Конкурс :
«Творческий педагог – образовательный потенциал ребенка»
Направление конкурса :
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся
« Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Выполнила :
Цыганкова Т.А., воспитатель
МБОУ «Новотырышкинская СОШ»
2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3-9
Глава1 Организация опытно-экспериментальной работы, направленной на духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций………………………………………………………………………..10-17
Выводы ……… 17
Заключение……………………………………………………………………..17-19
Список использованной литературы 20
Приложение 1. 21
Приложение 2. 21
Приложение 3. 22
Приложение 4. 23
Приложение 5. 24
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной России нарушено духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты подрастающего поколения, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок, отсутствие государственной идеи. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения традиционной русской культуры, оживления традиций и духовных основ жизни народа. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, духовность и др.).
Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности. ФГОС ДОУ определяет целевые ориентиры духовно-нравственного воспитания:
- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в игре, общении;
- ребёнок обладает развитым воображением;
- ребёнок проявляет любознательность;
- ребёнок уверен в себе, в своих силах, открыт внешнему миру.
Русские народные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания.
Практический анализ показывает, что духовно-нравственный потенциал народных традиций в полной мере не используется. Во многом это связано с фрагментарным обращением к традициям, недостаточным взаимодействием ДОУ с семьёй, отсутствием теоретических разработок по проблеме комплексного использования русских народных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания. В практике духовно-нравственного воспитания преобладают словесные методы использования традиций, что вступает в противоречие с практико-ориентированным характером традиций.
Анализ педагогической литературы позволяет выделить имеющиеся противоречия:
- между социальной значимостью духовно-нравственного воспитания в России и недостаточной разработанностью научных основ использования духовно-нравственного воспитания в традициях русской народной культуры;
- между высоким педагогическим потенциалом народных традиций, необходимостью комплексного подхода к их использованию в процессе духовно-нравственного воспитания и фрагментарностью применения народных традиций в воспитательном процессе современного ДОУ.
Выделенные противоречия позволяют сформулировать научную проблему: при каких педагогических условиях русские народные традиции функционируют как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольников?
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования методов духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием русских народных традиций и фольклора.
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Предмет исследования: методы и приёмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в традициях русской народной культуры.
Гипотеза исследования: народные традиции функционируют как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольников, если:
- задачи духовно-нравственного воспитания систематизированы с учётом народных традиций;
- комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию осуществляется в интеграции народных традиций и фольклора в содержание ООД, в ходе совместной деятельности взрослого и детей, в режимных моментах;
- духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры окажется успешным, если в качестве методов и приёмов в деятельности использовать игры, пение народных песен, закличек, потешек и т.д.
Задачи исследования:
Выявить признаки и структуру народных традиций как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Систематизировать задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Изучить методы духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Экспериментально апробировать методы духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием народных традиций и фольклора.
Изучить и проанализировать педагогическую литературу.
Методы исследования: в соответствии с целями и задачами использовались теоретические методы: анализ проблемы, изучение русских народных традиций и фольклора как средства духовно-нравственного воспитания, теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ учебных программ, эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования : детский сад «Снежинка» структурное подразделение МБОУ «Новотырышкинская СОШ» с.Новотырышкино Смоленского района Алтайского края. В эксперименте участвовало 15 детей в возрасте 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нём определены цели, этапы, содержание процесса духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием народных традиций. Разработано планирование для старшей и подготовительной групп. Данная работа может быть использована в целях совершенствования деятельности по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, поставлена цель работы, задачи. Определены объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза.
В первой главе представлен анализ организации опытно-экспериментальной работы, направленной на духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций, проведена оценка эффективности проделанной работы.
Заключение содержит общие выводы по теме исследования.
Список использованной литературы содержит 7 источников.
Приложения включают фотографии.
Теоретическая база опыта.
Духовно-нравственное воспитание является важнейшим направлением воспитания, оказывающим определяющее влияние на все другие направления. Что будет заложено в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью. Важная роль в духовно-нравственном воспитании отводится детскому саду. Стало очевидным, что в обществе необходимо возрождение культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребёнка до школы.
Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живёт ребёнок. Культура – это система ценностей, закреплённая в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники – загадочное и удивительное явление народной культуры.
При этом теоретические основы духовно-нравственного воспитания современного дошкольника, несмотря на многочисленные исследования в этой области, остаются недостаточно разработанными. В результате анализа научной литературы были выявлены следующие проблемы:
- духовно-нравственное воспитание в большинстве случаев рассматривается как нравственное или религиозное;
- нет чётко определённых целей и задач духовно-нравственного воспитания в современных условиях;
- практически отсутствуют технологии духовно-нравственного воспитания.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания [4]. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу [4]. В совокупности они составляют основу личности, где духовность выступает как вектор движения, основа нравственности, её саморазвития.
Обратимся к целям духовно-нравственного воспитания. Основной целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям русской традиционной культуры, включающей гуманность, культуру поведения.
В соответствии с целями выделяются задачи духовно-нравственного воспитания:
- познание и прививание народной культуры и традиций;
- раскрытие духовной и нравственной одарённости ребёнка, его способностей и талантов;
- гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребёнка;
- формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
- одухотворение жизненного пространства ребёнка;
- защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребёнка;
- формирование опыта духовно-нравственного поведения.
В содержание духовно-нравственного воспитания дошкольников включено и развитие личности, имеющей нравственные и духовные ориентиры: духовный ориентир – уклонение от зла и выбор добра, гуманистический ориентир – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание, государственный ориентир – принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ [2].
Выявленные выше особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников позволили заключить, что эффективным средством духовно-нравственного воспитания могут служить народные традиции.
Народные традиции и фольклор являются формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Основными задачами духовно-нравственного воспитания дошкольников являются: (1)познание и прививание народной культуры и традиций; (2) раскрытие духовной и нравственной одарённости ребёнка, его способностей и талантов; (3) гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребёнка; (4) формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям; (5) одухотворение жизненного пространства ребёнка; (6) защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребёнка; (7) формирование опыта духовно-нравственного поведения.
Народные традиции являются элементами духовно-нравственной культуры и обладают значительным духовно-нравственным потенциалом, который отражают их классификация (мировоззренчески - ориентирующие, позиционно-ролевые, регламентирующие традиции) и функции (основные – воспитания духовно-нравственных качеств, формирования опыта духовно-нравственных отношений в детском коллективе и вспомогательные – культурно-просветительская и творчески-развивающая). В то же время народные традиции обладают значительным воспитательным потенциалом. Педагогическую сущность народных традиций отражают их сущностные признаки (социально-игровая сюжетика, практико-ориентированный характер, образовательно-воспитательная направленность, эмоциональная насыщенность), условия эффективного педагогического использования (сценарно-игровая технологичность, воспитательная организация, включение в деятельность).
Глава 1 Организация опытно-экспериментальной работы, направленной на духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций
Экспериментальная работа проводилась на базе детского сада «Снежинка» СП МБОУ «Новотырышкинская СОШ», с. Новотырышкино, Смоленского района, Алтайского края в течение 2021-2022 гг. г. В эксперименте участвовало 15 детей в возрасте 5-6 лет старшей группы .
В исследовании были выделены следующие этапы:
констатирующий;
формирующий;
контрольный.
На констатирующем этапе осуществлялось изучение научной и педагогической литературы по духовно-нравственному воспитанию с использованием русских традиций. Разработка критериев мониторинга. Выработка методов исследования, планирование и подготовка экспериментальной работы.
Работа разделена на условные модули: «Педагогические условия», «Диагностика», «Праздники и народные традиции», «Фольклор», «Музейная педагогика», «Семья».
Модуль «Педагогические условия».
Педагогические условия – это те обстоятельства, от которых зависит воспитание, образование и развитие ребёнка. Обстановка, в которой происходит воспитание, образование и развитие индивида; та среда, которая непосредственно влияет на процессы развития, обучения и воспитания (Приложение 1).
В работу по ознакомлению детей с народными традициями на подготовительном этапе были включены различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществлялась в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, музыкальных и занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности. Использовались разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность.
Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями - это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.
Большая часть работы проводится вне организованных занятий, в ходе совместной деятельности педагога и детей, в режимных моментах . Система работы строится на основе народного календаря. Год в детском саду начинается с сентября - значит и знакомство с традициями, обрядами и праздниками начинается с сентября. Мы используем примерные сценарии занятий. Работа по духовно-нравственному воспитанию спланирована для старшей и подготовительной групп .
Модуль «Диагностика».
На втором этапе (сентябрь 2021 - апрель 2022 гг. формирующий) проводился эксперимент, апробирована программа в старшей группе, проведён мониторинг (Приложение 2).
Диагностика позволила определить наиболее важные направления в работе по созданию условий для ознакомления и приобщения детей к традиционной народной культуре.
Для этого были выделены несколько структурных компонентов, целью которых явилось:
- определить уровень сформированности представлений детей о народных праздниках;
- выявление интереса к культуре и традициям своего народа;
- наличие опыта семейного воспитания, традиций и обычаев.
Методы проведения диагностики детей :
- наблюдение за детьми;
- индивидуальные беседы;
- тематические занятия, беседы, занятия-путешествия, занятия-викторины;
- вопросы поискового характера;
- игровая деятельность (подвижные игры, игры-забавы, игры нашего двора и т.д.);
- чтения художественных произведений (сказки, потешки, загадки, заклички и др.);
- рассматривание альбомов «Хохлома», «Гжель», «Как жили наши предки», «Как наши предки выращивали хлеб», «Как наши предки шили одежду».
Критерии диагностики: проявляет интерес к р.н.к., умеет играть в р.н.и., умеет рассказывать р.н.сказки, потешки, заклички, знает названия русских праздников, некоторые традиции, имеет представление о русской одежде, обуви, имеет представление о старинных предметах быта, узнаёт героев русского фольклора.
Диагностические методики.
«Картинки» Материал: картинки «дети красят яйца на Пасху», «сжигание чучела», «катание с горы», «колядование». Ребенку предлагают рассмотреть картинки и назвать, какие события или праздники здесь изображены.
Беседа «Народные традиции»
Есть ли у тебя любимый праздник и как ты отмечаешь его дома?
Какие народные праздники ты знаешь?
Какие праздники отмечают в твоей семье?
Как вы готовитесь к празднику (называется тот праздник, который обозначил ребенок)
Какие народные песенки, потешки, считалки игры ты знаешь?
Назови народные игры, в которые ты любишь играть?
С какими традициями и праздниками ты хочешь познакомиться? Почему?
Результатами проделанной работы с детьми являются:
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Результативность
На начало учебного года.
дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания народных праздников, не осознают их своеобразие и ценность каждой из народных культур.
знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости.
дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа.
у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.
небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.
Результаты мониторинга на конец учебного года.
дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.
у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.
дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.
у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором.
могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.
у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.
дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.
Модуль «Праздники и народные традиции».
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Основным условием успешного внедрения народных праздников в жизнь дошкольника, отмечает, всегда было и остается глубокое знание и свободное владение педагогом обширным народным репертуаром, а также методикой педагогического руководства (Приложение 3).
Работа в данном модуле включает следующие задачи:
создание условий для комплексной интеграции знаний детей через ознакомление дошкольников с народными праздниками и традициями русского народа;
воспитание уважения и положительного к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры, стремление возродить традиции семейного воспитания;
формировать чувства любви к большой и малой родине на основе изучения национальных культурных традиций;
обогащение музыкальными впечатлениями и развитие музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора;
Модуль «Фольклор».
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.
Модуль «Музейная педагогика».
Включает в себя организацию в ДОУ интерактивных выставок, создание на базе ДОУ музея русского быта «Горница» (Приложение 4).
Цель: Создать условия для ознакомления детей с бытом русской горницы и традициями русского народа.
Задачи:
1.Познакомить детей с горницей — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством, с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, лавка, сруб, т.д.). Привить интерес к предметам старины. Расширить словарный запас детей.
2.Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры — драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок.), развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
3.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
4. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению музея.
5. Воспитывать патриотические чувства.
Модуль «Семья».
Работа по духовно-нравственному воспитанию ведётся не только с детьми, но и с родителями.
Одно из ключевых направлений реализации проекта духовно-нравственного воспитания дошкольников является повышение педагогической культуры родителей (Приложение 5).
Работа с родителями велась по двум основным направлениям:
- Знакомство родителей с культурой и традициями русского народа через активные формы взаимодействия детей и родителей;
- Ознакомление их с традициями народных праздников и принципами организации воспитания в семье.
Третий этап (май 2022г.) заключительный. Обработка, обобщение результатов работы в форме конспектов занятий, формулирование выводов.
Используя фольклор и народные традиции на занятиях по духовно-нравственному воспитанию, мы заметили, что дети стали более инициативные и самостоятельные в игре, общении, обладают развитым воображением, проявляют любознательность, уверены в себе, стали более открыты внешнему миру.
Вывод :
Результатом всей работы является:
- формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям русской традиционной культуры, включающей гуманность, культуру поведения;
- развитие творческих способностей ребёнка;
- социально-личностное развитие детей (дружелюбие, толерантность, внимательность, жизнерадостность, правдивость, совестливость, активность, коммуникабельность).
Заключение :
Народные традиции являются формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Проведенное исследование позволило выявить и экспериментально апробировать педагогические условия использования народных традиций в качестве средства духовно-нравственного воспитания дошкольников.
В ходе исследования были сделаны следующие основные выводы. Основной целью Духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям русской традиционной культуры, включающей гуманность, культуру поведения.
Основными задачами духовно-нравственного воспитания являются:
- познание и прививание народной культуры и традиций;
- раскрытие духовной и нравственной одарённости ребёнка, его способностей и талантов;
- гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребёнка;
- формирование основ гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
- одухотворение жизненного пространства ребёнка;
- защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребёнка;
- формирование опыта духовно-нравственного поведения.
Народные традиции являются элементами духовно-нравственной культуры и обладают значительным; духовно-нравственным потенциалом, который отражают их классификация (мировоззренчески - ориентирующие, позиционно-ролевые, регламентирующие традиции) и функции (основные -воспитания духовно-нравственных качеств, формирования опыта духовно-нравственных отношений в детском коллективе и вспомогательные -культурно-просветительская и творчески-развивающая). В то же время народные традиции обладают значительным воспитательным потенциалом. Педагогическую сущность народных традиций отражают их сущностные признаки (социально-игровая сюжетика, практико-ориентированный характер, образовательно - воспитательная направленность, эмоциональная насыщенность) и условия эффективного педагогического использования (сценарно-игровая технологичность; воспитательная организация; включение в деятельность).
С целью оценки востребованности практики использования народных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников был проведен анализ и апробация парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой О.Л., Маханёвой М.Д. [5]
В качестве апробации результатов исследования в старшей группе проводилась экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием народных традиций.
Инструментарий процесса духовно - нравственного воспитания дошкольников с использованием народных традиций включает педагогические формы, методы, приемы.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса.
Список использованной литературы:
Федеральный закон «Об образовании в РФ».- М.: «Омега-Л», 2014.-135 с.;
Воронов В.В. Педагогика в двух словах: Конспект-пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001.- 192 с.;
Даминдарова Ф.В. Роль народных традиций в нравственном формировании личности (социально-философский аспект).- Диссертация канд. Филос. Наук. – Уфа, 2005.-193 с.;
Дошкольное образование. Словарь терминов / сост. Виноградова Н.А. и др. – М.: Айрис-Пресс, 2010.- 400 с.;
Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханёва. – СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 304 с.;
Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 4-е издание. - М.: Академия, 2002. – 415 с.;
Комментарии к ФГОС дошкольного образования. Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года №08-249. –
Приложение 1
Приложение 2
Мониторинг освоения программы духовно-нравственного воспитания 2021-2022 учебный год.
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5