Нетрадиционные техники рисования в изображении образов природы
Автор: Богатко Надежда Михайловна , воспитатель
МБДОУ д/сад «Лесная Сказка» г. Десногорск.
Смоленской области
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа природы в творческой работе,
чтобы у детей не создавалось шаблона .
Актуальность проблемы:
Рисование ладошкой
Возраст от 2х лет
Средства выразительности:
пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается .
Рисование ладошкой и пальчиками
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности:
пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается .
Оттиск поролоном
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности :
пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск мятой бумагой
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности:
пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Отпечатки листьев
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Отпечаток геометрическими фигурами (картон)
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, печати из плотного картона различных геометрических форм, гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает печать красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новая печать. Мелкие детали дорисовываются кистью., создаём страну «Геометрику».
Черный фломастер, размытый водой
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, чёрные фломастеры, кисти, вода.
Способ получения изображения: ребенок рисует по замыслу любой рисунок черным фломастером. Затем аккуратно размывает водой по контуру рисунка. Мелкие детали дорисовываются кистью. Рисунок получается похожим на графический
Акварель + восковые мелки
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности:
цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые карандаши, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения:
ребенок рисует восковыми карандашами на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок восковыми карандашами остается незакрашенным.
Использование трафарета с дорисовыванием.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, трафареты, кисти, гуашь
акварель, вода.
Способ получения изображения: ребенок прорисовывает по замыслу любой рисунок по трафарету заполняя его нужной краской. Мелкие детали дорисовываются кистью.
Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского сада
- оттиск поролоном
- оттиск печатками из ластика, листьев
- восковые мелки + акварель
- свеча +акварель
- рисование мятой бумагой
- монотипия предметная
Младшая группа (2-4 года)
- рисование жесткой полусухой кистью
- пальчиком
- рисование ладошкой
- рисование ватной палочкой
- печатками из картофеля
- оттиск пробкой
Старшая и подготовительная группа (5-7 лет)
- монотипия пейзажная
- рисование зубной щеткой
- расчесывание краски
- набрызг
- воздушные фломастеры
- кляксография с трубочкой
- фотокопия – рисование свечой
- граттаж черно- белый, цветной
- рисование нитками
- рисование солью, рисование песком
Диагностика работы кружка «Юный художник» в средней группе
Начало года
Конец года
Диагностика работы кружка «Юный художник» в старшей группе
Начало года
Конец года
Диагностика работы кружка «Юный художник» в подготовительной группе
Начало года
Конец года
Рекомендации педагогам
- используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;
- в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;
- повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения .
Рекомендации родителям
- материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;
- знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать;
- не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием;
хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален
Спасибо за внимание