Мотивационная картина моей учебной рабочей программы
Гапонова С.И., преподаватель дисциплины «химия»
ГБПОУ «Торопецкий колледж»
В преподавательской деятельности неутомимая работа происходит в мотивации обучающихся к учебной деятельности. Трудно себе представить студентов с отличными или даже просто хорошими успехами в учёбе и производящих свои действия без чётко поставленной учебной цели и желания её достичь. Мотивация – это внутренний импульс, побуждение к действию, которое помогает нам доводить начатое до конца. Она находится в основе практически любого действия, продвигает и направляет это действие.
Почему так важно поддерживать у детей мотивацию к учебе? Причины следующие: мотивация увеличивает усилия и настойчивость в выполнении задач; дает «зелёный свет» инициативности; улучшает когнитивные способности; повышает общую производительность.
Как же настроить мотивацию студенческой группы, чтобы она стала нам чётким помощником в выполнении учебной программы?
Давайте рассмотрим причины по которым подростки учатся. Вот некоторые конкретные ответы самих студентов: потому что так надо; родители заставляют; интересен сам процесс обучения; для того чтобы впоследствии выбрать профессию; чтобы умным стать; чтобы пообщаться со сверстниками... и т.д..
Мы знаем, что любая деятельность – это способ действия получить объект или результат своей собственной потребности. Разные люди различные потребности, следовательно, различные объекты. На деятельность влияет как внутренняя, так и внешняя мотивация. Под внутренней мотивацией мы подразумеваем «я хочу». Внутренняя мотивация является ярким проявлением «позитивного потенциала человеческой природы, которая представляет собой врожденную тенденцию стремиться к новизне и сложным задачам, расширять и упражнять свои способности, исследовать и учиться»1. Внешняя зависит от внешних обстоятельств, а именно от того, насколько действия поощряются окружающими. Внешняя мотивация появляется, когда студент хочет выполнить задачу под воздействием внешних факторов, таких как награды или наказания. Тем не менее, было обнаружено, что наказания приносят больше вреда, чем пользы, а награды и поощрения могут формировать опасную зависимость. Поэтому, лучше всего действовать, постепенно уменьшая награды и ориентируясь на развитие внутренней мотивации учащихся. При чём как на внутреннюю, так и на внешнюю мотивации влияет возрастной фактор.
Важность мотивации: мотивация – это двигатель, который управляет нашим миром.
Как я повышаю мотивацию обучающихся к учебе на своих уроках?
Считаю, что взаимодействие между учителем и учеником является более важным для процесса обучения, чем структурные факторы, такие, как учебные материалы или размер аудитории. Согласно исследованию, проведенному в Университете Восточной Финляндии2 созданная учителем позитивная и тёплая атмосфера на занятиях повышает мотивацию ребенка к учёбе со стороны их сверстников.
Демонстрируя позитивное отношение и настроение, выстраиваю гармоничные отношения с учениками. Проявляю к ним внимание и показываю, что мне не безразличны как они сами, так и процесс обучения. Никогда не смеюсь над ними, если они чего-то не знают или не понимают. Показываю себя чуткой и понимающей по отношению к ученикам. Использую юмор только в позитивном ключе.
Я очень ценю приложенные ими усилия для освоения учебного материала. Ведь гораздо важнее оценить приложенные усилия, чем конечный продукт. Если больше ценить результаты, дети будут сосредоточены лишь на достижении результата, забывая о том, что высокие результаты достигаются благодаря приложенным усилиям. Кроме того, часто результат может зависеть и от других факторов, например, от удачи или случайности.
Поощряю вовлечение детей в учебный процесс. Если студенты чувствуют, что они полезны, и несут ответственность, они становятся гораздо более мотивироваными.
Использую стимулы. Как было сказано ранее, очень важно поощрять и вознаграждать приложенные усилия, тем не менее, обучающиеся нуждаются в ощутимых наградах за хороший результат. Дети, как правило, не осознают, какие преимущества в долгосрочной перспективе им даёт хорошая успеваемость и полученные знания, они предпочитают получать вознаграждение незамедлительно. Стимулы мотивируют их работать и стремиться к достижению поставленной цели.
Оптимальным вариантом бывает постепенное сокращение количества материальных вознаграждений и их замена на социальными: похвалой, улыбкой, словом ободрения.
Делаю свою деятельность разнообразной.
Неутомимо объясняю «Для чего мне всё это нужно?»
Часто мы теряем мотивацию, когда не знаем, какую пользу могут принести получаемые знания в «реальном» мире. Поэтому так важно подчеркивать практическое значение нового материала для учащихся.
Помогаю студентам преодолеть тревожность. Многим трудно сохранить мотивацию к учёбе, потому что они имеют высокий уровень тревожности, страх неудачи и не достижения желаемых результатов. Как стимулирую мотивацию? Делюсь с ними спокойствием, учу их видеть в неудачах не только негативное. Ошибки учат нас узнать больше и лучше, и помогают понять, что мы не должны делать.
Учу обучающихся мотивировать себя самостоятельно. Важно уметь находить свою собственную мотивацию и управлять ею. Как стимулирую мотивацию в этом случае? Помогаю ученикам находить причины, по которым для них могут быть полезны получаемые знания. Возможно, с новыми знаниями они смогут лучше понимать окружающую среду?
Выбирая методы работы на уроке мы понимаем, что за каждым нашим объектом оценки стоит реальная потребность обучающегося, следовательно, выбираем соответствующие задания, прогнозируя при этом способ оценки исходя из личностных особенностей наших обучающихся.
При разработке учебной программы и каждого урока учитываю фундаментальные потребности обучающихся в компетентности и в автономности. Под автономностью понимаются условия для выбора задания. Ощущение, что учащийся сам контролирует свои действия и имеет возможность выбора, создаёт связанность с другими и ощущение сплочённости в группе; чувство приобщённости к общему делу и уверенность в себе.
Список литературы
1. Ryan R., Deci E. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development,and well-being // Amer. Psychol. 2000. V. 55.P. 68–78.
2. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0361476X14000344
1 Ryan R., Deci E. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development,and well-being // Amer. Psychol. 2000. V. 55.P. 68–78.
2 https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0361476X14000344