СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Наши помощники - органы чувств»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект иследовательской деятельности.Расчитан на одну неделю.Каждый день посвящен одному из пяти органов чувств.

Просмотр содержимого документа
««Наши помощники - органы чувств»»

=-=






Проект:

«Наши помощники - органы чувств»






































Подготовили:

Игнатьева Н.В. воспитатель


Припузова Н.В. воспитатель










Г. Санкт- Петербург,2020

Аннотация проекта

Проектная деятельность «Наши помощники - органы чувств» проводилась с детьми в старшей группе. Данный проект содержит поиск ответов на вопросы: «Какие органы чувств есть у человека?» «Как органы чувств устроены?» «Зачем человеку органы чувств?» «Как сохранить органы чувств здоровыми?» В ходе реализации данного проекта применялась опытно экспериментальная деятельность. Проект реализован через просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

Срок реализации: краткосрочный одна неделя.

Вид проекта: познавательно – исследовательский

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Наши помощники - органы чувств»

Задачи:

Дети:

1. Познакомить детей с органами чувств человека, их функциями, ролью в жизни человека и правилами ухода за ними с целью сохранения здоровья.

2. Разработать с детьми правила ухода за органами чувств, и выполнять их дома и в детском саду 3. Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности. Педагоги:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.

2. Подобрать дидактические материалы, наглядные пособия, литературу, оборудование, иллюстрации, отвечающие детским потребностям при работе в проекте.

3. Обогатить развивающую среду по темам проекта.

Родители:

1. Участвовать в совместной реализации проекта.

2. Оказывать помощь детям в поисках информации, выполнении творческих заданий, в уходе и сохранении своего здоровья.

Актуальность:

Всё, что нас окружает и, что происходит вокруг, мы воспринимаем органами чувств. Наши чувства позволяют нам познавать мир. Нельзя недооценивать охрану этих жизненно важных органов. Природа одаривает ими человека один раз и на всю жизнь. Поэтому так важно научиться, правильно ими пользоваться. Взрослым порой бывает очень трудно убедить детей не кричать громко, не есть снег, мыть руки перед едой, хорошо пережевывать пищу, а не заглатывать её целиком, чистить зубы, не смотреть долго телевизор. А ведь, если мы не научим детей это делать, это может привести к большим проблемам. Если сформировать у детей представления о роли органов чувств в жизнедеятельности человека, научить бережно относиться к своему здоровью, научить правилам ухода за своим организмом, то у детей возникнет желание в дальнейшем самостоятельно заботиться о своем здоровье, воспитается привычка к ведению здорового образа жизни.

Предполагаемый результат:

Дети:

1. Познакомятся с органами чувств человека, их функциями, ролью и правилами ухода за ними с целью сохранения здоровья.

2. Разработают правила ухода за органами чувств.

Педагоги:

1. Разработан практический и методический материал по проекту.

2. Пополнены картотеки дидактических игр, стихов, загадок, опытов и экспериментов по теме проекта.

3. Пополнена развивающая среда наглядными материалами и игровыми пособиями.

Родители:

1. Совместное участие с детьми в сборе полезной информации об органах чувств, их уходе.

2. Совместное осуществление ухода за своим организмом в домашних условиях.

Реализации проекта:

1 этап:

Подбор наглядных и дидактических материалов по теме проекта: картинок, иллюстраций, плакатов по теме проекта, настольно-дидактических игр, картотек опытов и экспериментов.

Подбор литературы: стихотворений, рассказов, сказок, загадок, поговорок по теме проекта.

2 этап:

Просмотр презентации «Наши помощники - органы чувств»

Просмотр видеофильма «Анатомия для детей» (органы чувств)

Тематические беседы: «Глаза и их роль в жизни человека», «Мои помощники – уши», «Орган вкуса - язык», «Мой помощник – нос», «Свойства кожи».

Опытно- исследовательская деятельность «Что такое звук», «Какой бывает вкус?».

Игры «Жмурки с колокольчиком», «Слепой и поводырь», «Угадай на ощупь», «Глухой телефон». 

Составление правил и оформление памяток «Берегите уши». «Как сохранить обоняние», «Берегите глаза».

Опыт «Чистота наших рук», «Угадай на вкус», «Определи по запаху», «Телефон из спичечных коробков»

Изготовление лэпбука «Органы чувств»

3 этап:

Консультация для родителей: «Простудные заболевания и их профилактика»

Участие в фестивале проектов.

Продукты проекта:

Памятки «Берегите глаза», «Берегите нос», «Берегите уши»

Лэпбук «Органы чувств»

Используемая литература.

1. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В. Дыбина. – М.: ТЦ СФЕРА, 2015. – 192 с.

2. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб.1997.

3. Ричард Уокер Анатомия человека — иллюстрированный атлас для детей, Москва, «ОНИКС 21 век», 2001.

4. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.

5. Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. Москва, Школа-Пресс, 2001.

6. Митюгин И.Ю. Тактильная память. Москва. Центр Эйдос, 1991

7. Козлова, С.А. Тематический словарь в картинках. Я и мое тело: Органы чувств человека (Программа «Я – человек»)/ С.А. Козлова. – М.: Школьная пресса, 2005. – 40 с.

















































Приложение к проекту:


Понедельник


Беседа: «Глаза и их роль в жизни человека»

Цель: Формировать представление у детей о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.

Содержание беседы:

Воспитатель: Ребята я вам сейчас загадаю загадку, а вы ее отгадайте. На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются. (глаза) Правильно ребята - это глаза. Сегодня мы с вами поговорим о глазах. Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека. Ребята, а для чего человеку глаза? (С помощью глаз человек видит предметы, их цвет, форму, размер. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и времени). Рассказ педагога. Природа оберегает глаза – они расположены в специальных углублениях – глазницах. Закрывает этот «дом» специальная дверка под названием «веко». Если перед глазами появится опасность, веки закрываются. На лице видна только небольшая часть глаза. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Снаружи нам видны белковая и радужная оболочка. Радужная оболочка у разных людей может быть разного цвета. А в самом центре находится специальное отверстие – зрачок. С помощью зрачка мы видим свет и изображения предметов.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, для чего нужны человеку брови и ресницы? (ответы детей).

Правильно, и для красоты, и для удобства. Потечет со лба пот, его остановят брови; если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем.

Воспитатель: Ребята, а что может случится с нашими глаза если мы о них будем плохо заботиться? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, они могут заболеть. Давайте мы с вами рассмотрим картинки и определим, что плохо, а что хорошо для наших глаз. Составление правил «Что полезно и вредно для глаз?» А теперь скажите, что полезно для глаз? (Ответы детей). Для глаз полезно умывание, есть морковку, загорать на солнце в солнечных очках, летом носить бейсболку с большим козырьком, закрывающим глаза от солнца, играя в хоккей, прикрывать лицо маской и т. д.) А что вредно для глаз? (Ответы детей.) Для глаз вредно читать, лёжа в кровати, тереть глаза грязными руками, близко смотреть телевизор, долго играть в компьютерные или видеоигры, бегать с палками и т. д. Какой предмет, помогает людям, видящим плохо? Для каких целей люди используют очки? ((При плохом зрении, от яркого солнца, для защиты от внешних повреждений и т. д.) Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз? (Ответы детей.) Предложить детям закрыть глаза и рассказать, что они ощущают. Пройти с закрытыми глазами по группе, взять с полки книгу. Воспитатель: Как вы себя чувствовали? Почему не справились с заданием? Почему трудно? (Ответы детей). Воспитатель: На Земле есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения. Их называют слепыми. Трудно живется слепому человеку. Ребята, если мы увидим на улице слепого человека, как сможем помочь ему? (ответы детей). Правильно, можем помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить хлеб в магазине, лекарство в аптеке. Для таких людей открывают специальные школы, издают книги, они живут в своем мире.

Воспитатель: Ребята, что надо делать, чтобы глаза были здоровыми? (Беречь глаза, охранять их от пыли и грязи, делать гимнастику для глаз, не смотреть книги лежа, есть продукты содержащие витамины и т.д.)

Воспитатель: Правильно ребята, зрение надо беречь, глаза охранять, тренировать их, подпитывать витаминами. Надо есть морковку, чернику, шиповник. Давайте повторим правила по охране зрения, чтобы наши глаза всегда хорошо видели: 1.Нельзя тереть глаза грязными руками. 2.Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры. 3.Нужно оберегать глаза от едких и опасных жидкостей. 4.Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов. 5.Нужно есть продукты с витаминами. 6.Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль. 7.Нужно гулять на свежем воздухе.

Просмотр видеофильма «Анатомия для детей» (Познание)

Подвижные игры

«Жмурки с колокольчиком» Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: колокольчик, повязки.Ход игры: играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать) от водящего и при этом звонит.

Вариант. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны поймать его.

«Слепой и повадырь»

Цель: развитие межличностного доверия, умения чувствовать других.

+*/Дети разбиваются на пары. Один - «слепой», другой – «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. «Слепой» с закрытыми глазами встает сзади «поводыря» и держится одной рукой за его плечо. Цель поводыря – провести слепого так, чтобы тот не упал, не споткнулся, не ушибся. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться. Затем траектория и скорость движения увеличивайся.

Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями


































































Вторник

Беседа «Мои помощники — уши».

Цель: Формировать представление у детей о значимости органа слуха для человека.

Содержание беседы

Сегодня мы поговорим с вами еще об одном нашем очень важном органе – ухе. Его еще называют «орган слуха», догадываетесь, почему? Сколько у вас ушей? Как по-другому можно назвать «два»? (пара). Поэтому ухо еще называют парным органом.

Рассмотрите ухо своего соседа. Что вы можете о нем сказать?

На что ухо похоже? (Предположения детей).

Люди давно заметили, что ухо человека очень похоже на ракушку, по-другому – на раковину. Поэтому ухо называют «ушная раковина». Но раковина – только то, что нам видно. Ухо – очень сложный орган. Заметили дырочку в раковине, которая идет куда-то вглубь головы? Это слуховой проход (показ на иллюстрации из пособия «Человек»). Он идет очень глубоко, чтобы никто не мог туда забраться. Потому что в самом конце слухового прохода есть тоненькая-тоненькая пленочка – барабанная перепонка. Если ее повредить –человек может навсегда остаться глухим. Поэтому ни в коем случае нельзя ковыряться в ухе, засовывать в него бусинки, пуговки.

Внутри уха есть часть, которая называется «улитка». Догадались, почему такое название? «Улитка» в ухе следит за тем, чтобы мы различали громкие звуки и тихие, могли песенку отличить от марша.

Вот какой сложный орган – ухо. К тому же ухо – очень нежный орган, он не любит, когда в него попадает вода, или когда прямо в ухо дует холодный ветер.

За ушами надо следить: беречь их от ветра, от попадания посторонних предметов и от воды. А еще уши нужно содержать в чистоте – чистить их но только с помощью взрослых! И, конечно, нужно обращаться к доктору, если ухо вдруг заболит! Доктор этот называется «Ухо-горло-нос», значит, кроме ушей он еще лечит и другие органы – какие?

Игра «Услыхайка».

- А сейчас мы проверим, как вы хорошо слышите. Я буду за ширмой по-разному шуметь, а вы должны будете угадать, что это за звук и какие предметы их издают. (воспитатель шелестит бумагой; рвет бумагу; льет воду в стакан; чертит по бумаге карандашом; режет ножницами картон, хлопает в ладоши).

- Молодцы, ребята! А теперь попробуйте угадать звуки с закрытыми ушами. Прижмите ладошки к ушам крепко-крепко, и слушайте! (громкие звуки, вроде звука колокольчика, дети могут различить, а звук карандаша по бумаге – нет). Вы не все звуки смогли угадать, но вы играли. А бывает так, что у человека болезнь – нарушение слуха. Тогда он или плохо слышит, или не слышит совсем, и тогда ему приходится носить специальный аппарат, который ему поможет услышать разные звуки. Этот аппарат так и называют: «слуховой».

Опыт «Как шум уху мешает».

- Ребята, вы уже поняли, от чего уху может стать плохо. Но у уха есть еще враг. Это – шум. Ухо не любит очень громких звуков. Давайте, проверим. Поиграем в необычную игру. Как только я взмахну зеленым флажком, вы начинайте кричать, стучать, топать, визжать – в общем, шалить! В нашей игре это можно. Но имейте ввиду, я во время игры буду что-то говорить, а вы должны будете мне это повторить. Игра останавливается, как только я взмахну красным флажком. Готовы шалить? Начали! (взмах зеленым флажком). Пока дети шумят, воспитатель обычным спокойным голосом проговаривает слова «уши», «любят», «тишину». По сигналу красного флажка игра прекращается.

- Ну, кто-нибудь может сказать, какие слова я произнесла, пока вы шумели? Никто не услышал? Почему не услышали моих слов? А я сказала «Уши любят тишину»!

Какой вывод вы можете сделать? И заметьте: вы все не услышали! Даже тот, кто и не шумел, и не кричал вовсе, не услышал… Это значит, что если даже всего один человек шумит, страдают все вокруг. Какие вы можете назвать громкие звуки, которые мешают другим? (крики, громкая музыка, звук дрели). Эти звуки не просто неприятны, от них может заболеть голова. И если уж совсем некуда от таких звуков спрятаться, на помощь могут прийти специальные наушники.

Просмотр видеофильма «Анатомия для детей»

















Среда


Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми в старшей группы

«Язык»

Задачи:

Формировать представление детей о понятии «кислотность».

Развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Содержание деятельности:

Воспитатель: - Что такое органы чувств? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, правильно, это органы, с помощью которых человек воспринимает или чувствует окружающий мир.

Какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Какой орган чувств отвечает за распознавание вкуса? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие вкусы может распознать язык? (Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, что прислали нам (достаёт картинку языка) показывает детям.

Правильно, ребята. Что изображено на картинке? (Язык)

Язык расположен в ротовой полости. Язык - это мышца, которая способна различать вкус. На языке есть вкусовые сосочки, которые помогают различить вкус.

Воспитатель: Какой вкус может различать язык?

(Горький, кислый, сладкий и солёный, и ещё вкус испорченной пищи)

Воспитатель: Рецепторы вкуса располагаются в разных местах на языке.

Кончик языка – чувствует сладкое и солёное, боковые стороны языка – чувствуют кислое, корень языка - чувствует горькое.

При помощи языка пища передвигается в ротовой полости при пережёвывании. А ещё язык является органом речи.

Воспитатель

Ребята, у меня волшебный мешочек отгадайте, что в нем лежит

(Воспитатель берёт красивый мешочек, наполненный фруктами и читает загадки):

Я кислый был зелёный,

Созрел и пожелтел,

Из жарких стран, ребята,

Я к чаю прилетел,

Хоть кислый я, но знайте,

Со мною чай вкусней,

Добавлю аромата –

И станем здоровей! (Дети отгадывают загадки)

(Воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке лимон)

Само с кулачок,

Наливной бочок,

Потрогаешь – гладкое,

Откусишь – сладкое! (Ответы детей)

(Воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке яблоко)

Я оранжевый и круглый,

Прямо с солнечного юга! Можешь съесть меня, но только, Раздели сперва на дольки. Сам на солнышко похож. Как меня ты назовёшь? (Ответы детей)

(Воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке апельсин)

Воспитатель: Молодцы, а теперь определите на вкус, какой фрукт самый кислый.

(Фрукты заранее разрезаны на тарелочки, на маленькие кусочки, дети берут по кусочку яблоко, лимон, апельсин и пробуют на вкус, и отмечают, какой фрукт самый кислый.)

(Ответы детей)

Фрукты содержат аскорбиновую кислоту, которая в небольших количествах необходима нашему организму.

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, что нового вы узнали сегодня?

- Что вам понравилось?














Четверг

Беседа «Зачем человеку кожа?»

Цель: Формировать представления детей о роли коже в жизни человека. Содержание беседы: Сегодня мы продолжаем говорить об органах чувств человека. Как вы думаете, о чем идет речь в этом стихотворении? Тело сверху прикрываю, Защищаю и дышу. Пот наружу выделяю, Температурой тела руковожу. - А как вы думаете, зачем человеку нужна кожа? Какая от нее польза? (Выслушать все предположения детей.) Кожа надежно укрывает все, что находится внутри нас и выполняет защитную функцию. Рассмотрите внимательно свою кожу на руках.

-Какого цвета наша кожа?

-У всех ли людей кожа одинакового цвета? Оказывается цвет кожи зависит от того, сколько в ней «красок» - пигментов (черной, желтой) и от того как они смешиваются. Поэтому кожа бывает разного оттенка (черная, желтая, светлая).

-А как вы думаете, меняется ли кожа когда мы растем?(от младенца до бабушки). Свойства кожи изменяются с возрастом.

-Можно ли снять с себя кожу, как мы снимаем рубашку или платье… (Потяните слегка свою кожу, подергайте ее).

- Почему кожа на лице крепкая (потрогайте свои щечки), а на шее нет (предложить оттянуть слегка кожу на своей шее? …Кожа в одних местах упругая, а в других оттягивается от тела. - Почему на руках кожа мягкая, а на папиной ноге, куда он ботинки одевает, кожа твёрдая?. (В некоторых местах нашего тела кожа тонкая – на веках 1мм толщиной, а самая толстая кожа - на подошвах ног – до5 мм толщиной).

- Все ли наше тело покрыто кожей? Посмотрите внимательно на себя, своего соседа и решите, есть ли участки тела, не покрытые кожей. (Глаза, ногти, зубы).

- Ребята, о чем же может рассказать нам кожа? Может ли кожа «видеть» предметы?.

- Для того чтобы убедиться, что кожа помогает нам «видеть» мы поиграем с вами в игру «Угадай-ка», ведущие будут с завязанными глазами отгадывать разные предметы. (Вызвать 3 детей, завязать глаза).

1. Вата… – мягкий или твердый предмет? Мяч… – какой формы предмет?

2. Мальчик или девочка? Изучая при помощи пальцев прическу, ребенок определяет подошедшего к нему девочку или мальчика.

3. Банка с теплой водой – в руки, к щеке, к ноге; льдинка – прикосновения в те же места.

- Что рассказали вам ваши руки и ваша кожа? (Рассказывают о форме и твердости предметов, с её помощью мы чувствуем холод и тепло).

- А теперь, погладьте и ущипните свою кожу пальчиками. Что вы почувствовали? (Боль.) Да, кожа помогает нам почувствовать прикосновения и болевые ощущения, причем кожа пальцев рук имеет самую наибольшую чувствительность.

– А как вы думаете, есть ли такие предметы, которые могут поранить нашу кожу? (Ножницы, игла, огонь, горячая и ледяная вода, нож, розетка-электричество, стекло, укусы животных и насекомых, солнечные лучи).

Чтобы кожа была чистой и здоровой за ней надо правильно ухаживать. Как вы ухаживаете за своей кожей?

- Давайте вместе вспомним все случаи, когда нужно мыть руки с мылом: когда приходите домой; перед едой и после еды; после игр с животными; после посещения туалета.

- Надо не только мыть кожу, но и закалять её. Вечером перед сном необходимо принять душ, или вымыть ноги теплой водой, а потом можно облить и прохладной водой – это хорошая закалка. Какие еще вы знаете закаливающие процедуры? (Умывание, обтирание, утренняя зарядка, ходьба босиком, прогулки на свежем воздухе)

- Если посмотреть и погладить кожу как можно сказать про нее, какая она? (гладкая, ровная, шероховатая и др.).

- Ребята кожа кажется нам ровной и гладкой. Но что-то прячется на коже, давайте рассмотрим ее через лупу. Дети рассказывают, что увидели (мелкая сеточка, волоски, бугорки, складочки, впадинки).

- Посмотрите на кончики пальцев. На них из складочек образовался рисунок? Сравните свой рисунок на пальцах с рисунком на пальчиках своих ребят - соседей. Одинаковый ли на них рисунок? (Дети выполняют).

- На подушечках пальцев человека имеется неповторимый узор. Человека можно узнать по отпечатку пальцев, потому что у каждого он свой.

- Вот и познакомились мы с кожей. Что вам запомнилось больше всего?










Пятница

НОД «Для чего человеку нужен нос?»


Цель: формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Закрепить знания об органах чувств;

2. Познакомить детей с правилами профилактики простудных заболеваний;

3. Вспомнить правила пользования предметами туалета;

4. Воспитывать желание следить за своей внешностью и вести здоровый образ жизни.

Методическое обеспечение: фломастеры, альбомного листа, рисунки скульптур, рисунок носа в разрезе.

Ход занятия:

Рисование человека

Воспитатель стоит у мольберта и обращается к детям:

Отгадайте вот такую загадку:

Между двух светил я в середине один. (нос)

-- Да, это нос. Я вспомнила, как рисовала в детстве человека: точка, точка, два крючочка, носик, ротик, оборотик, ручки, ножки, огуречик – получился человечек. Вот такой человечек у меня на мольберте. Пожалуйста, сядьте за свои столы и нарисуйте фломастерами весёлых человечков.

(Дети рисуют)

-- Посмотрите на свои рисунки, как вы нарисовали нос своему человечку? На моём рисунке нос похож на острый угол, а у вас?

(Спрашивает у нескольких детей или, проходя у столов, комментирует рисунки форму носа на рисунках детей)


- Кто-то нарисовал палочку, кто-то точки, кто-то дугу. У каждого человечка нос имеет разную форму при изображении на бумаге. Скажите, а носы у всех людей похожи или отличаются?

Ответы детей)

2. Рассматривание рисунков скульптур

-- Посмотрите на фото скульптур. Что вы можете сказать о носах? Ответы детей)

-- Да, у одних скульптур маленькие носики, у других – большие. Есть носы прямые, а есть с изгибом - горбинкой. Носы – разного размера и разной формы. Обратите внимание на эту скульптуру. Лоб плавно переходит в нос. Такой нос называют греческим. А почему, как вы думаете?

(Такой нос у большинства людей, живущих в Греции)

-- Да, у некоторых людей между началом носа и лбом есть углубление. Когда кончик носа сильно приподнят, то такие носы называют курносыми. Такие носики бывают у малышей. Посмотрите друг на друга, видите свои курносики? А когда вы вырастете, то подрастут и ваши носики.

- А на какую геометрическую фигуру похож нос человека? (Ответы детей)

- Да, если смотреть человеку прямо в лицо, то нос напоминает треугольник.

3. Закрепление правил оказания первой помощи при ушибах носа

-- Когда я была возрастом как вы, зимой любила кататься на санках с горки. Однажды мои санки перевернулись, и я ударилась носом о ледяную горку. Было так больно, что показалось, искры из глаз посыпались. Боль долго не проходила, и я тогда подумала, зачем мне нужен такой нос? Потом нос распух и стал синим. Как вы думаете, что надо было сделать, чтобы облегчить боль?

(Ответы детей)

- Можно было в носовой платок положить чистый снег или лёд и приложить к носу. К ушибленному месту всегда прикладывают холод. А я не знала об этом. Надо было сразу идти домой к родителям, а я продолжала кататься на санках.

Физкультминутка

4. Проблемная ситуация

-- А вы задумывались, для чего человеку нужен нос? (Ответы детей)

- Правильно, но дышать можно и ртом. Смотрите.

(В. зажимает пальцами нос и дышит ртом, дети повторяют)

-- Расскажите мне о своих ощущениях, когда дышали ртом. (Дети делятся впечатлениями)

- А попробуйте дышать и говорить с зажатым носом, что происходит с вашим носом? (дети рассказывают)

-- Да, голос меняется. Когда у вас насморк и нос не дышит, кажется, что воздуха не хватает и можно задохнуться. Нос очень нужен для того, чтобы сохранять наше здоровье. Может, кто-то знает, как это происходит? (Ответы детей)

-- Что находится внутри носа? Возьмите маленькие зеркальца и посмотрите внимательно на свой нос, его форму, размеры. Потом запрокиньте немного голову и посмотрите, что находится внутри носа? (Ответы детей)

-- В носу вы увидели два прохода, разделённых между собой носовой перегородкой. Перегородка тоненькая и при надавливании на неё может покачиваться. Через носовые проходы заходит воздух, который попадает в лёгкие. Стенки носового прохода покрыты волосиками. Как вы думаете, для чего они там нужны? (Ответы детей)

-- Волосики задерживают пылинки и микробы, которые летают в воздухе. Они выполняют роль охранников. Стенки носового прохода покрыты жидкостью – слизью, на которой эти пылинки и микробы осаживаются, а воздух очищается и прогревается в это время, когда проходит по проходам. Когда в носу скапливается много микробов, человек начинает чихать. Тогда микробы вылетают из носовых проходов и могут заразить рядом стоящих людей. Что же делать, если хочется чихнуть?(Ответы детей)

-- Поэтому у каждого человека должен быть свой носовой платок. Поднимите руки, у кого сегодня есть с собой носовой платочек. Завтра попросите у своих мам носовые платки и носите их с собой постоянно, каждый день свежий.


6. Рассказ воспитателя о профилактике простудных заболеваний

- Когда нос вас просит погулять и вы гуляете долго, то можно и заболеть в морозную и прохладную погоду. Как только у человека замерзают ноги, из носа начинает капать жидкость, начинается насморк. Как от него лечиться? (Ответы детей)


- Надо не переохлаждаться на прогулке. Но если это случилось, надо попить горячего чая с лимоном или малиновым вареньем, попарить ноги в горячей воде, вытереть их насухо и надеть тёплые шерстяные носки. А ещё нос рекомендуют промывать морской водой в холодный период, чтобы не болеть простудными заболеваниями.

8. Правила для носа

- Берегите свой нос и всегда проявляйте заботу о нём. В жизни человека есть правила, которые ему необходимо соблюдать. Есть правила и для носа. Попробуем рассказать друг другу, что же можно делать с носом и чего нельзя. Не суй в нос посторонние предметы, так можно поранить нос. При чихании всегда прикрывай нос платочком, чтобы не заразить других людей. Никогда не пользуйся чужим носовым платком. Постоянно при умывании очищай нос от слизи и пыли.