СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная гостиная "Мы помним, мы гордимся"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-музыкальная композиция к празднованию Великой Победы

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная гостиная "Мы помним, мы гордимся"»

Сценарий «Мы помним, мы гордимся…»
Звучит мелодия «От героев былых времен»



Я: Добрый день, уважаемые зрители! Сегодня, накануне празднования Дня Победы, мы вспоминаем тех, кто воевал, кто писал о войне, кто погиб во имя мира и свободы. Хотя прошло более полувека со дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Никогда не померкнет подвиг солдат и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу. Остаются в строю и стихи той поры, и произведения, и песни, окрылявшие в годы войны душу солдата. А иначе и быть не могло. Литература - это не только зеркало жизни, это сама жизнь.
Так давайте же сегодня прикоснемся сердцем к подвигам наших солдат!



Ведущий: Самый светлый, самый летний день в году,

Самый длинный день двадцать второго.

Спали дети, зрели яблоки в саду…

Вспоминаем, вспоминаем это снова!

 

Ведущий: Вспоминаем эту ночь и в этот час

Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,

Сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.

 

Ведущий:

ЩЕЛЧОК Разве погибнуть ты нам обещала, Родина?

ЩЕЛЧОК Ведущий Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

ЩЕЛЧОК Ведущий Разве для смерти рождаются дети, Родина?

ЩЕЛЧОК Ведущий Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

ЩЕЛЧОК Ведущий Тихо сказала: «Вставайте на помощь… Родина»

На  сцену выходят участники. Они стоят спиной к зрительному залу, оставаясь невидимыми до первых слов. На словах поочередно разворачиваются с зажженными свечами.



1. Я хотел жить, учиться, еще чуть-чуть и я бы стал доктором...

2. В нашем селе не было учительницы начальных классов, и я мечтала ею стать...

3. Я хотел стать моряком…

4. Я дом хотел построить. Свой, добротный, бревенчатый, с узорчатыми ставнями, с окнами на реку...

— Мы, погибшие на полях сражений...

— Мы, замученные в концлагерях...

— Мы, погибшие в оккупации...

— Мы, умершие от голода...

Ведущий
Недоучились и не достроили. Так и не услышали долгожданных слов…

Виной тому стала... ВОЙНА! А она начиналась так... 

Звучит вальс. Танцуют пары…гуляют…

На фоне музыки звучат слова ведущей:

Такою все дышало тишиной,,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то 5 минут осталось…

Звучит сообщение от Советского Информбюро о начале войны


Вед.: Этот день начался не тихой зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. 22 июня 1941 года. Война. В этот день жители Москвы собрались как по боевой тревоге, на митинг.

Песня. «Вставай, страна огромная»


1 чтец: Над землей война металась

По земле пожаром шла

Землю кровью пропитала,

И расплавленным металлом

На три метра пролила.

 

2 чтец: Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

Нам досталась надолго нелегкая участь солдат.

 Мелодия «С чего начинается Родина»(минусовка)

Девушка читает стих. «До свидания, мальчики» Б. Окуджава


Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
                                Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
                       и все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Юноша:

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
 Девочки,постарайтесь вернуться назад. 

Песня « Десятый батальон»



Участники уходят со сцены,

звучит стихотворение « Сороковые, фронтовые»

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Инсценировка песни « В землянке» (бойцы поют возле костра)





Парень читает стих. «Жди меня» К. Симонов)


 Жди меня, и я вернусь. 
Только очень жди, 
Жди, когда наводят грусть 
Желтые дожди, 
Жди, когда снега метут, 
Жди, когда жара, 
Жди, когда других не ждут, 
Позабыв вчера. 
Жди, когда из дальних мест 
Писем не придет, 
Жди, когда уж надоест 
Всем, кто вместе ждет. 

Жди меня, и я вернусь, 
Не желай добра 
Всем, кто знает наизусть, 
Что забыть пора. 
Пусть поверят сын и мать 
В то, что нет меня, 
Пусть друзья устанут ждать, 
Сядут у огня, 
Выпьют горькое вино 
На помин души... 
Жди. И с ними заодно 
Выпить не спеши. 

Жди меня, и я вернусь, 
Всем смертям назло. 
Кто не ждал меня, тот пусть 
Скажет:- Повезло.- 
Не понять не ждавшим им, 
Как среди огня 
Ожиданием своим 
Ты спасла меня. 
Как я выжил, будем знать 
Только мы с тобой,- 
Просто ты умела ждать, 
Как никто другой.

Песня « Темная ночь»

Ведущий: Они. Молодые солдаты, вынесли на своих плечах основные тяготы войны. Такие, как простой русский солдат Василий Теркин – герой поэмы Твардовского.

Не унывали они, не ждали высоких наград.

Стихотворение « О награде»

- Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.


На медаль. И то не к спеху.

Вот закончили б войну,

Вот бы в отпуск я приехал

На родную сторону.


Буду ль жив еще? — Едва ли.

Тут воюй, а не гадай.

Но скажу насчет медали:

Мне ее тогда подай.


Обеспечь, раз я достоин.

И понять вы все должны:

Дело самое простое -

Человек пришел с войны.


Вот пришел я с полустанка

В свой родимый сельсовет.

Я пришел, а тут гулянка.

Нет гулянки? Ладно, нет.


Я в другой колхоз и в третий -

Вся округа на виду.

Где-нибудь я в сельсовете

На гулянку попаду.


И, явившись на вечерку,

Хоть не гордый человек,

Я б не стал курить махорку,

А достал бы я "Казбек".


И сидел бы я, ребята,

Там как раз, друзья мои,

Где мальцом под лавку прятал

Ноги босые свои.


И дымил бы папиросой,

Угощал бы всех вокруг.

И на всякие вопросы

Отвечал бы я не вдруг.


- Как, мол, что? — Бывало всяко.

- Трудно все же? — Как когда.

- Много раз ходил в атаку?

- Да, случалось иногда.


И девчонки на вечерке

Позабыли б всех ребят,

Только слушали б девчонки,

Как ремни на мне скрипят.


И шутил бы я со всеми,

И была б меж них одна...

И медаль на это время

Мне, друзья, вот так нужна!


Ждет девчонка, хоть не мучай,

Слова, взгляда твоего...


- Но, позволь, на этот случай

Орден тоже ничего?

Вот сидишь ты на вечерке,

И девчонка — самый цвет.


- Нет,- сказал Василий Теркин

И вздохнул. И снова: — Нет.

Нет, ребята. Что там орден.

Не загадывая вдаль,

Я ж сказал, что я не гордый,

Я согласен на медаль.



Теркин, Теркин, добрый малый,

Что тут смех, а что печаль.

Загадал ты, друг, немало,

Загадал далеко вдаль.


Были листья, стали почки,

Почки стали вновь листвой.

А не носит писем почта

В край родной смоленский твой.


Где девчонки, где вечерки?

Где родимый сельсовет?

Знаешь сам, Василий Теркин,

Что туда дороги нет.


Нет дороги, нету права

Побывать в родном селе.


Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Ведущий: А любовь на войне? На войне чувства были еще острее, пронзительнее, потому что никогда солдат не знал, долго ли продлится его счастье.

Чтец: Я не знаю, у какой заставы

Вдруг умолкну в завтрашнем бою,

Умирая, вспомню я опять

Девушку, которую люблю

Ту, что не успел поцеловать.






Ведущий: Великая Отечественная война против гитлеровской Германии была священной, освободительной, всенародной. Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Женщины умели не только ждать, но и стоять за станком, растить детей, воевать.

  Ведущий: Говорят: «У войны не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, летчиками… Они были солдатами.

Ведущий: Юлия Владимировна Друнина. Девочка из интеллигентной московской учительской семьи, стихи писала с детства.



 Выходит ученица (Юлия Друнина):

В 17 лет я прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт, работала санитаркой в госпитале. Затем - санинструктором в пехотном батальоне. Воевала в пехоте, в артиллерии. Была ранена, награждена медалью «За отвагу», орденом Красного Знамени. В 1944 году меня демобилизовали по инвалидности после очередной контузии.

Хотя я писала с детства, но почувствовала себя поэтом в 1944 году. Первая подборка стихов была опубликована в 1945 году в журнале «Знамя», конечно, стихи были о войне. 




(Стихотворение «Зинка» Ю. Друниной читают наизусть по ролям)

2 девушки

Памяти однополчанки - Героя Советского Союза Зины Самсоновой.

 

1. Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет...

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

 

2. С каждым днем становилось горше,

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

...Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

 

3. - Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала...



На сцену выходят девушки.



1. Ровесницы наши со школьной скамьи,

Когда-то под пули шагнули в бои,

И тяжесть войны, что бедой обожгла,

На плечи тех школьниц вчерашних легла.



2. Ровесницы наши просились на фронт-

Туда, где в пол неба пылал горизонт.

Спешили попасть поскорее в санбат,

Спасали от ран умиравших солдат.





3. Ровесницы наши прошли всю войну-

И нам подарили полей тишину.

На их волосах ранний снег седины

Не тает, как память далекой войны.



Песня « Щербатый месяц»

Девушки:

В мир приходит женщина, 
Чтоб свечу зажечь.


В мир приходит женщина,
Что очаг беречь.


В мир приходит женщина,
Чтоб любимой быть.


В мир приходит женщина,
Чтоб дитя родить.
В мир приходит женщина,
Чтоб цветам цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.
Л. Патракова. 

Ведущий:Многих, прошедших через все испытания войны, нет среди нас. Тем весомее и дороже живая память тех, кто выстоял в той войне. Среди них дети войны.

Инсценировка рассказа А. Приставкина «Фотографии»)



Мы жили далеко от дома, я и моя сестрен­ка, которой было шесть лет. Чтобы она не за­бывала родных, раз в месяц я приводил сест­ренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотография­ми.

— Смотри, Люда, вот наша мама. Она до­ма, она сильно болеет.

— Болеет... — повторяла девочка.

— А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.

— Бьет…

— Вот это тетя. У нас неплохая тетя.

— А здесь?

— Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.

И сестренка хлопала в крошечные синева­тые ладошки и повторяла: "Людочка и я. Людочка и я..."

Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бе­жать из детского дома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись, друг к другу, и смотрели фотографии.

— Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и ма­ленькая Людочка...

— А мама?

– Мама? Где же мама? Наверное, затеря­лась… Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.

Шли дни, месяцы, В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрыва­лись пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коче­нело в животе. Два дня я не приходил к сест­ренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

— Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная те­тя. А здесь Людочка и я...

— А где же папа?

— Папа? Сейчас посмотрим.

— Затерялся, да?

— Ага. Затерялся.

И сестренка переспросила, подымая чис­тые испуганные глаза.

— Насовсем затерялся?

Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:

— Мальчик, здесь на некоторое время ос­тается часть наших воспитанников. Мы остав­ляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению...

Мне зачитали ответ.

В детдоме хлопали двери, сдвигались в ку­чу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались Мы разглядывали фо­тографии.

— Вот Людочка. А вот я.

— А еще?

— Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь... И меня много. Ведь нас очень много, правда?»



Ведущий: Не бывает совсем не пострадавших от войны .Не бывает. Кто не был ранен, тот натерпелся огромного ужаса, страха, отчаяния. Потерял родных, близких, видел смерть прямо перед собой ,слышал свист пуль и грохот бомб. Помнит холодные стены бомбоубежища и громкий протяжный плач испуганного ребёнка...

Война никого не обошла стороной. Нет людей, для которых война прошла благополучно...



(Звучит песня «Журавли»)

 Участники выходят на сцену

Мы вас помним, солдаты

Пусть известны не все имена,

Но войны той жестокой раскаты

Не умолкнут во все времена.

 

Чашу страданья испив всю до дна,

Вы из жизни ушли молодыми,

Но в памяти нашей во все времена

Останетесь вечно живыми.

 

Нет, время не властно над нами

Нашей скорби ему не убить.

Омоем ваш прах мы слезами

Учась благодарными быть!

(Стихотворение читают ученики младших классов «Я рисую людей»)

Я рисую людей,

Я рисую траву,

Я рисую все то,

Что вокруг наяву.

Я рисую дома

И сады на луне.

Я рисую все то,

Что увижу во сне.

Не хочу рисовать я

Разрывы от бомб.

Пусть не плачет

Никто на рисунке моем.

Мы в обиду планету свою не дадим.

«Да!»- цветущим садам

«Нет!»- войне говорим.

 

Финальная песня «Пусть всегда будет солнце!»