6 класс
Тема: Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.
Цели: продолжить знакомство с инструментами струнно-смычковой группы симфонического оркестра.
Музыкальный материал:
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Работа по теме урока.
Можно начать уроки с народных наигрышей, узнать инструмент
На этом уроке мы продолжаем разговор об музыкальных инструментах, но о тех которые звучат в концертном зале.
Читаем текст на с. 74 (разворот «Музыкальные инструменты»). Вспоминаем басню И. Крылова «Квартет».
«Квартет» – это произведение 4-х исполнителей (кварта – от лат. quarta – четвёртая) - вокалистов или инструментов. Наибольшее распространение получил жанр струнного квартета, в состав которого входили две скрипки, альт, виолончель.
Пропеваем главную тему в опоре на нотную запись (с. 75). Определить её песенное начало, лирический характер мелодии, украшение «узорами» (мелизмами), мажорная окраска. В пении добиваться непрерывно льющейся мелодии, т.е. петь legato – связно, напевно.
Слушаем. Мечтательный характер пьеса послужил поводом для её названия – ноктюрн, что в переводе с французского означает ночной. Обращаем внимание на развитие образа – от спокойного созерцательного, до взволнованного, эмоционально насыщенного. Прослеживаем за «переходами» повторяющейся темы от одного инструмента к другому, за их сочетанием.
Какие картины природы, и какие воспоминания могли вызвать в сознании русского композитора Александра Порфирьевича Бородина образы этой музыки (тёплая лунная ночь, звёздное небо, воспоминания о дорогом человеке и т.п.). Слушаем ещё раз и играем на воображаемых инструментах, передаём в жестах руки – смычка фразировку, динамику, темп. (Подсказать разницу в постановке руки со смычком, играющей на скрипке и на виолончели).
Почему на развороте помещены картины «Деревенские музыканты», «Скрипка»? Как их содержание связано с музыкой, которая звучит на уроке?
Предлагаем познакомиться с ещё одним произведением, написанным для инструмента струнно-смычковой группы – виолончели.
Вариации на тему «рококо». Какие слова в этом названии знакомы?
- Вариации (на прошлом уроке звучали вариации на тему русской народной песни «Светит месяц»).
Тема – это мелодия, в которой заключена главная мысль музыкального сочинения (можно вспомнить темы знакомых произведений (спеть) – «Утро», «Рассвет на Москве реке», хор «Вставайте люди русские».
Рококо – читаем текст на с. 77, рассматриваем изображение зрительного зала в стиле рококо (с. 76).
Учим главную тему (с. 77). Следует подчеркнуть грациозный, изящный характер, используя штрих staccato (от итал. – отрывисто).
Перед слушанием нацеливаем на то, что тема будет повторяться и звучать то песенно, то танцевально, то маршево. Как будут меняться средства музыкального языка – мелодии, ритм, тембры, регистры. Как будет звучать виолончель.
Сравниваем мелодию вариаций с мелодией известной детям песни «Уж как по мосту мосточку», которую композитор включил в оперу «Евгений Онегин» для изображения сцен из народной жизни.
- В этих чудесных превращениях и тех же интонаций заключается таинство музыки.
Следует подчеркнуть русский характер вариаций Чайковского.
Продолжаем работу над песнями предыдущего урока.
Если в классе есть ученики, которые обучаются игре на скрипке, можно предложить им исполнить вступление или заключение к песне или сыграть несколько пьес из своего репертуара.
IV. Итог урока.
- Что такое квартет?
- Что значит музыка в стиле рококо?
V. Домашнее задание.
Повторить изученные песни.