Организационный момент. Психологический настрой на урок: (3 мин) Постановка задачи и целей (1 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желают успеха. Эмоциональный настрой на урок. Игра «Круг радости» - способствует созданию благоприятного психологического климата. Для начала учащиеся встают в круг рассчитываются на первый, второй и третий. Поворачиваются к соседу и желают ему всего хорошего на сегодняшний день, пожимая друг другу руки. Давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущих уроках? (Мы находили НОД и НОК чисел разными способами и решали задачи) Сегодня мы с вами обобщим все полученные знания по данной теме. Откройте тетради, запишите число и тема: Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное. Те, которые были, под первым номером будет 1 группа, под вторым номером 2 группа, а под третьим номером 3 группа. | |
Актуализация опорных знаний. 12 мин | Устный счет. «Логическая цепочка»  Прежде чем приступим к решению заданий, предлагаю вспомнить некоторые правила. Вопросы выставляются на слайде. «Мозговой штурм» Что называется наибольшим общим делителем чисел a и b?(Наибольшим общим делителем чисел a и b – называется наибольшее натуральное число, которое делит числа a и b без остатка.) Как найти НОД чисел? (1. разложить на простые множители; 2. выписать общие множители; 3.перемножить их.) А если нет общих множителей, чему равен НОД этих чисел? (1) Как называются эти числа? (взаимно – простыми) Приведите пример взаимно-простых чисел Что называется наименьшим общим кратным чисел a и b?(Наименьшим общим делителем чисел a и b - называется наименьшее натуральное число, которое делиться на a и b без остатка.) Как найти НОК чисел?(1. разложить на простые множители; 2. Выписать множители первого числа; 3. Добавить недостающие множители из второго числа;4. найти произведение получившихся множителей). Мы говорили, что число нужно разложить на простые множители, а какие числа называются простыми? (простыми называются числа, которые имеют только два делителя: 1 и само число) Приведите примеры.(3 , 5 , 7 , 11 , 13 , 17 , 19 , 23 , 29 и т.д.) Какие числа называются составными? (составными называются числа, имеющие более двух делителей) Приведитепримеры.9, 25, 100 и т.д. А 1 – какое это число? (нипростое, нисоставное) Почему? Группы читают вопрос и готовят ответ. | |
Обобщение и систематизация знаний и умений. 5 мин 2 мин 17 мин | Выполнение упражнений с самопроверкой по эталону. Задание: Найдите НОД и НОК чисел наиболее удобным способом: а) 12 и 40; б) 9 и 40; в) 12 и 72 . На задание дается 5 мин. Каким способом удобнее решать каждое упражнение? Разбор по слайду. а) Удобнее решать методом разложения на простые множители 12 = 2·2·3; 40 = 2·2·2·5 НОД(12;40)=2·2=4; НОК(12;40) = 2·2·2·3·5 = 120 б) есть ли общие делители у чисел 9 и 40? (есть , 1.) Как называются эти числа? (взаимно простые.) Чему равен НОД этих чисел? ( НОД(9;40) = 1) Чему равен НОК этих чисел? ( НОК(9;40) = 9· 40=360.) в) Что вы можете сказать о числах 12 и 72? (72 делиться на 12) Какое правило мы знаем? (если одно число делится на другое, то НОД = наименьшему числу, а НОК - наибольшему) НОД(12;72) = 12; НОК(12;72) = 72 Сверьте данные, которые у вас получились, с эталоном который лежит на учительском столе. ФО: Оценивают себя по критериям, написанным в листе эталона. Поставив напротив критерия галочку. 7 галочек – высокий уровень 6-4 галочки – средний уровень 1-3 галочки – низкий уровень Физминутка Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. Вопрос учителя: Где мы уже используем наши знания НОДа и НОКа чисел? При решении задач. Перед ними на учительском столе находиться «Ромашка заданий» состоящая из 21 лепестка. Красный лепесток – задания уровня С. Желтый лепесток – задания уровня В. Зеленый лепесток – задания уровня А. А | Маша для Медведя купила в магазине яйца. По дороге в лес она сообразила, что число яиц делится на 2,3,5,10 и 15. Сколько яиц купила Маша? | В | Из 210 бордовых, 126 белых, 294 красных роз собрали букеты, причём в каждом букете количество роз одного цвета поровну. Какое наибольшее количество букетов сделали из этих роз и сколько роз каждого цвета в одном букете? | С | Лист картона имеет форму прямоугольника, длина которого 48 см., а ширина 40 см. Этот лист надо разрезать без отходов на равные квадраты. Какие наибольшие квадраты можно получить из этого листа и сколько? | А | Сколько солдат маршируют на плацу, если они будут маршировать строем по 12 человек в шеренге и перестраиваться в колонну по 18 человек в шеренге? | В | В портовом городе начинаются три туристских теплоходных рейса, первый из которых длится 15 суток, второй – 20 и третий – 12 суток. Вернувшись в порт, теплоходы в этот же день снова отправляются в рейс. Сегодня из порта вышли теплоходы по всем трём маршрутам. Через сколько суток они впервые снова вместе уйдут в плавание? Какое количество рейсов сделает каждый теплоход? | С | Камин в комнате необходимо выложить отделочной плиткой в форме квадрата. Сколько плиток понадобится для камина размером 195 ͯ 156 см и каковы наибольшие размеры плитки? | А | Шаг Володи 75 см, а шаг Кати 60 см. На каком наименьшем расстоянии они оба сделают по целому числу шагов? | В | Для новогодних подарков купили 180 яблок, 90 апельсин и 900 конфет. Все дети получили одинаковые подарки. Какое наибольшее число одинаковых подарков было составлено из этих фруктов и конфет? | С | Садовый участок размером 54 ͯ 48 м по периметру необходимо оградить забором, для этого через равные промежутки надо поставить бетонные столбы. Сколько столбов необходимо привезти для участка, и на каком максимальном расстоянии друг от друга будут стоять столбы? | А | Найти: НОК(360;252). | В | Для новогодних подарков закупили 78 плиток шоколада, 156 пряников, 52 пачки печенья, 104 апельсина и 130 яблок. Какое наибольшее число одинаковых подарков можно собрать? | С | Требуется изготовить ящик с квадратным дном для укладки коробок размером 16 ͯ 20 см. Какова должна быть наименьшая длина стороны квадратного дна, чтобы уместить коробки в ящик вплотную? | А | Вычислить НОД(720,216), НОК(720,216). | В | Чему равно отношение НОК (308,264) к НОД (308,264)? | С | Для устройства елки купили орехов, конфет и пряников - всего 760 штук. Орехов взяли на 80 штук больше, чем конфет, а пряников на 120 штук меньше, чем орехов. Какое наибольшее число одинаковых подарков для детей можно сделать из этого запаса? | А | Найти НОК(84,160,96), | В | Найти частное от деления НОК(24, 2004) на НОД тех же чисел. | С | Найдите наименьшее натуральное число, которое кратно 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. | А | Найти НОД (56, 72). | В | На столе лежат книги, число которых меньше, чем 100. Сколько лежит книг, если известно, что их можно связывать пачки по 3, по 4, и по 5 штук? | С | В магазин привезли меньше 600, но больше 500 тарелок. Когда стали раскладывать их десятками, то не хватило 3 тарелок до полного числа десятков, а когда стали раскладывать дюжинами (по 12 тарелок), то осталось 7 тарелок. Сколько тарелок привезли в магазин? | ФО: Преобладающее количество лепестков красного цвета показывает высокий уровень усвоения, желтого цвета - средний уровень усвоения и зеленого цвета – низкого уровня усвоения. | Лист А4. Эталон для самопроверки. |
Постановка д/з 1 мин | Задача. Расшифруйте название птицы, которая видит все, что происходит вокруг нее, даже не поворачивая головы. Для этого найдите наименьшее общее кратное каждой пары чисел , затем впишите букву , соответствующую этому числу , в таблицу . 1) НОД(15,60) = 15 л 5) НОД(184, 138) = 46 н 2) НОК(4;5;8)= ___40 е 6) НОД(75;225)= 75 п 3) НОД(153;257)= 1 в 7) НОК(9;6) = 18 ь 4) НОК(16;12)= 48 д 8) НОК(252 ; 264)= 5544 ш Свободный столбик в таблице заполните, учитывая данные: НОК(25;4) = 100 а 1 | | 15 | 18 | 48 | 5544 | 46 | 40 | 75 | в | а | л | ь | д | ш | н | е | п | И подготовить сообщение. |  |