СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальная гостиная «Гений русской музыки С.В. Рахманинов»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий, посвящённый 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова в форме Музыкальной гостиной «Гений русской музыки»

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная гостиная «Гений русской музыки С.В. Рахманинов»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Чановская детская школа искусств»











Сценарий, посвящённый 150-летию со дня рождения

Сергея Васильевича Рахманинова в форме Музыкальной гостиной

«Гений русской музыки»










Подготовила: Павленко Ирина


Викторовна, преподаватель


теоретических дисциплин











р.п. Чаны, 2024



Сценарий, посвящённый 150-летию со дня рождения

Сергея Васильевича Рахманинова в форме Музыкальной гостиной

«Гений русской музыки»


Дата проведения: 3 апреля 2023 г.

Начало: в 16.00

Слайд 1 (до мероприятия).

Слайд 2. Трек 01. (музыкальный фон «Вокализ»)

Слова на слайде: «Музыка должна прежде всего вызывать к себе любовь. Она должна исходить от сердца и должна быть обращена к сердцу, иначе нет надежды на то, что она получит длительную жизнь», - С.В.Рахманинов

Преподаватель: Здравствуйте, друзья! Я рада приветствовать вас на творческом вечере, который пройдет в форме музыкальной гостиной. А говорить мы будем сегодня о творчестве С.В.Рахманинова.

Сергей Васильевич Рахманинов был равно велик в 3 ипостасях: композитора, пианиста, дирижера. Редко, когда природа с такой щедростью одаривала одного человека. Но безмерно одаренный, прославленный, богатый, счастливый в семейной жизни человек, Рахманинов был фигурой трагической.

Звучит фоновая музыка во время рассказа.

Слайд 3.

Преподаватель: Прошло уже 150 лет, а музыка Сергея Васильевича до сих очень ценная. Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в селе Онег недалеко от Новгорода. Он родился в дворянской семье. Отец композитора Василий Аркадьевич происходил из дворян Тамбовской губернии и был музыкально одарённым человеком, но музицировал только любительски. Дед был композитором, но отец и дед выбрали стезю военных.

Слайд 4.

У Василия Аркадьевича и Любови Петровны было шестеро детей: Елена, Владимир, Сергей, Софья, Варвара и Аркадий. Сергей Васильевич был четвёртым ребёнком в семье.

Слайд 5.

Интерес Сергея Васильевича к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано в 5 лет дала ему мама- Любовь Петровна, затем была приглашена учительница музыки А.Д. Орнатская. В 7 лет Сергей вместе с дедом играл произведения Бетховена и Шуберта. В эти же 7 лет, семья переезжает в Петербург. В 9 лет Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории.

Слайд 6.

У Рахманинова был двоюродный брат - известный пианист, дирижёр, ученик самого Листа - Александр Ильич Зилоти, в 25 лет ставший профессором Московской консерватории.

Еще в детстве Зилоти по просьбе матери Серёжи прослушал игру своего 12-ти летнего брата – шалуна и непоседы, учившегося не совсем прилежно в Петербургской консерватории. Для него были скучными упражнения, он предпочитал быстрый лед катка и новгородскую усадьбу бабушки.

Трек 02. (музыкальный фон. Романс «Весенние воды»)


Слайд 7.

Весной 1885 года встал вопрос об исключении из консерватории нерадивого ученика Сергея Рахманинова. И тогда, в его судьбу вмешался двоюродный брат - Александр Зилоти, именно он определил Сергея в Москву к профессору Звереву, державшему бесплатный пансион для одаренных и малоимущих консерваторских учеников.

Так в 1885 году Рахманинов переехал в Москву, в пансион и одновременно был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории по классу профессора Зверева.

Давайте послушаем, как описывают учебу у Николая Сергеевича Зверева в литературных источниках:

Ученица (подготовившая доклад):

Николай Сергеевич Зверев был выдающимся музыкальным учителем-воспитателем. Он давал своим ученикам, с которыми занимался на младшем отделении, прочные основы безупречного пианистического и музыкантского профессионализма. Зверев воспитывал в рамках строжайшей дисциплины, его класс считался школой трудового воспитания. Начинать играть нужно было в шесть часов утра. Занимались по очереди, слушая друг друга.

Если вначале Рахманинов не был особенно хорошо подготовлен технически, то спустя три года он с блеском исполнял сложные произведения, требовавшие разносторонне развитого пианизма.

Слайд 8.

Учил и содержал своих воспитанников Зверев совершенно бесплатно. Летом он вывозил их на дачу, в Крым, на Кавказ.

Обязательным было посещение оперных спектаклей и ансамблевое музицирование, в том числе на нескольких роялях. Зверев приучал учеников к ансамблевому исполнению, давал им играть в восемь рук симфоническую музыку. Причем играли наизусть целые симфонии гостям-музыкантам, которые приходили к Звереву.

Четыре года провёл Рахманинов в пансионе Зверева. Здесь же в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому. Рахманинов считал его гением музыки.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в фортепианном классе, а спустя год под руководством С.И. Танеева и А.С. Аренского начал изучать композицию.


Преподаватель: В 17 лет Рахманинов очень сильно ссорится со Зверевым и уходит с пансиона в семью Сатиных: Александра Александровича и Варвары Аркадьевны (тетки по отцу), которые зимой жили в Москве на Арбате, а лето проводили в Тамбовском имении, Ивановке.


Слайд 9.

Племяннику выделяется комната для занятий и он постепенно становится членом этой семьи. Дети Сатиных – братья Саша и Володя и сестры - Наташа и Соня быстро подружились с Сергеем.

В возрасте 19 лет Рахманинов с большой золотой медалью окончил консерваторию как пианист и как композитор. Уже в консерватории он получил известность среди московской публики. До сих пор он считается самым одаренным учеником. Во время обучения в консерватории им уже были написаны Первый фортепианный концерт, ряд романсов и пьесы для фортепиано.

Слайд 10.

Дипломной работой стала первая опера Рахманинова — «Алеко», написанная по произведению А.С. Пушкина «Цыганы» за 3 недели. Опера очень понравилась П.И. Чайковскому и по его настоянию была поставлена в Большом театре.

В возрасте 20 лет у него начались проблемы с деньгами.

Слайд 11.

Концертные выступления случались редко, поэтому Рахманинов начал давать частные уроки, которые, впрочем, очень не любил. Преподавал теорию музыки в Мариинском женском училище и Елизаветинском институте.


Трек 03. (музыкальный фон. Романс «Не пой красавица»)


Слайд 12.

Преподаватель: В возрасте 22-х лет, Рахманинов написал свою первую симфонию – первое своё значительное произведение. О симфонии нам расскажет ученица музыкального отделения, подготовившая сообщение.

Ученица:

Сергей Васильевич Рахманинов работал над Первой симфонией с большим интересом и увлечением. С волнением ждал первого исполнения. Симфония, на которую автор возлагал большие надежды, была неудачно исполнена А.К. Глазуновым 15 марта 1897 года в Петербурге и потерпела полный провал.

Композитора постигло горькое разочарование. Причина - в неудачном исполнении, и в больших недостатках самой симфонии. Во время исполнения Рахманинов, взобравшись за кулисами на пожарную лестницу, часто затыкал себе уши, чтобы не слышать собственного произведения. Критики написали о ней, что «если бы в аду была консерватория, она привела бы в восторг обитателей ада…». Для композитора это было страшным ударом.

Рецензии были уничтожающими, издевательскими. Причиной такой критики была непонятность, необычность. Сам композитор говорил, что она новая, а значит ее нужно сыграть по точнейшим указаниям автора.

Рахманинов уничтожил партитуру симфонии.

К счастью, один экземпляр сохранился. Его обнаружил в наше время Александр Гаук. Он восстановил, издал и исполнил Первую симфонию. И обнаружилась прекрасная музыка. Но Сергей Васильевич не мог заглянуть в наше время. Он оплатил свой симфонический дебют нервным срывом и последующей долгой депрессией.

В Москву Рахманинов вернулся расстроенным, подавленным. Целыми днями, молча, лежал, никак не реагируя на уговоры и убеждения родных и близких. Рахманинов потерял веру в себя, в свой талант, он был уничтожен, жить не хотелось.


Слайд 13.

В это время в его судьбе появляется человек, который буквально вырвал его из лап смерти, вылечил его израненную душу, вернул к нормальному психическому состоянию. Заставил вновь поверить в себя. Этим человеком был врач-гипнотезер, лечивший Рахманинова, сам прекрасно владевший игрой на фортепиано. Звали его – Николай Владимирович Даль – сын создателя толкового словаря.

Слайд 14.

Преподаватель: Результатом общения было новое большое сочинение композитора в 1901 году, после творческого кризиса - «Второй концерт для фортепиано с оркестром». Вдохновлённая поэма человеческих чувств, «гениальная поэма о Родине»

На титульном листе было написано, что это произведение автор посвящает Н.В.Далю. Это благодарность за помощь в самые трудные минуты жизни.

Отрывок из Второго концерта для ф-но с оркестром прозвучит в исполнении Дениса Мацуева в сопровождении оркестра под управлением Валерия Гергиева.

Слушаем отрывок из 2 концерта (до 03.02)

Видео


Трек 04. (музыкальный фон. «Второй фортепианный концерт»)


Слайд 15.

Преподаватель: Осенью 1897 года, в 24 года, Рахманинов, по приглашению Саввы Ивановича Мамонтова, становится дирижёром Московской русской частной оперы, где успел внести заметный творческий вклад и прославился как дирижёр. Там же его другом стал Фёдор Шаляпин. Проработав всего 1 год, Рахманинов решил покинуть театр, чтобы сосредоточиться только на композиции.

Слайд 16.

В 1902 г. (29 лет) Рахманинов женится на своей двоюродной сестре Наталье Сатиной, ставшей верным другом и «добрым гением» всей его жизни.

1906 г. запомнился семье Рахманинова увлекательным отдыхом в Италии. Недалеко от солнечной Флоренции, на берегу моря, Рахманинов арендовал небольшую виллу. В один из вечеров к даче подошли уличные музыканты, они везли, как груз старое механическое пианино, в сопровождении которого отлично пели и танцевали. Итальянский мотив польки крепко запомнился композитору. По приезду на Родину, он использовал услышанную мелодию в произведении под названием «Итальянская полька» для ф-но. Сергей Васильевич любил это сочинение, поэтому вместе с женой они часто исполняли его на семейных вечерах в 4-ре руки.

Существует огромное количество переложений этого произведения для других инструментов и оркестров.

Сегодня «Итальянская полька» прозвучит в исполнении ученицы музыкального отделения

Слайд 17.

«Итальянская полька». Давыдова Софья


Трек 04. (музыкальный фон. «Второй фортепианный концерт»)


Слайд 18.

Преподаватель: В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр. До революции Рахманинов много сочинял и часто выступал в Москве. Много занимался он и делами Российского музыкального издательства, художественный совет которого возглавлял.


Слайд 19.

Наступил 1917 год, Рахманинову - 44 года. Чувство тревоги и настороженности за Россию не покидает композитора. Как ни пытался он разобраться в сущности Великой Октябрьской революции – так и не смог. Он считал, что его деятельность станет теперь никому не нужной.


Слайд 20.

Преподаватель: 25 марта 1917 года в Большом театре было последнее его выступление. В тот памятный вечер он сыграл свой «Второй концерт для фортепиано с оркестром».

В декабре 1917 года, выехав на гастроли в Швецию, вместе с семьёй, С.В.Рахманинов уже более никогда не возвращался в Россию.

Мысль о том, что он покинул Родину в решающий момент её истории, преследовала и мучила его всю дальнейшую жизнь.


Трек 05. (музыкальный фон. «Элегия»)

Преподаватель: В эмиграции, поняв, что не сможет сейчас заняться композицией, и что сможет заработать средства только как пианист, начал усиленно тренироваться на фортепиано.

В ноябре 1918 года Рахманинов вместе с семьёй отплыл в Нью-Йорк, где был встречен с огромным интересом. Начав бурную концертную деятельность в США как пианист, Рахманинов не прекращал её вплоть до своей смерти, давая по многу десятков концертов за сезон.

Популярность Рахманинова как пианиста была огромной.

С.Рахманинова называли величайшим композитором и пианистом всех времён. Как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени. Как вы думаете почему?

Слайд 21.

Учащиеся: Воспоминания детства, много сирени, где он родился.

Преподаватель: Для композитора сирень была символом Родины. Родина Рахманинова – Новгородский край. Здесь он наполнился старинными напевами, колокольными звонами, здесь в нём пробудилась «бескрайняя любовь к России и ко всему русскому». Красота родной природы наполнила сильным чувством музыку композитора. Как будто прозрачными акварельными красками написан его романс «Сирень». Написал он этот романс, когда проводил лето в Ивановке в семье Сатиных.

Преподаватель: Послушайте романс «Сирень» в исполнении ….

Слайд 22.

Романс «Сирень»



Преподаватель: Романс рассказывает о любви, нежности. Музыка выразительная, присутствует элемент изобразительности.

Слайд 23.

Трек 06. (музыкальный фон. «Колокола2, 1 ч. поэмы)

Преподаватель: Итак, Рахманинов с семьей находится долгое время в США. Творческий кризис Рахманинова, после отъезда из России продолжался около 10 лет. Многие знакомые связывают это с глубокой тоской по родине, которую он ощущал. Рахманинов, несмотря на славу и многочисленные приглашения, общался в основном в среде русских эмигрантов, окружил себя русскими друзьями, предметами, напоминавшими о родине.

Слайд 24.

Преподаватель: Насыщенная концертная жизнь, которую Рахманинов вёл в Америке, отнимала много сил. Поэтому летние месяцы Сергей Васильевич с семьёй проводит в Европе. В 1932 году осуществилась его давняя мечта – в Швейцарии, неподалёку от Люцерна, на берегу озера закладывается фундамент будущего Сенара.

Ребята, кто из вас знает, что обозначает это слово, как переводится?

Учащиеся: Сенар – аббревиатура от имён – Се – Сергей, На – Наталья Рахманиновы.

Преподаватель: Верно. Начиная с 1934 года семья Сергея Васильевича вместе с 2-мя дочерями и внуками имеют возможность встречаться в этом живописном уголке, напоминающем немного Ивановку. К Рахманинову возвращается желание сочинять. Один из шедевров этих лет – «Рапсодия на тему Паганини» для ф-но с оркестром.

Слайд 25.

Преподаватель: Настало время войны. Об этом времени нам расскажет ученик...


Ученик: Но вот наступает лето 1939 года - война стучится в двери Европы, всё ближе подбирается она к Швейцарии, к Сенару. С тяжёлым сердцем Рахманинов покидает своё детище и отправляется в Америку, теперь уже навсегда.

В 1941 году Рахманинов, получивший весть о нападении Германии на Советский Союз был поражён. Композитор очень тревожился за судьбу своей Родины. Продолжая выступать, он вносил денежные взносы в Советское консульство.

В годы Великой Отечественной войны, охваченный почти паникой за судьбу Родины, Сергей Васильевич дал в США несколько концертов и весь денежный сбор от концертов анонимно направил в фонд советской армии и советовал всем русским эмигрантам тоже внести свой вклад.

Слайд 26.

Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

На деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.

А 1943 год стал последним годом жизни композитора. Смертельно больной композитор, лёжа в кровати, слушал московское радио. И в последние свои дни душа его ликовала: битва на Волге явилась победой его Родины. С этим чувством 28 марта 1943 года, не дожив несколько дней до своего 70-летия, Рахманинов умер в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США. Он хотел, чтобы после смерти, его тело было перевезено в Россию, но этому желанию было не суждено сбыться.

Слайд 27.

А война не закончилась победой на Волге. Впереди ещё были многие победы, так же, как и смерть, кровь, потери…

В конце жизни, Сергей Васильевич много курил, почти не выпускал изо рта сигарету. Настигшее его на склоне лет в США онкологическое заболевание связывают именно с этой привычкой. Сам Рахманинов не подозревал о своём заболевании. Последний свой концерт он дал всего за шесть недель до смерти.


Преподаватель: Вопрос к вам, ребята, а для чего всё-таки умирали люди, защищая свою Родину, её будущее?

Учащиеся: (ответы)

Преподаватель: Будущее – это мы с вами, и мы должны гордиться тем, что мы живём на своей родной земле, которая зовётся гордым именем – Россия!


Слайд 28.


Трек 07. (музыкальный фон. «Вокализ в совр.обработке»)


Ученица:

В тиши ночной аккорд печальный

Тревожит мир души моей,

Как будто отголосок дальний

Былого счастья, лучших дней.

Опять тоска, опять стремленье,

И страсть, и скорбь проснулась вновь,

Опять нет веры в сновиденья,

Опять мучительна любовь.

О, если б вам в отчизне дальней

Случайно как-нибудь, во сне,

Раздался мой аккорд печальный –

Вы вспомянули б обо мне.

И не любя, но сострадая,

Подумали б, как в поздний час,

Под скорбный звук изнемогая,

Я втайне думаю о вас.

Слайд 29.

Преподаватель: Всегда интересно узнать, как композитор пишет музыку. Эту тайну нам раскроет ученица музыкального отделения, подготовившая доклад.


Ученица: Сергей Васильевич Рахманинов начинал сочинять в основном с утра, если работа шла хорошо, часто засиживался до вечера, но работать ночью не любил. Если работа не шла, настроение Рахманинова резко портилось, он мог отложить или вообще бросить произведение.

На фортепиано Рахманинов занимался нерегулярно и очень немного, в основном потому, что всё давалось ему на инструменте удивительно легко. Если играл 1 час в день, то 40 минут занимался упражнениями и лишь 20 минут играл произведения. Дома, в отличие от концертов, любил играть негромко, вслушиваясь в каждый звук, как бы «прощупывая» исполняемое.

Много раз поражала друзей Рахманинова его невероятная музыкальная память: услышав большое симфоническое произведение всего один-два раза, он запоминал его почти наизусть и помнил потом ещё очень долго.

Слайд 30.

Преподаватель: Тема «Россия и её судьба» была самой главной в его творчестве. Он постоянно переживал всей душой за свою страну. В Швейцарии, в имении Сенар, возле дома был разбит прекрасный сад, посажено множество цветов, декоративных деревьев и … три берёзы. Но как, ни ухаживал за ними композитор, они так и не стали такими, же стройными и высокими, как в России.

Слайд 31.

Ученица рассказывает стихотворение:

Среди русских берез

Пусть меня бы спросили – где родился и рос?

Я отвечу - в России среди русских берез.

Где раздольное поле, где раздумчивый дол,

Там где солнцем наполнен и теплом отчий дом.

Пусть меня бы спросили – где ты силы берешь?

Я скажу - у России, среди русских берез.

Я душою взрослею, счастлив я и горжусь,

Что живу в стране я с добрым именем Русь.

Пусть меня бы спросили – что сквозь годы пронес?

Я отвечу – Россию белоствольных берез.

Без нее нет мне жизни, перед ней я в долгу,

Без России – Отчизны дня прожить не могу.


Слайд 32.

Преподаватель: Рахманинов вывел русскую фортепианную музыку XX века на мировой уровень, став одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира. Пианистом-виртуозом ему помогли стать необычайно длинные и гибкие пальцы, которые позволяли охватывать не 10 белых клавиш, как у всех остальных исполнителей, а 12.

Послушайте «Музыкальный момент Си минор»

«Музыкальный момент Си минор»


Слайд 33.


Трек 07. (музыкальный фон. «Вокализ в совр.обработке»)


Преподаватель: В память о Сергее Васильевиче Рахманинове установлены памятники, открыты музеи, учреждена Международная премия, проводятся Международные музыкальные фестивали, носящие его имя.


Слайд 34.

Именем Рахманинова названы улицы, учебные заведения, музыкальные учреждения. Завершая наш концерт, наш ученик скажет словами нашего современника, большого музыканта, композитора Г.В.Свиридова:

«Сочинения Рахманинова содержат в себе простые, но возвышенные и сильные чувства: любовь, восторг перед красотой мира, радость, скорбь и веру. Его музыка открыто обращена к человеку и всегда исполнена вдохновенно. Слава и гордость русской музыки С.В.Рахманинов – всегда будет жить в истории отечественного и мирового искусства».

Слайд 35.

Преподаватель: Пройдут века. Но творчество великого С. Рахманинова навсегда займут достойное место в сердцах миллионов людей.