Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Эпоха и герои
Цель урока: углубить знания учеников о биографии и творчестве Н.В. Гоголя; познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»; дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя.
Методические приемы: лекция учителя, сообщения учеников, работа с учебником, составление плана, комментированное чтение.
Оборудование урока: портрет писателя; издания его произведений; репродукция картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», иллюстрации к повести «Тарас Бульба», презентация.
I. Слово учителя
Николай Васильевич Гоголь – одна из ключевых фигур в литературном процессе первой половины XIX века, неповторимая писательская индивидуальность. Человеческий и творческий облик Гоголя очень сложен, поэтому вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», «загадке» его искусства, «тайнее» его личности, о направлении и смысле духовного и художественного развития.
Гоголь, его творчество и судьба, его вера и идеалы – отнюдь не экспонаты из «исторического музея» русской литературы. Творчество Гоголя, воодушевленное жаждой познания России и русского человека – живое явление современности. Оно и сейчас вызывает столкновение мнений, споры, имеющие общественное и нравственное значение. Загадку личности Гоголя каждый прикасающийся к нему – «заколдованному месту» русской литературы – может постигнуть, только оставшись наедине с писателем, не просто прочитав, но и пережив его книги.
– Какие произведения Гоголя вы читали?
1. Родина и родители Н.В. Гоголя.
Сообщение ученика.
Край, в котором родился Гоголь, был овеян легендами, поверьями, историческими преданиями, будоражившими воображение. Рядом с Васильевкой, где жил будущий писатель, располагалась Диканька, к которой Гоголь приурочил происхождение своих первых повестей («Вечера на хуторе…»). Здесь, в Диканьке, показывали сорочку казненного Кочубея (вспомните «Полтаву» Пушкина), здесь, по преданию, находился дуб, возле которого происходили свидания Мазепы с Матреной (Марией). В Кибинцах, имении родственника Гоголей, находилась большая библиотека, был домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии. Все это содействовало развитию литературных интересов будущего писателя.
2. Нежинская гимназия высших наук.
Сообщение ученика.
Здесь, в гимназии проявилась, многосторонняя одаренность Гоголя: он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях и как художник-оформитель, и как актер, особенно ему удаются комические роли, он пользуется успехом. Кроме этого Гоголь пробует себя в различных литературных жанрах, его сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» так же пользуется успехом. Однако пока все свои мечты он связывает с государственной деятельностью. Он пока всерьез не думает о писательстве.
3. Встреча с Пушкиным
Сообщение ученика.
По окончании гимназии Гоголь едет в Петербург, где пишет свои первые повести, становится известен, входит в круг литераторов, знакомится с Жуковским, Плетневым, а 20 мая 1831 г. У Плетнева он был представлен Пушкину. Пушкин горячо приветствовал выход в свет «Вечеров на хуторе…»: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия…!»
В 1831-1834 гг. отношения Гоголя и Пушкина становятся особенно близкими. Гоголь делится и обсуждает с поэтом свои творческие планы, пишет статью о Пушкине, где определяет Пушкина как «поэта национального». Пушкин, в свою очередь, всячески поддерживал Гоголя, помогал ему в его литературных начинаниях, подсказывал темы новых работ. Так, известно, что идею «Мертвых душ» и «Ревизора» подал Гоголю Пушкин.
4. Повесть «Тарас Бульба».
Сообщение ученика.
Повесть «Тарас Бульба» - результат серьезного увлечения Н.В. Гоголя историей. В начале 30-х гг. он был адъюнкт-профессором в Петербургском университете. Занятия историей шли параллельно возникновению художественных замыслов. В 1835 г. Он написал первый вариант «Тараса Бульбы», вошедший в сборник «Миргород» вместе с другими повестями. Во второй редакции повести Гоголь подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народов. (Зачитывается монолог Тараса о любви русского человека к своей земле.)
Лекция учителя
Историческая основа повести «Тарас Бульба».
Вы прочитали повесть «Тарас Бульба», но это лишь начало знакомства с произведением и его знаменитым героем. Гоголь писал об эпохе, которую отделяло от него несколько веков. Почему писатель обратился к столь давним временам? Кто такие запорожские казаки?
Обратимся сначала к древней истории нашей страны. В 13 веке Монгольское нашествие привело к окончательному распаду Киевской Руси.
Середина XIII в. – монгольское нашествие
распад Киевской Руси
Учитель показывает на карте (слайд)
Восточные земли оказались под игом ордынских ханов, а западные – под властью литовских князей.
Середина XIII в. – монгольское нашествие
распад Киевской Руси
Население Польши и Литвы были католиками, а большая часть Украины и Белоруссии – православными.
1596 год - в Брест-Литовске заключена уния
(т.е. объединение) православной и
католической церкви
украинское население отказывается
принимать католичество
поляки начали преследования тех, кто
отказывался принимать унию
Из-за этих событий польских шляхтичей украинское население стало воспринимать как главных врагов. Чтобы защитить национальную независимость и вероисповедания, устраивались восстания, главной силой которых были – казаки.
Некоторые казаки жили по южным границам Московского государства, на реках Дон и Яик, а некоторые селились на южных границах Польши, на реке Днепр. Центром последних была Запорожская Сечь. В Сечи располагалась церковь, хозяйственные постройки, жилые помещения – курени, также на ее территории действовали свои правила и законы. Таким образом Запорожская Сечь представляла собой некое «казацкое государство».
Жизнь «казацкой республики»
казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов;
не признавали распоряжений польского короля;
самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции;
женщин в Сечь не пускали.
Время действия повести - XV век. Однако события, описанные в повести, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века. Гоголь намеренно выбирает другой временной отрезок, так как у него не было цели изобразить подлинные исторические факты или реальные исторические лица.
Идея произведения в другом - показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, настоящих патриотов, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель также подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа.
Ребята, давайте представим себе, что мы читаем небольшую пьесу. Открывается она всегда перечислением действующих лиц; даются краткие сведения об их возрасте, родственных связях, роде деятельности. Составим афишу для знакомства с нашими героями.
Составление афиши и декораций.
Тарас Бульба– казак, «один из числа коренных старых полковников».
Жена Тараса- 42 года, но выглядит много старше, «бледная, худощавая женщина с добрым, но испуганным лицом».
Остап и Андрий- сыновья Тараса только что вернувшиеся из Киевской бурсы, «два дюжие молодца, в длинных «свитках».
Теперь попробуем отобрать в тексте все детали, рисующие место действия. На сцене это будут декорации. Покажем развернутую ремарку, в которой более или менее подробно описывается окружающая обстановка, на фоне которой развертывается события.
Учащиеся приводят примеры из текста, иллюстрируя то место, на котором происходит встреча Тараса с сыновьями.
А теперь нам предстоит перевести эпический текст в драматургический, составить к тексту ремарки.
Например: Тарас Бульба (отступивши назад, с удивлением): «Ах ты, сякой- такой сын! Как батька?»
Сценка "Встреча” (По мотивам повести "Тарас Бульба”)
Отец: -А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?
- Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, - какие же длинные на вас свитки, экие свитки! А побеги который-нибудь из вас, я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшись в полы.
Остап: - Не смейся, не смейся, батьку! – сказал старший из сыновей.
Отец: - Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?
Остап: - Да так, хоть ты и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!
Отец: - Ах ты, сякой-такой сын! Как батька! – сказал Тарас Бульба.
Остап: Да хоть батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого.
Отец: - Как не хочешь со мной биться? Разве на кулаки?
Остап: - Да уж на чем бы то ни было.
Отец: - Ну давай на кулаки!- Смотрю я, что за человек ты в кулаке.
Мать: - Смотрите, добрые люди. Одурел старый! Совсем спятил с ума. Дети приехали домой, и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих. Дети приехали домой, больше года и не видели, а он задумал ни весть что: на кулаки биться!
Какое впечатление произвел на вас Тарас?
(Он резок, грубоват, а то и просто груб, упрям и груб, иногда его просто граничит с самодурством и жестокостью. Но в образе Тараса господствует одна черта: преданность общему делу, которому отдаются все душевные и физические силы героя, любовь к отчизне).
Есть ли сходство между Тарасом Бульбой и героями былин? В чем оно проявляется? У них у всех внутри жил дух настоящего, мужественного и храброго воина. Главная их цель — это спасать свою Родину, свою землю от врага. В описании внешности Тараса можно увидеть некоторые сходства с внешностью былинных богатырей. Тарас был широкоплечим, мускулистым. Внешне он выглядел мужественно и могущественно. Богатыри русских былин выглядели также.
Почему характеристика Тараса возникает на фоне образа «бедной старушки»? Какие качества героя подчеркивает автор?
Почему в описании Тараса Бульбы автор столь подробно рассказывает о причинах, породивших такую натуру? Тем самым автор акцентирует внимание на внешних условиях, Через окружающие главного героя насилие и жестокость, проясняется ценность товарищества, крепость духа и самоотверженности в служении родной земле. Также Гоголь указывает, что в суровые неспокойные времена, нет и не может быть места предательству, слабодушию и эмоциональным страстям
– Как в авторской характеристике сочетаются черты личностные, национальные и исторические?
Примечание:
Найдем фрагменты авторского монолога, обратим внимание на следующие отрывки: «Это был один из тех характеров…» (типизация), «…могли возникнуть только в тяжелый XV век…» (историческая типизация). Подчеркнем, что Гоголь считает казачество скорее выражением «русского духа» (способность к крайним проявлениям – от 2мирного» до «разгульного»), нежели историческим или национальным слоем.
Как он относится к своим сыновьям?
Итак, любовь к своей маленькой родине хутору, полями, садам, влюбленность в сечь, детские, а потом подростковые мечты о героическом- таковы в самых общих чертах нравственные начала, впитываемые Остапом и Андрием в детстве, в домашнем быту.
Домашнее задание
Составить рассказ о Тарасе Бульбе по I главе.
Найти в повести эпизоды, где проявляются вера, патриотизм, товарищество, вольность.
Опережающее задание: подобрать материал для характеристики героев повести