Название предмета: «Физика».
Учитель физики: Н.Н Гетикова
Класс: 9
УМК: Физика.9 класс. /А.В Пёрышкин, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин; под.ред. Н.А. Парфентьевой. – М.: Просвещение, 2010./
Уровень обучения: базовый.
Тема урока: «Направление индукционного тока. Правило Ленца».
Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 12
Место урока в системе уроков по теме:
Данный урок, в системе уроков раздела «Магнитное поле», представляет ступеньку продвижения обучающихся к полному усвоению учебного материала, к овладению опытом поисковой и творческой деятельности. Учитель в системе таких уроков обеспечивает обучающихся дифференцированными заданиями, помогает им овладевать знаниями на разных уровнях сложности, опытом самообучения и самообразования. Определение направления индукционного тока по правилу Ленца является одним из самых сложных моментов для восприятия обучающихся.
Цель урока: объяснение сущности правила Ленца; формирование умения пользоваться правилом Ленца для определения направления индукционного тока.
Задачи урока:
Образовательные: изучить явление электромагнитной индукции;
познакомить учащихся с применением явления электромагнитной индукции;
изучить правило Ленца; уметь решать задачи на определение направления индукционного тока;
способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний;
Развивающие: способствовать развитию умения работать в группе, высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения;
развитие логического мышления для объяснения результатов опытов;
развитие интеллектуальных умений учащихся (наблюдать, сравнивать, применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, размышлять, анализировать, делать выводы).
Воспитательные: на примере биографических фактов из жизни , Эмилея Христиановича Ленца,показать целеустремленность и трудолюбие ученого.
Планируемые результаты.
Обучающиеся должны:
понимать смысл правила Ленца;
формулировать правило Ленца;
уметь применять правило Ленца для определения направления индукционного тока, возникающего в замкнутом контуре.
Техническое обеспечение урока:
Компьютер, проектор, экран.
Оборудование по физике: катушка, магниты.
Демонстрации: видеоролик опыта, подтверждающего справедливость правила Ленца (с катушкой и магнитом).
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
Карточки-тесты.
Содержание урока:
I.Организационный момент (1 мин.). Мобилизующее начало урока («исходная мотивация». Позитивный настрой на урок.
II.Фронтальный опрос:
1.Что такое электрический ток?
2.Частицы какого заряда являются носителями электрического тока в металлах?
3.В чем носителями тока являются положительные ионы?
Нам известно. Что около проводника с током возникает магнитное поле, которое обозначается магнитными линиями.
4.Что такое магнитные линии? (Изобразите на рисунке.)
5. Какое магнитное поле носит название однородного? Пример?
Поле, в котором магнитные линии одинаковы по направлению и модулю называется однородным. Пример соленоид.
6. Неоднородное поле создает ……..? (изобрази на рисунке.)
Линии неоднородного магнитного поля искривлены, их густота меняется отточки к точке.
7.Как можно определить направление магнитных линий в прямом проводнике, если известно направление тока? Каким правилом воспользуемся? Изобразите на примере неоднородного магнитного поля.
(Правило буравчика)
8.Как определить направление магнитных линий в соленоиде? Каким правилом воспользуемся? (правило правой руки).КАТУШКА
Если обхватить соленоид ладонью правой руки, направленные 4 пальца укажут направление тока в катушке, а отставленный большой палец укажет направление магнитного поля внутри соленоида.
9. Из курса 8 класса мы знаем, что всякий проводник с током, помещенный в магнитное поле и не совпадающий с его магнитными линиями, это поле действует с некоторой силой. Мы с вами рассматривали поведение металлической рамки, помещенной в магнитное поле и выяснили, что магнитное поле действует на проводник с током с силой. А как определить её направление? (Правило левой руки)
Если левую руку расположит так, чтобы магнитные линии входили в ладонь перпендикулярно. 4 пальца покажут нам направление тока в проводнике, а отставленный на 90 градусов большой палец укажет направление силы, действующий на проводник с током.
10. Какой величиной характеризуется магнитное поле? По какой формуле она определяется и в каких единицах измеряется?
11. На каком рисунке изображен вектор магнитной индукции в прямом проводнике и соленоиде.
12.»Создать из магнитизма электричество»
Кому принадлежат эти слова?. В 1822 году английский ученый Майкл Фарадей поставил перед собой задачу доказать, что магнитное поле создает электрическое поле. Над это проблемой он работал 10 лет и открыл явление электромагнитной индукции. На прошлом уроке мы проводили лабораторную работу по исследование явления электромагнитной индукции.
Какие опыты проводил Фарадей?
(Слайд 1)
13. Сформулируйте мне вывод из проведенных опытов. В чем заключается это явление?
(Слайд 2)
При всяком изменении магнитного потока, пронизывающего контур замкнутого проводника, в этом проводнике возникает электрический ток, и существует в течении всего процесса изменения магнитного потока.
14. Как называется этот ток? Что это означает?
15.А теперь подведем итоги всему сказанному. Выполните задание.
Укажите стрелочкой соответствие величин и методов их определения.
Направление маг.линий в прямом проводнике Правило Ленца
Направление маг. линий в соленоиде Правило левой руки
Направление силы, дейст. на проводник
с током Правило правой руки Направление индукционного тока Правило буравчика
16. Какого соответствия вы не обнаружили?
Итак тема урока: Направление индукционного тока. Правило Ленца.
17. Предлагаю вам посмотреть опыт, который покажет нам как определить направление индукционного тока.
ПРОСМОТР РОЛИКА
18. Объяснение правила. (Слайд 4)
При увеличении магнитного потока в кольце возникает индукционный ток, который противодействует увеличению внешнего магнитного потока. Векторы магнитной индукции поля кольца и поля магнита направлены в противоположные стороны.
(Слайд:5 и 6)
(Слайд 7)
При уменьшении магнитного потока в кольце возникает индукционный ток, который противодействует уменьшению внешнего магнитного потока. Векторы магнитной индукции поля кольца и поля магнита направлены в одну и ту же сторону.
(Слайд 8)
Оба правила можно объединить в одно. Это правило Ленца: Возникающий в замкнутом контуре индукционный ток своим магнитным полем противодействует тому изменению магнитного потока, которое вызвало этот ток.
19. При решении задач на Правило Ленца пользуются правилом:
(Слайд 9)
(слайд:11)
20. Предлагаю вам послушать сообщение о жизни и вкладе в развитие физики российского учёного Эмилея Христиановича Ленца.
(Соообщение)
21.Решение ТЕСТА: «Правило Ленца»
(слайд:12)
IV. Рефлексия
1.Что нового узнали?
2.Какой момент урока вас заинтересовал?
3. Оцените материал по 5 бальной системе.
V.Подведение итогов
Оцените свою работу на уроке и оцените её.