Тема: Музыкальный инструмент – фортепиано.
Цели урока:
Образовательная: знакомство с выразительными возможностями фортепиано.
Развивающая: участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
Воспитательная: воспитание грамотного слушателя.
Задачи урока:
Познакомить с детской музыкой Чайковского и Прокофьева.
Сопоставить различные пьесы Чайковского и Прокофьева с одинаковыми названиями.
Методы:
словесный (беседа, рассказ, разъяснение, пояснение);
методы зрительной и слуховой наглядности;
метод наблюдение за музыкой
метод сходства и различия.
Тип: Освоение нового материала
Вид: Традиционный
Новые понятия: цикл; марш; вальс, тарантелла.
Содержание:
1«Вальс», «Марш деревянных солдатиков», «Полька» из «Детского альбома», «Сладкая греза» Чайковского; «Вальс»; «Марш» «Вечер» С.Прокофьева.
Формы контроля:
наблюдение; выбор движений для пластического интонирования
Проблема урока:
Почему музыка для детей бывает разной?
Прогнозируемые результаты:
Умение сравнивать музыку;
Принимать участие в пластическом интонировании;
Слышать настроение звучащей музыки.
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Слайд 1
Фортепиано - клавишный струнный музыкальный инструмент.
Слайд 2-3
Название этого инструмента складывается из двух слов: форте и пиано- фортепиано.
Форте- f (громко),
пиано- p (тихо) – так обозначают в музыке силу звучания.
Слайд 4
Ребята, чем пианино отличается от рояля? Объясните значение слов форте, пиано, пианист.
Слова: фортепиано, рояль, пианино – родственные, они обозначают практически один и тот же инструмент.
Человек, который играет на фортепиано называется пианистом.
Слайд 5
У: Сегодня мы поговорим о музыке, которая была написана русскими композиторами специально для детей. Имена этих музыкантов: Пётр Ильич Чайковский и Сергей Сергеевич Прокофьев. Они написали музыку для детей, которая рассказывает о событиях произошедших в жизни ребёнка в течение долгого дня – с утра до вечера.
Слайды 6-8
Оба они очень любили один и тот же инструмент – фортепиано, для него и писали музыку.
Чайковский родился в Каменке, Прокофьев – в Солнцовке. Оба родились на Украине.
Слайды 9-10
У: Сейчас прозвучат два фрагмента фортепианных пьес Чайковского и Прокофьева. Слушайте!
Звучат «Марш деревянных солдатиков» Чайковского и «Марш» Прокофьева.
Дети: Прозвучали два марша. Первый марш игрушечный. Его сочинил Чайковский. Он называется «Марш деревянных солдатиков». Мы его слушали в прошлом году. Мы играли под эту музыку в игрушечных солдатиков.
У: Правильно. Первый марш написан Чайковским. Давайте представим себя игрушками: девочки – куклами, мальчики – барабанщиками. Я буду руководить парадом. Приготовились – марш! (Дети исполняют фрагмент марша Чайковского под фонограмму).
А теперь второй марш. Его сочинил Прокофьев. Послушайте начало марша. Что вы в нем услышите?
Звучит вступление к «Маршу» Прокофьева.
Д: Здесь слышны шаги, поступь, как будто бьется пульс музыки.
У: Верно. Это прозвучало вступление к маршу. В нем действительно бьется пульс марша. Те, кто внимательно вслушается во вступление, тот сможет точно начать маршировать в тот момент, когда появится основная мелодия марша. Проверим, все ли из вас внимательные слушатели.
Звучит вступление и 8 тактов марша. Дети начинают маршировать.
У: Вы научились внимательно вслушиваться в музыку и смогли точно передать характер и настроение маршей Чайковского и Прокофьева в своих движениях. А теперь прозвучат фрагменты двух других пьес этих композиторов. Послушайте и определите композиторов сами.
Слайд 11
Звучат «Сладкая греза» Чайковского и «Вечер» Прокофьева.
Д: В этой музыке Чайковский хотел передать свои мечты, воспоминания, размышления…
У: Правильно, ребята. Эта пьеса из «Детского альбома Чайковского и называется она «Сладкая греза». В ней действительно звучат два голоса, как будто дуэт двух музыкальных инструментов – скрипки (у нее высокий голос) и виолончели (у нее низкий голос). Приготовьте волшебные смычки и сыграйте поочередно две мелодии – высокую на скрипке, низкую – на виолончели.
У: А теперь послушайте вторую пьесу. Ее сочинил Прокофьев. Как вы думаете, какое время суток хотел изобразить в ней композитор?
Слайд 12
Звучи пьеса «Вечер».
Д: Композитор хотел нарисовать вечер или ночь… Музыка звучит негромко, неторопливо. В начале слышны интонации колыбельной. А мелодия похожа на песню.
У: Ребята! Если первые пьесы были маршами, то две другие больше напоминают нам песни своими протяжными, распевными мелодиями. А теперь приготовьте ладошки и, как только зазвучит музыка, отметьте хлопками акценты, которые слышны в музыке.
Слайд 13
Звучит «Полька» из «Детского альбома» Чайковского.
У: Молодцы! У вас получился очень веселый танец! Его сочинил композитор Чайковский, его очень любили танцевать в то время, когда жил композитор, и взрослые, и дети. А как он называется?
Д: Полька!
У: Верно. А теперь встали около своих стульев, руки завели за спину. А ноги будут «пружинить» на каблучках и отмечать пульс другого танца – «Тарантелла». Этот танец сочинил композитор Прокофьев. Итак, танцуем!
Слайд 14
Звучит «Тарантелла», дети отмечают метрическую пульсацию танца.
У: На сегодняшнем уроке прозвучали пьесы для фортепиано, которые сочинили для детей композиторы Чайковский и Прокофьев (показать портреты). Вы стали внимательными слушателями и смогли услышать в них черты песен, танцев и маршей. А опыт исполнителей помог вам передать их содержание, характер и настроение разными способами: при помощи маршировки, танцевальных движений, игры на воображаемых инструментах.
Альбом П. Чайковского — это «24 часа из жизни маленького человека».
Оказывается, сидя дома, можно сделать и узнать много интересного:
слушать сказки: «Нянина сказка», «Баба-яга», танцевать: «Вальс», «Полька», «Камаринская», мысленно путешествовать по разным странам: «Неаполитанская песенка», «Немецкая песенка», «Старинная французская песенка», играть, радуясь и печалясь: «Игра в лошадки», «Новая кукла», «Похороны куклы».
Цикл «Детская музыка» С. Прокофьева — это картинки природы и ребячьих забав, это летний день с утра до вечера.
Обратите внимание как знакомство с фортепианными пьесами дает нам возможность постичь все многообразие музыки С. Прокофьева, связанное с миром детских впечатлений и переживаний. Это и летние пейзажи: «Утро», «Дождь и радуга», «Вечер», «Ходит месяц», как бы нарисованные с натуры, и фантастические картинки: «Сказочка», «Шествие кузнечиков», и сценки из детского быта: «Прогулка», «Пятнашки», «Раскаяние», и жанрово-танцевальные пьесы: «Вальс», «Марш», «Тарантелла». Лучшие из них — лирические зарисовки «Утро», «Вечер», «Раскаяние», «Вальс» — приближаются к классическим образцам музыки для детей.
Эта музыка как бы взгляд ребенка на мир изумленными, широко раскрытыми глазами — все удивительно, все в первый раз!
Слушание произведений из «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.
Разучивание песенного репертуара.
Слайды 15-18
А завершит урок исполнение песни «Если с другом вышел в путь» Песню мы будем исполнять так: первый куплет споет первый ряд, второй куплет – второй ряд, припевы и третий куплет мы исполним все вместе. Вступление к каждому куплету будем показывать при помощи воображаемых барабанов, что подчеркнет маршевый и танцевальный характер этой песни
III. Обобщение
У. Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
Д.Мы познакомились с инструментом фортепиано. С музыкой композиторов С.Прокофьева и П.И.Чайковского
У. Какими чертами наделена музыка С.Прокофьева? П.И.Чайковского?
Д. Характерные черты стиля С. Прокофьева: жизнелюбие, юмор. Это действительно день, полный событий.
В пьесах П. Чайковского звучит песенное, задушевное высказывание простого человеческого сердца, призыв к общению.
У. А что роднит музыку П.И.Чайковского и С.Прокофьева?
Д. Счастливое детство.
У. В чем отличие музыки С.Прокофьева и музыки П.И.Чайковского?
Отличие в интонации, в стиле.
У С. Прокофьева — свобода, раскованность, восторг. Герой его музыкального альбома — движение.
Мелодии П.И.Чайковского полны ласки, сочувствия, сострадания, дружеской поддержки.
Урок окончен.