В своей педагогической практике мы столкнулись с проблемой угасания
интереса к образовательной деятельности у детей, особенно сейчас, в мире современных технологий, где увлечение дошкольников наиболее доступными экранными видами искусства не всегда соотносится со стремлением к познанию искусства в особенности изобразительного.
Изучение мотивации к художественно-творческой деятельности дошкольников находится в центре размышлений и молодых, и опытных педагогов, так как это - необходимое основание для художественного развития детей. А успех в учебной деятельности — это основа качественного обучения и развития личности. Ведь еще В.А Сухомлинский писал: «Успех в учении — единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
Ситуация успеха не только стимулирует образовательную деятельность, а в нашем случае творческую, но и дает уверенность ребенку в свои возможности, открывает новые горизонты для развития личности и формирования «Я-концепции».
Второй год с воспитанниками нашей группы мы применяем технологию «правополушарное рисование».
Правое полушарие мозга отвечает за воображение, творчество, а левое — за логику, рациональность. Полушарное творчество активирует правую часть мозга, развивает фантазию.
Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствуют в ребенке. Дети учатся чувствовать краски, кисти. Рисуя руками, они полностью отдаются процессу рисования.
Метод правополушарного рисования позволяет:
- проявить индивидуальность,
- упрощает творческий процесс,
- отключает анализ деятельности,
- избавляет от внутренних преград,
- обрести внутреннюю гармонию,
- раскрывает творческие способности.
Так у дошкольников занятия правополушарным рисованием повышают интерес к образовательной деятельности, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды. Огромным плюсом данной технологии является то, что ребенок находит нестандартные решения для осуществления намеченного. Повышается самооценка. Живопись — это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, ребенок демонстрирует свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе.
В своей практике мы используем основной способ формирования успешности на занятиях - индивидуальный подход к воспитанникам, он предполагает активный познавательный процесс, в котором проявляются умственные силы воспитанника, его творческий потенциал, моральные, волевые качества.
Для достижения успешности ребенка мы создаем такие педагогические условия, как:
адекватное принятие воспитанника таким, каков он есть;
наша уверенность в возможностях и способностях каждого ребенка;
искренность и открытость педагога своим собственным мыслям и переживаниям, способность искренне выражать и транслировать их в межличностном общении с детьми.
В нашей группе создана атмосфера эмоционального комфорта, что является немаловажным условием для успешного процесса творчества.
Наличие нашей уютной группы, оборудованной современными техническими средствами и всем необходимым для творчества, выставки рисунков и дипломов достижений, обучающихся несут в себе важную психологическую составляющую в создании атмосферы успешного обучения.
К.Д. Ушинский писал: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении — это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, выражает личное отношение к тому, что удается и не удается только успех поддерживает интерес ребенка учению».
Подводя итог, необходимо отметить, что для раскрытия творческого потенциала и самоутверждения личности ребёнка, важен успех, который не всегда приходит быстро. Важно день за днем, в личной беседе, следуя педагогическим принципам и методам, давать возможность ребенку увидеть новые горизонты в развитии своей творческой личности, и именно такая технология как «правополушарное рисование» помогает нам в этом.