МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №10»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
НА ТЕМУ:
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ»
Автор-составитель: преподаватель
теоретических дисциплин
Артемьева Елена Анатольевна
Брянск - 2020 г.
ВВЕДЕНИЕ
Два предшествующих столетия дали музыкальному миру множество русских имен, как в сочинительстве, так и в исполнительстве, занявших место в одном ряду с великими европейскими музыкантами. Среди них Чайковский, Рахманинов, Рихтер, Мравинский… Мы не задаёмся вопросом, почему в девятнадцатом веке появились Глинка и Римский-Корсаков. Но нас интересует вопрос: почему такие музыканты как Рахманинов и Игумнов, Рихтер и Софроницкий не появляются в России двадцать первого века.
В советское время такой проблемы не было. Советская музыкальная культура исповедовала старые русские идеи о роли классической музыки в обществе и средствах её поддержания и развития. Может эта идея была закована в рамки цензуры и советской идеологии, но она жила и давала прекрасные результаты.
Проблема появилась вместе со свободой от большевистской идеологии, и эта свобода создала противоестественное отношение к классической музыке, как в обществе, так и в институтах управления музыкальным образованием. Вот почему необходимо перелистать страницы нашей собственной истории и попытаться понять, что сталось с тем разумным, добрым, вечным, что было основой музыкального образования в нашей стране более ста лет.
СТАНОВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Немного истории. Европейскую музыку в Россию ввезли иноземцы, а музыкальное образование как систему русские создали для себя сами, приспособив европейскую систему к особенностям русского национального характера и русского образа жизни. В качестве учителей привлекали европейских исполнителей, служивших в оркестрах царя, иностранных посланников и русских вельмож. Талантливые иностранцы, постигнув мышление и обычаи русского общества, обзаведясь смешанными семьями, осев на нашей земле и обрусев, строили уникальную русскую школу совместно с Хандошкиным, Бортнянским, Глинкой, Бородиным и другими.
Упоминания о немецких музыкальных инструментах в Москве относятся ещё к началу XVII века - правлению первого из Романовых - Михаила Фёдоровича. Он благосклонно слушал музыкантов, привезённых иностранными посланниками.
Его преемник велел сжигать «бесовские» музыкальные инструменты русских скоморохов, но ему нравилась музыка немецких труб и скрипок в домах иностранцев и русских вельмож. При Алексее Михайловиче был открыт и первый театр, который, однако, просуществовал всего лишь несколько лет.
Пётр Великий не был первооткрывателем «немецкой музыки», дорогу проложили его отец и дед. Уже ездили в Швецию учиться играть на клавесине графини Голицыны и княгини Кантемир и Черкасская. При Петре для целей армейских и для застольных увеселений создавались духовые ансамбли. Они выписывались из Европы, поначалу из Германии и Голландии.
В 1729 году был учреждён первый придворный оркестр из 20 человек. Екатерина II держала два оркестра - бальный и камерный. Заведя у себя при дворе «бальный оркестр», заразила придворных прелестью танцев под его аккомпанемент. Именно тогда возникла и быстро распространилась мода на «бальную музыку», её стали заводить в поместьях.
Во второй половине XVIII века появилось множество бальных оркестров из крепостных музыкантов. Такие оркестры были у отца и дяди М. И. Глинки, их он слушал ребёнком, им мы обязаны появлением первого русского симфониста.
В придворные оркестры приглашались исключительно европейские музыканты; в бальных оркестрах играли крепостные, которых обучали европейцы, а затем и крепостные профессиональные музыканты.
Придворная мода дала толчок обучению музыке в русских семьях. Уже на рубеже XVШ-XIX веков часть русского общества - просвещённое дворянство, состоятельные семьи других сословий - нуждалась в серьёзном и систематическом обучении детей музыке. В 1803 году в России поселился ирландский пианист Джон Филд, учитель М. Глинки, А. Верстовского, А. Гурилёва, а также тамбовского помещика Аркадия Рахманинова, деда С. В. Рахманинова.
Музыке стали обучать господских детей, это стало частью их обязательного образования, и крепостных, чтобы они обслуживали господ. Первым давали хорошее домашнее образование как обязательную «полировку» молодого дворянина, изредка их даже посылали в Европу; вторым предстояла профессиональная деятельность, их тоже отправляли учиться за рубеж, нередко на деньги меценатов.
Мода на музыку, которую мы сейчас называем классической, постепенно завоёвывала русское общество. В конце XVIII - начале XIX века в России была создана почва для конструирования русской системы музыкального образования, и в дворянской среде выросло целое поколение превосходных музыкантов-любителей, не концертировавших, но упорно внедрявших музыку в сознание своих детей и внуков, друзей и соседей-помещиков. Таков был, например, Аркадий Александрович Рахманинов. Он выучил игре на рояле всех шестерых своих детей.
Классическая музыка становилась необходимым инструментом для развития мышления, чувства стиля, воспитания нравственности и эстетического чувства.
О роли музыки в жизни русского общества второй половины XIX - начала ХХ века Мариэтта Шагинян писала: «В той среде, где я выросла и вращалась с детства, на музыку не смотрели только как на изолированный "вид искусства", которым одни занимаются профессионально, а другие в определённые часы и дни наполняют свой досуг.
Мы считали музыку неотъемлемой составной частью всей культуры, причём такое понимание музыки росло и углублялось у нас с каждым возрастом.
В детстве оно выражалось в том, что в школе музыка была предметом обязательным, а в семье мы её постоянно слышали, так как в знакомых мне интеллигентских городских семьях... всегда кто-нибудь играл на рояле или на скрипке и "музицировал" по вечерам вместе с гостями, тоже игравшими и приносившими свои инструменты.
В студенческие годы из "обязательного" предмета образования и воспитания музыка уже превратилась для нас в потребность.
Когда же наступила зрелость, музыка превратилась для нас в проблему культуры, которую мы обсуждали. в самом её существе, в связи её с эпохой, с миросозерцанием, с основными вопросами жизни и смерти» …
России понадобилось всего сто лет, чтобы общество, далёкое от европейской классической музыки, созрело до истинно серьёзного восприятия её как инструмента воспитания в широких кругах просвещённого населения.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
К ХХ веку Россия получила превосходную, дававшую отличные результаты систему музыкального образования, как общего, для воспитания нравственного облика человека, так и профессионального. Плоды этой системы - русские и советские музыканты - признаны во всём мире, и признаны настолько, что музыкальные учреждения Запада отдавали русским драгоценные рабочие места в школах, оркестрах, театрах.
Однако в XXI веке конкурентоспособность российских музыкантов по сравнению с советскими начала давать сбои. Преклонение перед Западом, ставшее в нашей стране традиционным, перешло и на процесс обучения. В наших музыкальных школах теперь воспитывается всё больше превосходных мастеров уровня их западных коллег, но лишённых того удивительного качества, что всегда ценилось в мире, специфического русского звучания, то есть того, что чаще всего отличало русского исполнителя от западного.
Каковы же принципы, на основе которых строилось обучение детей в России XIХ века? Мать ученья – дисциплина.
Мариэтта Шагинян оставила воспоминания о своих занятиях в гимназии-пансионе: «Средняя школа развила постоянный интерес к музыке...
Те из учащихся, которые лишь приходили на дневные уроки, посещали только класс хорового пения с обязательным чтением нот. Для нас же, пансионерок, рабочий день в три часа не кончался, и среди прочих обязанностей мы должны были довольно серьёзно учиться музыке, начиная с игры на фортепиано и кончая уроками по теории и гармонии, с решением задач по композиции… Каждая из нас имела свой час для "упражнения" [в музыкальной комнате] и ревниво сторожила его, чтобы никто не "зажилил" лишних пяти минут».
Более ста лет учебные программы сохраняли старую идею о том, что надо «учить грамоте» голос - музыкальный инструмент, данный человеку от природы. В русских гимназиях детей учили петь в хоре по нотам, традиция перешла и в советскую общеобразовательную школу, правда, без чтения нот. Уроки хора убрали из обязательных программ в постсоветский период, а между тем пение хором - это первый для детей опыт работать в ансамбле с другими, не говоря уже об эстетической стороне воспитания.
В нашем современном представлении о домашнем образовании много ошибочного. Мы полагаем, что домашние занятия были свободны от дисциплины. На самом деле дети - дома ли, в гимназии ли, в ином учебном заведении - подчинялись строгой дисциплине, если их родители хотели дать им в руки орудие, способное защитить их в будущей самостоятельной жизни.
Рахманинов вспоминал о пяти годах своего раннего детства с четырёхлетнего возраста до отъезда в Петербург, когда он, как и его старшие сестра и брат, должны были подчиняться жёсткой дисциплине, установленной матерью, Любовью Петровной Рахманиновой: «С самых первых дней мы были приучены к тому, что для всего есть своё время. Кроме подробного расписания уроков, строго определённые часы отводились игре на фортепиано, гулянию, чтению, и только чрезвычайные обстоятельства могли нарушить этот чёткий распорядок».
И далее о жизни у Зверева: «Начиналась жизнь, подчинённая суровой дисциплине и серьёзным занятиям… Мы имели... один рояль на троих. Каждый из нас должен был заниматься ежедневно по три часа… и горе
тому, кто начинал заниматься на пять минут позже или вставал из-за рояля на пять минут раньше, чем положено!».
Рабочий день «зверят» начинался в шесть часов утра и заканчивался в восемь часов вечера. И это не исключение. Все авторы мемуаров о том времени, каждый по-своему, вспоминают о своих детских занятиях примерно одно и то же.
У детей и подростков того времени, в сущности, не было каникул в современном понимании этого слова, когда ребёнок встаёт с постели к полудню и свободен от каких-либо обязанностей, а на первых уроках по специальности в начале сентября выясняется, что летнее домашнее задание не выполнено.
В письмах и воспоминаниях о летних месяцах, проведённых Рахманиновым в Ивановке и в Крыму, находим сообщения о том, что молодёжь ни на один день не прекращала своих обычных занятий.
А в воспоминаниях Рахманинова есть следующий эпизод: «Зверев снял маленький домик, где поселил троих мальчиков, и не одних, но поручив их заботам Ладухина, профессора из Московской консерватории. Его задача заключалась в том, чтобы за два с половиной месяца его питомцы прошли материал, на который согласно планам Московской консерватории отводилось два-три года, а именно курс элементарной теории и начала гармонии…
Когда ранней осенью мальчики вернулись в Москву, они блестяще сдали экзамен в Московской консерватории и были немедленно зачислены на следующий курс гармонии, который вёл известный композитор Антон Аренский»
Мозг ученика работает как во время занятий, так и во время каникул, и в этот очаг надо постоянно подкладывать топливо, иначе ему будет скучно и он займёт себя сам чем-нибудь ненужным, вредным, пустым. Компьютерной игрой, например.
Отсутствие дисциплины в совокупности с неумением педагога заинтересовать ученика своим предметом приводят к последствиям фатальным. Примером тому служит история двухлетнего пребывания С. В. Рахманинова в Петербургской консерватории в классе преподавателя Демянского. Зилоти, оказавшийся проездом в Петербурге, отправил двенадцатилетнего Сергея в ежовые рукавицы Н. Зверева, и Россия не потеряла своего великого Музыканта.
Проверенные тысячелетиями инструменты поддержания дисциплины - поощрение за успехи и наказание за небрежение. Первый пережил века и сейчас существует в педагогике в некой уродливой форме, заимствованной от американцев: детей нужно только хвалить.
Сыграл ученик гамму в одну октаву и сделал только две ошибки - хвали, это уже успех, на прошлом уроке ошибок было три. Через месяц, глядишь, и в две октавы гамму одолеет.
Ребёнок в принципе отрицает труд и насилие над собой, такова человеческая природа, и, если его не заставлять, он сам учиться не будет, ему, как любому детёнышу, приятнее играть.
Сохранились воспоминания о том, как педагог Ростроповича в гневе выбросил его смычок, как Зверев своим ученикам, не справившимся с трудным пассажем, пригрозил исключением из консерватории и повёл к директору. Эти предания звучат сейчас как сказки.
Не в каждом ученике горит пламя Великой Музыки, но каждый должен получить ШКОЛУ. И если он сам ленив и небрежен, то ему нужно помочь наказанием.
До тех пор, пока либеральные веяния, поддержанные и порой спровоцированные государственными распоряжениями и постановлениями, не вмешались в дисциплину изучения ремесла, русские и советские студенты получали великолепную школу.
Упражнения, ставшие классическими в советском образовании, показывают, каким скрупулёзным, дотошным было освоение технических приёмов исполнительства. Такую школу получали Зилоти, Рахманинов, их сверстники, независимо от того, стали они потом профессионалами или нет; такую школу высоко оценил Лист, когда к нему из России приехал учиться юноша, почти мальчик Александр Зилоти.
Школа даёт добротного ремесленника. Для рядового человека этого достаточно. И школой любой может гордиться. Но для творческой личности она лишь фундамент. Жёстко усвоенная школа даёт человеку искусства свободу творчества, и эта последняя отличается от анархии именно тем, что опирается на школу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русская система образования учила несколько поколений студентов умению выразить с помощью инструмента своё мироощущение. По воспоминаниям людей, окружавших Рахманинова, и его собственным ремаркам в письмах мы можем судить, что их педагоги требовали от учеников большего, нежели постижение школы, но всестороннего развития личности. Ученики не просто «проходили» Достоевского, они знали его, размышляли над его философией; они знали доступную им живопись и размышляли над её образами. Педагоги всячески развивали способность ученика воспринять и оценить окружающую действительность, богатство внешнего мира, потому что музыкант интересен не механистическим воспроизведением текста, но передачей своего видения того, что заложено в музыке автором.
Способность созерцать была естественным качеством рахманиновского поколения, чему мы находим постоянные подтверждения в переписке и мемуарах практически всех, оставивших свои записи о Рахманинове. Музыканты этого поколения, их ученики и ученики их учеников каждый по-своему воспринимали мир, каждый по-своему отражал своё восприятие, и нам интересна именно индивидуальная, неповторимая образность, отличающая одного художника от другого.
В современном мире студент раз за разом прослушивает запись, которая въедается в его мозг, затем так же, раз за разом, - другую запись, третью, четвёртую. Он уже и сам не знает, где его собственное творчество, а где заимствование, и сколько их, этих заимствований.
То, что музыканты столетней давности переживали сами, за нотными значками видели душевное состояние, которое вызывало у них естественную чувственную реакцию - смех и слёзы, взрыв энергии и успокоение, современный студент склеивает из разных исполнений, и это лоскутное одеяло лишено не только индивидуальности, но и единого стиля.
В заключение хочется сказать о «духовном образе жизни» рахманиновского поколения. Те люди, так же как и мы, были озабочены бытом, работой, повседневными делами. Но в отличие от нас они жили искусством, они творили его и щедро делились им - не для рекламы, не для заработка и славы, но просто потому, что искусство было единственным для них способом жить на этой земле.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В.Н. Брянцева, «Детство и юность Сергея Рахманинова» //Всесоюзное Издательство «Советский композитор» Москва, 1976г.;
2. С. И. Дорошенко, «Зарубежные педагоги-музыканты в России XIX - начала ХХ века: диалог российской и западноевропейской музыкальной культуры //Вестник кафедры ЮНЕСКО //«Музыкальное искусство и образование» - 2013г., вып.3;
Ю.В.Келдыш, «Рахманинов и его время»;
Т. В. Паршина, «Первые четырнадцать лет из жизни Сергея Рахманинова: годы ученичества» // Вестник кафедры ЮНЕСКО // «Музыкальное искусство и образование» - 2014;
В. С. Попов, Обучение игре на фаготе в России: историческое прошлое и современность // Вестник кафедры ЮНЕСКО// «Музыкальное искусство и образование» - 2014;
Рахманинов. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном;
Рахманинов. Письма;
С.Рахманинов, «Литературное наследие» 3тома;
М.Шагинян, «Воспоминания о С.В.Рахманинове».