СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Монастыри Северной Фиваиды.

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

План- конспект урока об основных монастырях Северной Фиваиды

Просмотр содержимого документа
«Монастыри Северной Фиваиды.»

Выскребенцева Татьяна Ивановна


МОУ "Вейделевская СОШ Вейделевского района Белгородской области"


Тема: Монастыри Северной Фиваиды. Цель: продолжить знакомство с историей становления русских православных монастырей; закрепить знания об устройстве монастырей и монастырском уставе; Основные знания: Белозерский край, Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов монастырь, преподобные Кирилл и Ферапонт, Дионисий. Словарная работа: музей-заповедник, памятник архитектуры, отшельничество, скит, обитель, инок, пастырь, миряне.

Ход урока:


I. Организационный момент. II.Актуализация знаний. Монастырь – это особый мир. Любовь русского народа к монастырям известна давно. Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. С тех пор главное правило для монахов: «Трудись и молись». Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но встречаясь с монахами люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах и чтобы у простых мирян была возможность получить духовные советы.Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Возглавляет монастырь, правящий в области архиерей, епископ или архиепископ Но непосредственно самим монастырём управляет игумен или игуменья (если монастырь женский). В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом не просто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни, с особым благоговением и усердием исполнять возложенное на него послушание. . После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём,  они подают прошение о принятии их в монахи. Для этого существует специальный обряд,  называемый постриг. Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:

  1. Исполнение заповедей Господних;

  2. Добровольная нищета;

  3. Совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику. После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу. Торжественно на монаха надевают его новую одежду.

IV. Изложение нового материала . Просмотр презентации.

В ходе изложения нового материала и просмотра презентации учащиеся заполняют таблицу.

Название монастыря

Кем основан

Год 

снования

Главный храм

Чем известен монастырь












Северная Фиваида в прошлом.

Местность, о которой пойдет речь, назвал «Русской Фиваидой на Севере» религиозный писатель Андрей Муравьев – по аналогии с египетской пустыней, где селились когда-то основатели раннехристианского отшельничества. Поэтическое сравнение указывает прежде всего на многочисленность монастырей Белозерского края. На пространстве более 500 км, от Сергиевой лавры до Белоозера и далее, это была как бы одна сплошная область иноческая, усеянная скитами и пустынями отшельников.

         Начало Северной Фиваиде положили московские монахи, преподобные Кирилл и Ферапонт. В глухом лесистом краю они основали Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, ставшие вскоре очагами христианской культуры и центрами хозяйственной жизни Белозерья и Русского Севера.

Кроме Кириллова и Ферапонтова монастырей Русскую Фиваиду на Севере представляли известная аскетической замкнутостью и книгописанием Нилова пустынь на речке Соре, Горицкий монастырь на Шексне, слывший местом заточения знатных русских женщин, Новоезерский монастырь на маленьком острове и ряд мелких, исчезнувших в разные годы обителей и скитов.

Но не только обилие монашествующих отличало Северную Фиваиду от других уголков дореволюционной России. Городской уклад жизни был отмечен удивительным покоем. Местного торговца, ремесленника и крестьянина не покидало чувство уверенности в завтрашнем дне, желанием работать на себя, на своих детей и внуков.

Северная лавра.

Великая северная твердыня, Северная лавра так в прошлом называли один из самых значительных, наряду с Соловецким,  Кирилло-Белозерский монастырь. Родился Кирилл, основатель монастыря, в Москве  и духовный путь монаха проходил в Симоновом монастыре. В 1390 году занял здесь место настоятеля, но через семь лет ушел на Север и на берегу обширного Сиверского озера основал новый монастырь, посвященный Успению Богоматери.

К моменту основания Кирилло-Белозерского монастыря Кириллу исполнилось шестнадцать лет, что по меркам средневековья считалось почтенным возрастом. Обладая значительным жизненным опытом, он сумел очень скоро поставить свой монастырь как крепкое и быстро развивающее хозяйство. В 1427 году в обители было уже 50 монахов, была заведена хорошая библиотека, пополнявшаяся книгами, переписанными грамотными кирилловскими иноками. Владения монастыря постоянно приращивались земельными, лесными, речными и озерными угодьями, которые давали зерно рыбу   строительный лес. Хозяйственность Кирилла сочеталась в нем с потребностью наставлять свое «стадо» из иноков и мирян на путь истинный, и в своих письмах- посланиях и духовной грамоте он обнаруживает литературный дар.

Преподобный Кирилл умер в 1427 году, и в том же 15 веке причислен к лику общерусских святых. Похоронен он за стеною Успенского собора в своем монастыре. Позже над его могилой была выстроена  особая небольшая церковь и сооружена великолепная вызолоченная серебряная рака, хранящаяся теперь в музее Московского Кремля.

Главное сооружение  монастыря - Успенский храм. Облик храма со временем менялся, но неизменной оставалась фресковая роспись внутри. Цикл фресок повествует о жизни богородицы. Последний сюжет является прелюдией к апокалипсису. Обращение к теме конца мира характерно для русского человека второй половины 17 века. Нехорошие ожидания появились с началом  церковной реформы патриарха Никона и усилились в годы петровских преобразований, сопровождавшихся грубым насилием.  В храме хранилось большое количество икон, поскольку были свои иконописные мастерские. Середина 17 века ознаменована строительством грандиозных крепостных стен – Нового города. Революционные события начала 20 века резко изменили жизнь монастыря. В  1924 году он получил статус Кирилло-Белозерского монастыря-музея. В этот день была закончена опись его имущества, имеющего музейное значение. Впоследствии большая часть икон была изъята для музеев Москвы и Ленинграда.

Ферапонтов монастырь.

В отличие от великой северной твердыни монастырь преподобного Ферапонта, прячется среди лесов и озер, вдали от торговых и водных путей. Основатель монастыря, преподобный Ферапонт, в миру Федор(1337-1426) родился в подмосковном Волоколамске в семье дворян Поскочиных. В юном возрасте он был пострижен в монахи в московском Симоновом монастыре, а затем с другом Кириллом ушел на Север и в 1397 году они поселились в Кирилло-Белозерском монастыре. Через год Ферапонт расстался с Кириллом и в 19 верстах от него в 1398 году учредил собственный монастырь во имя Рождества Богородицы. Выстроенный в 15-17 веках на небольшой возвышенности между Бородавским и Паским озерами, Ферапонтов монастырь выделяется исключительной красотой местоположения, а его каменные здания и прежде всего соборная церковь с фресками Дионисия давно вошли в сокровищницу отечественного и мирового искусства. В 1408 году по просьбе белозерского князя Андрея Дмитриевича Ферапонт оставил свой монастырь и переселился в Можайск, близ которого основал монастырь Рождества Богородицы, названный впоследствии Лужецким. Скончался святой девяностолетним старцем и был погребен в соборе Лужецкого монастыря.

Главное сооружение Ферапонтова монастыря,  собор Рождества Богородицы, построен в 1490 году. Это второе по времени возникновения каменное сооружение Белозерья. Бесценная принадлежность собора – его стенопись. Все фрески были созданы великим Дионисием и его учениками. Сведений о Дионисии мало, есть запись о его работе в московском Успенском соборе, Пафнутье-Боровском и Иосифо-Волоколамском монастырях. Необыкновенно красочная палитра росписи великого мастера. Небесная лазурь, золотистая охра, белые и нежно-розовые,  голубые и травянисто-зеленые тона слиты воедино и наполняют всякого входящего в главный храм радостным, ликующим настроением, возносят его душу к свету вечной Истины. Мы видим фрески, которым 500 лет.

После революции 1917 года в монастыре был создан музей. В сентябре 1990 года Никонов храм предоставлен православной общине для богослужений, остальные постройки остались за музеем. Только так можно сберечь бесценные фрески.

Северная Фиваида сегодня.

Благословенные времена, увы, позади. Не встретишь ныне былого радушия местных жителей к приезжим. Люди живут текущим днем и личными интересами без ощущения коллективной заботы о полях и лесах. Окрестности славных  монастырей покорежены тяжелой техникой, чудесные панорамы изуродованы нелепыми сараями и ангарами,  захламлены свалками.  Каких-нибудь пятнадцать-двадцать лет назад, пока в Кириллов и Ферапонтово не провели  шоссе до областной Вологды, этот район считался совсем глухим углом. Добирались сюда по воде, да и то лишь до Кириллова, а в Ферапонтово шли пешком по разбитой проселочной дороге или тряслись на попутке, возившей почту.  Но время идет.

Большие и малые начальники дошли до понимания того, что старинные монастыри при соответствующей заботе могут стать источником процветания этих мест. Поток путешественников значительно прибавился, среди них много зарубежных туристов. Недавно в Ферапонтове отмечали 500-летие собора Рождества Богородицы, расписанного Дионисием. К этому событию была приурочена научная конференция. Приехали не менее ста специалистов из Москвы Петербурга, Вологды и других городов. Специалисты и общественное мнение признало за Северной Фиваидой ее исключительное значение для всей русской культуры.

Задание на дом:

1. стр.158-161

2.Подготовить рассказ об одном из монастырей, который расположен в твоем городе (районе, области). Закончить рассказ современным состоянием обители.