Настольная игра по развитию речи
«Умные классики»
Цель игры: Развитие речи детей, обучение грамоте и подготовка к школе.
Правила игры: первыми допрыгать до конца классиков (передвинуть свою фишку). Чтобы сделать один ход (передвинуть свою фишку на одну клеточку), нужно выполнить задание. Игроки по очереди бросают кубик или карандаш с гранями и смотрят, что за цифра на нем выпала. Значит, столько слов нужно будет придумать. Какие же это будут слова? Чтобы это определить делаем снова выбор на удачу: для этого либо вытаскиваем карточку с заданием из мешочка или из коробки, или бросаем кубик с заданиями.
Для игры понадобится:
1. Игровое поле: листы бумаги с вариантами обычных классиков
2. Кубик с цифрами или точками. Какая цифра стоит или сколько точек нарисовано – столько игроки и должны будут подобрать слов.
3. Кубики или карточки с заданиями
Вариант 1: Карточки с заданиями. Рисуем задания на картонных квадратиках или прямоугольниках. Например, если мы учимся делить слова на слоги, то на карточках рисуем слоговые схемы слов.
Вариант 2: Рисуем задания на еще одном кубике. Очень удобно использовать для этого старые кубики, обклеив их бумагой и нарисовав на них задания.
4. Фишки, которые будут передвигаться по классикам, по числу игроков.
Примеры заданий для игры:
I вариант игры: мягкий – твердый согласный.
Придумываем с детьми в игре слова, которые начинаются с определенного звука. Тогда на кубике или карточке у Вас будет нарисованы картинки. С какого звука начинается название предмета на картинке – с такого звука мы и будем подбирать слова. Например, если ребенку на кубике с цифрами выпала цифра три (значит, надо будет придумать три слова), а на кубике с заданиями – картинками — картинка «Мишка», то анализируем это слово : мьььььишка. Первый звук — [м`], мягкий согласный. Значит, надо придумать три слова, начинающихся со звука [м`]. Например: мяч, мёд, медведь.
Если ребенку выпал на первом кубике с точками или цифрами цифра один, а на кубике с заданиями картинка с топором, то тогда проговариваем слово: Топор. Первый звук – т. Нужно придумать одно слово, начинающееся со звука [т]. Например: транспорт.
II вариант игры: сколько слогов в слове.
Рисуем на кубике с заданиями слоговые схемы слов (сколько «лодочек» — столько слогов в слове). Например, на кубике выпало 4 точки – значит, надо будет придумать 4 слова. Какие слова? Выбираем на удачу задание – бросаем кубик с заданиями или вытаскиваем карточку из коробки. Смотрим – на карточке нарисованы «две лодочки» — два слога. Значит, надо придумать 4 слова из 2 слогов. Прохлопываем слова – проверяем. Например: мама, щенок, совок, метла.
III вариант игры: придумай предложения из определенного количества слов.
На кубике с заданиями нарисованы схемы предложений. Например, ребенок бросает кубик с цифрами или точками, и выпадает цифра 3. Значит, надо будет придумать три разных предложения. На втором кубике с заданиями ему выпадает схема предложения из 3 слов. Ребенок придумывает предложения: Мама пришла домой. Медведь спит зимой. Я люблю мороженое.
IV вариант игры: придумай предложение с заданным словом.
На кубике с заданиями изображаем картинки. Например, стол, белочка, машина, дерево, солнце, карандаш. Ребенок бросает первый кубик (от 1 до 3 точек или цифр). Выпадает цифра 2. Значит, ему нужно будет придумать два предложения. Выбираем на удачу слово. Попало слово карандаш. Придумываем два предложения со словом карандаш. Например: «Карандаш лежит на столе. Карандаш острый». Если же ребенок бросает кубик, и ему выпадает серая грань: «Серый цвет – пути нет», то он пропускает ход и делает один шаг назад по классикам. Если же ему выпала пустая карточка – он делает ход вперед без всяких заданий. Дети очень любят такие неожиданности.
V вариант игры – подбираем слова с заданной буквой или слогом.
На кубике написана буква или слог. Нужно назвать букву или слог вслух и придумать слова, в которых есть эта буква или заданный слог. Игра позволяет расширить словарный запас ребенка. Перед игрой выпишите список слов с заданными слогами, чтобы Вы могли подсказывать ребенку (у многих взрослых проблема – вспомнить слова).
Еще один вариант игры со слогами – подобрать рифму и придумать чистоговорку. Например, на кубике написано «ры». Нужно придумать чистоговорку с этим слогом: «Ры-ры-ры – вот летят шары», «ры-ры-ры - катимся с горы», «Ры-ры-ры-это топоры».