СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкально-дидактические игры для развития звуковысотного слуха на начальном этапе обучения

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение на уроках музыкально-дидактических игр поможет педагогу сделать процесс обучения более интересным, эмоциональным, поможет раскрыть творческий потенциал ребенка. Предлагаем некоторые музыкально-дидактические игры для развития звуковысотного слуха маленького ученика.

Просмотр содержимого документа
«Музыкально-дидактические игры для развития звуковысотного слуха на начальном этапе обучения»

Музыкально-дидактические игры

для развития звуковысотного слуха на начальном этапе обучения.

О.Н. Морозова

В ежедневной практической работе педагога одно из ведущих мест занимает развитие музыкальных данных ребенка, в частности, музыкального слуха. Для развития звуковысотного слуха как одного из компонентов музыкального слуха учащимся младших классов можно предложить различные музыкально-дидактические игры. По определению
Н.А. Ветлугиной, «музыкально-дидактические игры – это обучающие игры, в которых задания выполняются в интересной, увлекательной форме». Музыкально-дидактические игры способствуют более эффективному восприятию и различению свойств музыкальных звуков материала, его осмыслению и запоминанию, развивают у детей самостоятельность, обогащают новыми впечатлениями.

На уроках дети с удовольствием и интересом принимают участие в таких музыкально-дидактических играх, как например «Музыкальное лото», «Ступеньки», «Музыкальные птенчики», «Домик-крошечка», «Птичий концерт», «Живые звуки». Для того чтобы разнообразить ход игры, можно предложить ребенку поменяться ролями с педагогом.


Музыкальное лото

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал:  карточки, на которых нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты.

Ход игры:

Учитель играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Ребенок должен на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой или от пятой до первой, или на одной линейке.

 


Ступеньки

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал:  лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик).

Ход игры:

Учитель исполняет на фортепиано или голосом мелодию, ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз, или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает по одной ступеньке.


Музыкальные птенчики

Цель: закрепление знаний о высоте звука (высокий и низкий), развитие детского творчества.

Игровой материал: картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички – 5 шт., набор шапочек для «птичек».

Ход игры:

Педагог

- Наступила весна, вернулись из теплых краев птицы, свили гнезда и вывели птенчиков. Обрадовались птенчики, что научились летать, и стали летать с веточки на веточку порхать, песенки петь.

Педагог выбирает маму-птичку и птенчиков. Надевает на них шапочки и дает им в руки изображения птиц.

Дети (поют попевку):

Мы птенчики веселые,

Умеем мы летать

И с веточки на веточку

Нам весело порхать.

Дети-птенчики, поют свою песенку и раскладывают изображения по верхним веткам дерева, называя по их именам: птенчик РЕ, птенчик СИ и т. д.


Не хочу к тебе лететь,

Буду здесь я песни петь.

Затем свою песенку поет мама, она «слетает вниз» и зовет к себе малышей.

А мамочка волнуется:

Лети-ка птенчик, вниз!

Спою я колыбельную,

И ты уснешь, малыш!

Каждый птенчик поочередно пропевает свой звук, слетает с дерева и садится рядом с мамой. По окончании игры все дети пропевают имена (названия нот) птенчиков и возвращают их на веточки.

Игра проводится в свободное от занятий время.


Домик – крошечка

Цель: закрепление знаний о постепенном движении мелодии вверх и вниз.

Игровой материал: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка.

Ход игры:

Педагог:

Стоит в поле теремок, теремок.

Как красив он и высок, да высок.

По ступенькам мы идеи, все идем.

Свою песенку поем, да поем.

Приходите в теремок, в теремок.

Будем печь большой пирог, да пирог.

С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берет себе любую фигурку зверюшки.

Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу:

- По ступенькам я иду…


Затем, стоя у входа в домик, поет вторую фразу:

- В дом чудесный захожу!

Придумывая свой мотив,- и «заходит» в дом.

Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив.

Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке.

Персонаж спускается по ступенькам и поет:

- По ступенькам вниз иду…

Затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу:

- По тропиночке уйду.

Также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.

Игра проводится в свободное от занятий время.
 

Птичий концерт

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: Музыкальный инструмент для подыгрывания (металлофон, фортепиано, флейта).

Ход игры:

Ребенок учится воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты.

Учитель поет, а ребенок отвечает.

Учитель:

На березовой верхушке

Целый день поет кукушка:

Ученик:

Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

Учитель:

А синица целый день

Поет громко:

Ученик:

Тень-тень, тень-тень!

Учитель:

Вторит дятел им:

Тук-тук-тук,

Долбя клювом старый сук.

Ученик:

Тук-тук-тук!