Пояснительная записка
В целях совершенствования работы по укреплению здоровья населения и улучшению физического развития детей, подростков и молодежи согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» Министерству здравоохранения Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и Министерству образования Российской Федерации необходимо обеспечить проведение мониторинга состояния физического здоровья, физического развития детей, подростков.
Мониторинг физического воспитания – это система сбора, обработки, педагогической интерпретации и хранения информации о процессах обучения и физического развития школьника, обеспечивающий непрерывное отслеживание его физического состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития.
Цель мониторинга - отслеживать динамики показателей физического развития и физической подготовленности учащихся разных возрастных групп и могут быть использованы как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в том числе за счёт профилактики заболеваний. Полученные результаты дают возможность учителю осуществлять индивидуальный подхода к физическому воспитанию учащихся и сохранения здоровья каждого.
Задачи мониторинга:
выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья учащихся и воздействием факторов среды в учебном заведении;
формирование в образовательном учреждении информационного фонда о состоянии физического здоровья учащихся;
подготовка решений, направленных на укрепление физического здоровья учащихся в образовательном учреждении, и их реализация;
информирование всех субъектов образовательного процесса (прежде всего - процесса физического воспитания) о результатах, полученных в ходе мониторинга;
Составной частью мониторинга является методика оценки физического развития и физической подготовленности учащихся, основу которой составляет тестирование. Применение тестирования в учебном процессе по физической культуре позволяет:
1) оперативно провести текущую или итоговую проверку и оценить каждого ученика;
2) проверить значительно больший объем усвоенных знаний и дать объективную оценку знаний учащихся;
3) обеспечить высокую точность измерений за счет дифференцированных шкал оценок;
4) осуществлять сбор, обработку и хранение информации.
При этом тесты должны быть разносторонними и системными, что будет способствовать поддержанию и повышению интереса учащихся к оценке собственного здоровья и отслеживанию динамики его показателей. По результатам фактических измерений в соответствии с методикой исследования выполняется расчет индивидуальных показателей физического развития, физической подготовленности и функциональной подготовленности каждого учащегося, что может составить индивидуальную карту физического здоровья школьника.
На основе результатов тестирования можно:
– сравнивать подготовленность, как отдельных учащихся, так и целых групп учеников, проживающих в разных регионах страны;
– проводить соответствующий отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях;
– выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий;
Исходя с выше сказанного задачи тестирования сводятся к следующему:
• стимулировать учащихся к дальнейшему улучшению своего физического состояния (физической формы);
• знать не столько исходный уровень развития двигательных способностей, сколько его изменение за определенный период времени;
• стимулировать учащихся, добившихся повышения личных результатов.
Определение уровня физического развития детей.
Физическое развитие– это важнейший индикатор здоровья детей и взрослых, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни. По показателям физического развития, определяют телосложение по размеру тела и их пропорциям, судят о дефиците массы тела или избыточном весе и их динамике, развитии грудной клетке по разнице замеров её окружности на вдохе и выдохе и соответствии этих показателей возрасту испытуемого.
Исследования проводятся с использованием антропометрических методик:
Соматометрических – длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной клетки;
Физиометрических - жизненная емкость легких (ЖЕЛ),
Стоматоскопических – вид осанки
Оценивая показатели физического развития, используют стандарты, разработанные для различных возрастных групп школьников и специальные таблицы.
Физическое развитие оценивают по трехбалльной системе:
0 баллов -очень плохо (низкий уровень),
1 балла - плохо (ниже среднего уровня),
2 балла - среднее (средний уровень),
3 баллов - отлично(высокий уровень).
Основываясь на результаты исследования можно определить отклонения физического развития учащихся и подобрать соответствующие физические упражнения для их коррекции.
Характеристика физических качеств.
Сила-способность человека преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий. Собственно силовые способности проявляются в движении (динамическая сила) и в напряжении изометрического типа (статическая сила). Статическая сила характеризуется двумя его особенностями: активная статическая сила и пассивная статическая сила. Соединения с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. И они проявляются в быстроте простой и сложной реакции, в скорости одиночного движения, в максимальной частоте движений в различных суставах и в скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях (бег на короткие дистанции).
Выносливость – способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Различают общую и специальную выносливость.
Гибкость – способность выполнять движения с большей амплитудой. По форме проявления различают гибкость активную и пассивную. По способу проявления гибкости подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, статическая - в позах.
Двигательно-координационные способности в физическом воспитании связывают с понятием ловкости – способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи, в изменяющихся условиях.
Физическая подготовленность.
Обычно используют следующие обязательные простейшие тесты, отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств:
1) скоростных (бег 60 м);
2) координационных (бег 3*10 м, прыжки через скакалку);
3) скоростно-силовых (прыжок в длину с места, подъем туловища за 30 сек.);
4) силовых (подтягивание, отжимание);
5) выносливости ( 6 минутный бег );
6) гибкости (наклон туловища вперед характеризует способность гибкости в позвоночном столбе). Данное качество характеризует функциональные возможности опорно-двигательного аппарата, степень подвижности его звеньев и определяется максимальной амплитудой движений при наклоне вперед из положения стоя (ноги прямые) путем замера линейкой расстояния от опоры до кончиков пальцев рук, опущенных вниз. Если они ниже опоры, гибкость положительная (+), если выше опоры – отрицательная (–). Замер гибкости можно осуществлять из положения сидя. Различают гибкость активную, когда движения выполняются за счет мышечных сокращений, и пассивную, когда движения выполняются с помощью отягощений.
Дополнительно с помощью простейших упражнений можно оценить прыгучесть (проба Абалакова).
Выполнение этих тестовых упражнений характеризует исходный уровень развития и контролирует успешность совершенствования физических качеств в течение каждого учебного года.
Данные измерения проводятся два раза в год: сентябрь-октябрь и апрель - май.
Физические качества | Физические упражнения |
| |
Скоростные | Бег на 60 м (сек.) |
Координационных | Прыжки через скакалку за 1 м. (раз) |
Челночный бег 3x10 м (сек.) |
Скоростно-силовых | Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой за 30 сек. (раз) |
| Прыжок в длину с места (см) |
Силовых | Подтягивание туловища из виса на руках |
| Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз) за 30 с |
Выносливость | 6 минутный бег |
Гибкость | Наклон туловища вперед из положении сидя |
Вывод:
Мониторинг физического воспитания – это система сбора, обработки, педагогической интерпретации и хранения информации о процессах обучения и физического развития школьника, обеспечивающий непрерывное отслеживание его физического состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития.
Результаты комплексных мониторинговых исследований, позволяют отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности учащихся разных возрастных групп и могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в том числе за счёт профилактики заболеваний. Полученные результаты дают возможность учителю осуществлять индивидуальный подхода к физическому воспитанию учащихся, а так же поиска путей оптимизации учебного процесса и сохранения здоровья каждого.
Рекомендуемая литература
1. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика. – М.: Советский спорт, 2005.
2. Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях. – М.: Советский спорт, 2007.
3. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности // Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006. – С. 208.
4. Проект федерального компонента Государственного образовательного стандарта (части 1 и 2) МО РФ. – М., 2002.
Приложение№1.
Титульный лист к карте тестирования показателей здоровья.
Общеобразовательное учреждение:
Директор:
Ответственный за тестирование:
Учитель физкультуры:
Медицинский работник:
№ | класс | классный руководитель | учитель физкультуры |
1 | 2 класс | Карнаущенко Н.Б. | Морозова Г.И. |
2 | 3 класс | Малышева Г.В. | Морозова Г.И. |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение №2
Карта тестирования показателей здоровья в баллах.
Физические качества | Физические упражнения | Баллы | Показатели оценки тестирования |
Скоростные | Бег на 60 м | 0 | -не ориентируется в понятиях « старт, финиш, марш»; - во время бега может самовольно прекратить движения; |
1 | - дистанцию проходит в медленном темпе |
2 | - обучающий стартует строго по сигналу «марш» выполняя стартовый разгон; - дистанцию проходит в среднем темпе; - финиширование выполняет на отрезке за 100 м до финиша |
3 | - обучающий стартует строго по сигналу «марш» выполняя стартовый разгон; - дистанцию проходит за короткий отрезок времени; - финиширование выполняет на отрезке за 100 м до финиша |
Координационные | Прыжки через скакалку за 30 сек. (раз) | 0 | - не владеет техникой выполнения упражнения |
1 | - выполняет прыжки в медленном темпе с определенной остановкой после каждого прыжка; - наблюдается не соответствие движений рук и ног; - приземляется на всю стопу; |
2 | -выполняет упражнение технически правильно но в медленном темпе; - прыжки длительностью до 1 минуты |
3 | - упражнение выполняется технически правильно в быстром темпе; - прыжки до 1 минуты с количеством прыжков 120 и выше; |
Челночный бег 3x10 м (сек.) | 0 | |
1 | |
2 | |
3 | |
Скоростно-силовых | Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой за 30 сек. (раз) | 0 | - техника выполнения соблюдается; - упражнения выполняется с помощью учителя; |
1 | - техника выполнения соблюдается; - упражнения выполняется самостоятельно, но количество подъемов не превышает 10 раз за один подход; |
2 | - техника выполнения соблюдается; - упражнения выполняется самостоятельно, но количество подъемов не превышает 30 раз за один подход; |
3 | упражнение выполняется б быстром темпе и количество подходов не меньше чем 25 за 30 с |
| Прыжок в длину с места (см) | 0 | -не владеет приемом отталкивания и приземлением |
1 | - прыжок выполняется технически правильно, но длинна, не превышает 1метра. |
2 | - прыжок выполняется технически правильно, но длинна, не превышает 1м20 |
3 | - прыжок выполняется технически правильно, длинна в соответствии с возрастными нормами. |
Силовые | Подтягивание туловища из виса на руках | 0 | - удерживает свое тело в висе на руках |
1 | - технично правильно выполнять подъем туловища(фат сверху, угол разгиба в локтевом суставе 90*, подбородок доходит выше перекладины, ноги вместе); - выполняется упражнения с помощью учителя; |
2 | - технично правильно выполнять подъем туловища(фат сверху, угол разгиба в локтевом суставе 90*, подбородок доходит выше перекладины, ноги вместе); - выполнения упражнения от 2 раз; |
3 | - технично правильно выполнять подъем туловища(фат сверху, угол разгиба в локтевом суставе 90*, подбородок доходит выше перекладины, ноги вместе); - выполнение упражнения по нормам соответственно возрасту |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз) за 30 с | 0 | - не сгибает руки в локтях; - удерживает тело в горизонтальном положении(статически) |
1 | -выполняет упражнение технически верно; -кол-во жимов не превышает 2 |
2 | выполняет упражнение технически верно; -кол-во жимов не соответствует нормам в данном классе |
3 | - удерживает тело в горизонтальном положении(держит статику); - сгибание рук происходит под прямым углом; - возрастные нормативы выполняются; |
Выносливость | 6 минутный бег | 0 | - бег чередуется с ходьбой, но преобладает ходьба |
1 | - бег чередуется с ходьбой, но преобладает бег |
2 | - бег выполняется в медленном темпе |
3 | - бег проходит в темпе выше среднего; - ускорение на финише начинать на отрезке 200-300 м. |
Гибкость | Наклон туловища вперед из положении стоя ноги вместе. | 0 | - выполняется упражнение с большей амплитудой, руки касаются коленного сустава; |
1 | -выполняется упражнение с большей амплитудой, руки обхватывают самую узкую часть ноги(голеностоп); |
2 | -выполняется упр. без амплитуды, спокойно дотягиваясь пальцами рук до пола |
3 | -выполняется упр. без амплитуды, спокойно касаясь ладонями рук до пола |