СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен опыт работы, направленный на духовно-нравственоое воспитание дошкольников средствами народных традиций.

Просмотр содержимого документа
«« Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»»










Конкурс :

«Творческий педагог – образовательный потенциал ребенка»


Направление конкурса :

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся


« Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»






Выполнила :

Цыганкова Т.А., воспитатель

МБОУ «Новотырышкинская СОШ»













2022


СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………..3-9

Глава1 Организация опытно-экспериментальной работы, направленной на духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций………………………………………………………………………..10-17

Выводы ……… 17

Заключение……………………………………………………………………..17-19

Список использованной литературы 20

Приложение 1. 21

Приложение 2. 21

Приложение 3. 22

Приложение 4. 23

Приложение 5. 24





























Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной России нарушено духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты подрастающего поколения, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок, отсутствие государственной идеи. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения традиционной русской культуры, оживления традиций и духовных основ жизни народа. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, духовность и др.).

Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности. ФГОС ДОУ определяет целевые ориентиры духовно-нравственного воспитания:

- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в игре, общении;

- ребёнок обладает развитым воображением;

- ребёнок проявляет любознательность;

- ребёнок уверен в себе, в своих силах, открыт внешнему миру.

Русские народные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания.

Практический анализ показывает, что духовно-нравственный потенциал народных традиций в полной мере не используется. Во многом это связано с фрагментарным обращением к традициям, недостаточным взаимодействием ДОУ с семьёй, отсутствием теоретических разработок по проблеме комплексного использования русских народных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания. В практике духовно-нравственного воспитания преобладают словесные методы использования традиций, что вступает в противоречие с практико-ориентированным характером традиций.

Анализ педагогической литературы позволяет выделить имеющиеся противоречия:

- между социальной значимостью духовно-нравственного воспитания в России и недостаточной разработанностью научных основ использования духовно-нравственного воспитания в традициях русской народной культуры;

- между высоким педагогическим потенциалом народных традиций, необходимостью комплексного подхода к их использованию в процессе духовно-нравственного воспитания и фрагментарностью применения народных традиций в воспитательном процессе современного ДОУ.

Выделенные противоречия позволяют сформулировать научную проблему: при каких педагогических условиях русские народные традиции функционируют как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольников?

Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования методов духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием русских народных традиций и фольклора.

Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Предмет исследования: методы и приёмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в традициях русской народной культуры.

Гипотеза исследования: народные традиции функционируют как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольников, если:

- задачи духовно-нравственного воспитания систематизированы с учётом народных традиций;

- комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию осуществляется в интеграции народных традиций и фольклора в содержание ООД, в ходе совместной деятельности взрослого и детей, в режимных моментах;

- духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры окажется успешным, если в качестве методов и приёмов в деятельности использовать игры, пение народных песен, закличек, потешек и т.д.

Задачи исследования:

  1. Выявить признаки и структуру народных традиций как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников.

  2. Систематизировать задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников.

  3. Изучить методы духовно-нравственного воспитания дошкольников.

  4. Экспериментально апробировать методы духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием народных традиций и фольклора.

  5. Изучить и проанализировать педагогическую литературу.

Методы исследования: в соответствии с целями и задачами использовались теоретические методы: анализ проблемы, изучение русских народных традиций и фольклора как средства духовно-нравственного воспитания, теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ учебных программ, эксперимент.

Опытно-экспериментальная база исследования : детский сад «Снежинка» структурное подразделение МБОУ «Новотырышкинская СОШ» с.Новотырышкино Смоленского района Алтайского края. В эксперименте участвовало 15 детей в возрасте 5-6 лет.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нём определены цели, этапы, содержание процесса духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием народных традиций. Разработано планирование для старшей и подготовительной групп. Данная работа может быть использована в целях совершенствования деятельности по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, поставлена цель работы, задачи. Определены объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза.

В первой главе представлен анализ организации опытно-экспериментальной работы, направленной на духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций, проведена оценка эффективности проделанной работы.

Заключение содержит общие выводы по теме исследования.

Список использованной литературы содержит 7 источников.

Приложения включают фотографии.

Теоретическая база опыта.

Духовно-нравственное воспитание является важнейшим направлением воспитания, оказывающим определяющее влияние на все другие направления. Что будет заложено в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью. Важная роль в духовно-нравственном воспитании отводится детскому саду. Стало очевидным, что в обществе необходимо возрождение культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребёнка до школы.

Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живёт ребёнок. Культура – это система ценностей, закреплённая в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники – загадочное и удивительное явление народной культуры.

При этом теоретические основы духовно-нравственного воспитания современного дошкольника, несмотря на многочисленные исследования в этой области, остаются недостаточно разработанными. В результате анализа научной литературы были выявлены следующие проблемы:

- духовно-нравственное воспитание в большинстве случаев рассматривается как нравственное или религиозное;

- нет чётко определённых целей и задач духовно-нравственного воспитания в современных условиях;

- практически отсутствуют технологии духовно-нравственного воспитания.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания [4]. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу [4]. В совокупности они составляют основу личности, где духовность выступает как вектор движения, основа нравственности, её саморазвития.

Обратимся к целям духовно-нравственного воспитания. Основной целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям русской традиционной культуры, включающей гуманность, культуру поведения.

В соответствии с целями выделяются задачи духовно-нравственного воспитания:

- познание и прививание народной культуры и традиций;

- раскрытие духовной и нравственной одарённости ребёнка, его способностей и талантов;

- гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребёнка;

- формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;

- одухотворение жизненного пространства ребёнка;

- защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребёнка;

- формирование опыта духовно-нравственного поведения.

В содержание духовно-нравственного воспитания дошкольников включено и развитие личности, имеющей нравственные и духовные ориентиры: духовный ориентир – уклонение от зла и выбор добра, гуманистический ориентир – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание, государственный ориентир – принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ [2].

Выявленные выше особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников позволили заключить, что эффективным средством духовно-нравственного воспитания могут служить народные традиции.

Народные традиции и фольклор являются формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Основными задачами духовно-нравственного воспитания дошкольников являются: (1)познание и прививание народной культуры и традиций; (2) раскрытие духовной и нравственной одарённости ребёнка, его способностей и талантов; (3) гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребёнка; (4) формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям; (5) одухотворение жизненного пространства ребёнка; (6) защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребёнка; (7) формирование опыта духовно-нравственного поведения.

Народные традиции являются элементами духовно-нравственной культуры и обладают значительным духовно-нравственным потенциалом, который отражают их классификация (мировоззренчески - ориентирующие, позиционно-ролевые, регламентирующие традиции) и функции (основные – воспитания духовно-нравственных качеств, формирования опыта духовно-нравственных отношений в детском коллективе и вспомогательные – культурно-просветительская и творчески-развивающая). В то же время народные традиции обладают значительным воспитательным потенциалом. Педагогическую сущность народных традиций отражают их сущностные признаки (социально-игровая сюжетика, практико-ориентированный характер, образовательно-воспитательная направленность, эмоциональная насыщенность), условия эффективного педагогического использования (сценарно-игровая технологичность, воспитательная организация, включение в деятельность).
























Глава 1 Организация опытно-экспериментальной работы, направленной на духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций

Экспериментальная работа проводилась на базе детского сада «Снежинка» СП МБОУ «Новотырышкинская СОШ», с. Новотырышкино, Смоленского района, Алтайского края в течение 2021-2022 гг. г. В эксперименте участвовало 15 детей в возрасте 5-6 лет старшей группы .

В исследовании были выделены следующие этапы:

  1. констатирующий;

  2. формирующий;

  3. контрольный.

На констатирующем этапе осуществлялось изучение научной и педагогической литературы по духовно-нравственному воспитанию с использованием русских традиций. Разработка критериев мониторинга. Выработка методов исследования, планирование и подготовка экспериментальной работы.

Работа разделена на условные модули: «Педагогические условия», «Диагностика», «Праздники и народные традиции», «Фольклор», «Музейная педагогика», «Семья».

Модуль «Педагогические условия».

Педагогические условия – это те обстоятельства, от которых зависит воспитание, образование и развитие ребёнка. Обстановка, в которой происходит воспитание, образование и развитие индивида; та среда, которая непосредственно влияет на процессы развития, обучения и воспитания (Приложение 1).

В работу по ознакомлению детей с народными традициями на подготовительном этапе были включены различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществлялась в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, музыкальных и занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности. Использовались разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность.

Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями - это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.

Большая часть работы проводится вне организованных занятий, в ходе совместной деятельности педагога и детей, в режимных моментах . Система работы строится на основе народного календаря. Год в детском саду начинается с сентября - значит и знакомство с традициями, обрядами и праздниками начинается с сентября. Мы используем примерные сценарии занятий. Работа по духовно-нравственному воспитанию спланирована для старшей и подготовительной групп .

Модуль «Диагностика».

На втором этапе (сентябрь 2021 - апрель 2022 гг. формирующий) проводился эксперимент, апробирована программа в старшей группе, проведён мониторинг (Приложение 2).

Диагностика позволила определить наиболее важные направления в работе по созданию условий для ознакомления и приобщения детей к традиционной народной культуре.

Для этого были выделены несколько структурных компонентов, целью которых явилось:

- определить уровень сформированности представлений детей о народных праздниках;

- выявление интереса к культуре и традициям своего народа;

- наличие опыта семейного воспитания, традиций и обычаев.

Методы проведения диагностики детей :

- наблюдение за детьми;

- индивидуальные беседы;

- тематические занятия, беседы, занятия-путешествия, занятия-викторины;

- вопросы поискового характера;

- игровая деятельность (подвижные игры, игры-забавы, игры нашего двора и т.д.);

- чтения художественных произведений (сказки, потешки, загадки, заклички и др.);

- рассматривание альбомов «Хохлома», «Гжель», «Как жили наши предки», «Как наши предки выращивали хлеб», «Как наши предки шили одежду».

Критерии диагностики: проявляет интерес к р.н.к., умеет играть в р.н.и., умеет рассказывать р.н.сказки, потешки, заклички, знает названия русских праздников, некоторые традиции, имеет представление о русской одежде, обуви, имеет представление о старинных предметах быта, узнаёт героев русского фольклора.

Диагностические методики.

«Картинки» Материал: картинки «дети красят яйца на Пасху», «сжигание чучела», «катание с горы», «колядование». Ребенку предлагают рассмотреть картинки и назвать, какие события или праздники здесь изображены.

Беседа «Народные традиции»

  1. Есть ли у тебя любимый праздник и как ты отмечаешь его дома?

  2. Какие народные праздники ты знаешь?

  3. Какие праздники отмечают в твоей семье?

  4. Как вы готовитесь к празднику (называется тот праздник, который обозначил ребенок)

  5. Какие народные песенки, потешки, считалки игры ты знаешь?

  6. Назови народные игры, в которые ты любишь играть?

  7. С какими традициями и праздниками ты хочешь познакомиться? Почему?

Результатами проделанной работы с детьми являются:

  1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

  2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.

  3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства.

  4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

  5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

  6. Используют  атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

  7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Результативность

На начало учебного года.

  • дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания народных праздников, не осознают их своеобразие и ценность каждой из народных культур.

  • знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости.

  • дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа.

  • у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.

  • большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.

  • небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.

Результаты мониторинга на конец учебного года.

  • дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.

  • у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.

  • дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.

  • у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.

  • дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором.

  • могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.

  • у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.

  • дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.

Модуль «Праздники и народные традиции».

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Основным условием успешного внедрения народных праздников в жизнь дошкольника, отмечает, всегда было и остается глубокое знание и свободное владение педагогом обширным народным репертуаром, а также методикой педагогического руководства (Приложение 3).

Работа в данном модуле включает следующие задачи:

  • создание условий для комплексной интеграции знаний детей через ознакомление дошкольников с народными праздниками и традициями русского народа;

  • воспитание уважения и положительного к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры, стремление возродить традиции семейного воспитания;

  • формировать чувства любви к большой и малой родине на основе изучения национальных культурных традиций;

  • обогащение музыкальными впечатлениями и развитие музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора;

Модуль «Фольклор».

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.

Модуль «Музейная педагогика».

Включает в себя организацию в ДОУ интерактивных выставок, создание на базе ДОУ музея русского быта «Горница» (Приложение 4).

Цель:  Создать условия для ознакомления детей с бытом русской горницы и традициями русского народа.

Задачи: 

1.Познакомить детей с горницей — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством, с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, лавка, сруб, т.д.). Привить интерес к предметам старины. Расширить словарный запас детей.

2.Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры — драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок.), развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

3.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

4. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению музея.

5. Воспитывать патриотические чувства.

Модуль «Семья».

Работа по духовно-нравственному воспитанию ведётся не только с детьми, но и с родителями.

Одно из ключевых направлений реализации проекта духовно-нравственного воспитания дошкольников является повышение педагогической культуры родителей (Приложение 5).

Работа с родителями велась по двум основным направлениям:

- Знакомство родителей с культурой и традициями русского народа через активные формы взаимодействия детей и родителей;

- Ознакомление их с традициями народных праздников и принципами организации воспитания в семье.

Третий этап (май 2022г.) заключительный. Обработка, обобщение результатов работы в форме конспектов занятий, формулирование выводов.

Используя фольклор и народные традиции на занятиях по духовно-нравственному воспитанию, мы заметили, что дети стали более инициативные и самостоятельные в игре, общении, обладают развитым воображением, проявляют любознательность, уверены в себе, стали более открыты внешнему миру.

Вывод :

Результатом всей работы является:

- формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям русской традиционной культуры, включающей гуманность, культуру поведения;

- развитие творческих способностей ребёнка;

- социально-личностное развитие детей (дружелюбие, толерантность, внимательность, жизнерадостность, правдивость, совестливость, активность, коммуникабельность).


Заключение :

Народные традиции являются формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Проведенное исследование позволило выявить и экспериментально апробировать педагогические условия использования народных традиций в качестве средства духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В ходе исследования были сделаны следующие основные выводы. Основной целью Духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям русской традиционной культуры, включающей гуманность, культуру поведения.

Основными задачами духовно-нравственного воспитания являются:

- познание и прививание народной культуры и традиций;

- раскрытие духовной и нравственной одарённости ребёнка, его способностей и талантов;

- гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребёнка;

- формирование основ гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;

- одухотворение жизненного пространства ребёнка;

- защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребёнка;

- формирование опыта духовно-нравственного поведения.

Народные традиции являются элементами духовно-нравственной культуры и обладают значительным; духовно-нравственным потенциалом, который отражают их классификация (мировоззренчески - ориентирующие, позиционно-ролевые, регламентирующие традиции) и функции (основные -воспитания духовно-нравственных качеств, формирования опыта духовно-нравственных отношений в детском коллективе и вспомогательные -культурно-просветительская и творчески-развивающая). В то же время народные традиции обладают значительным воспитательным потенциалом. Педагогическую сущность народных традиций отражают их сущностные признаки (социально-игровая сюжетика, практико-ориентированный характер, образовательно - воспитательная направленность, эмоциональная насыщенность) и условия эффективного педагогического использования (сценарно-игровая технологичность; воспитательная организация; включение в деятельность).

С целью оценки востребованности практики использования народных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников был проведен анализ и апробация парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой О.Л., Маханёвой М.Д. [5]

В качестве апробации результатов исследования в старшей группе проводилась экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием народных традиций.

Инструментарий процесса духовно - нравственного воспитания дошкольников с использованием народных традиций включает педагогические формы, методы, приемы.

Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса.



















Список использованной литературы:

    1. Федеральный закон «Об образовании в РФ».- М.: «Омега-Л», 2014.-135 с.;

    2. Воронов В.В. Педагогика в двух словах: Конспект-пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001.- 192 с.;

    3. Даминдарова Ф.В. Роль народных традиций в нравственном формировании личности (социально-философский аспект).- Диссертация канд. Филос. Наук. – Уфа, 2005.-193 с.;

    4. Дошкольное образование. Словарь терминов / сост. Виноградова Н.А. и др. – М.: Айрис-Пресс, 2010.- 400 с.;

    5. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханёва. – СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 304 с.;

    6. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 4-е издание. - М.: Академия, 2002. – 415 с.;

    7. Комментарии к ФГОС дошкольного образования. Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года №08-249. –


















Приложение 1







Приложение 2

Мониторинг освоения программы духовно-нравственного воспитания 2021-2022 учебный год.







Приложение 3













Приложение 4







Приложение 5