налево " удар " правой рукой вперед. 2 - и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать.

Для улучшения мозгового кровообращения

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 -круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3-4 - то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и.п.. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.


3. И.п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.




Воспитанники выполняют упражнение по инструкции



Воспитанники выполняют упражнение под контролем и с практической помощью педагога.

Основной этап-аналитико-практический (10 мин.)

Цель этапа: закрепление и применение новых знаний и способов действий.

Организует самостоятельную работу по наличию своих ценностей и написанием соответствующих целей.



Список моих ценностей

Цели

1.Дружба

Я буду обращать меньше внимания на недостатки моих друзей 

2.Семья, любовь, гордость, верность, здоровье, хобби, развлечения, дети, дом, творчество, карьера, деньги, свобода, саморазвитие, духовность, доброта, помощь другим итд.





Работают самостоятельно в рабочих тетрадях

• составляют список ценностей

• находят и записывают подходящую цель



Работают совместно с педагогом по карточкам на которых список различных ценностей, которые надо стрелками соотнести с целями




5. Заключительный этап. Рефлексия (3 мин.)

Цель этапа: оценка эффективности занятия, сопоставление результатов работы воспитанников с поставленной целью.

Упражнение "Встреча с собой через 10 лет"

(закрываем глаза и представляем)

Ребята, это упражнение поможет вам закрепить вашу цель и проверить, то ли это, чего вы хотите.

Закройте глаза. Давайте мысленно переведем часы на 10 лет вперед. Теперь мы в 2034 году. В вашей жизни многое изменилось. Сейчас вы в отпуске. Лето. Вы городе, где учились, может, приехали откуда-то, может здесь и живете. Идете по улице и встречаете одноклассника, которого не видели много лет. Между вами возникает оживленная беседа о том, что произошло за эти годы, чем занимаетесь. Чего вы добились, где работаете? Есть ли семья? Сколько зарабатываете? Какой у вас дом, и есть ли он вообще? ИТД.



Обсуждение.

Подводя итоги нашего занятия, хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями:

  • Что вам понравилось?

  • Что нового вы для себя узнали?

  • Как вам это поможет в вашей жизни?


Отвечают по очереди на вопросы. Выставляют себе оценки.

С помощью педагога отвечают на вопросы, ставят оценки